Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Иконы были на всех квартирах А.С.Пушкина в Петербурге и Москве, в которых он жил или многократно посещал, они были и в Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском. Поэт постоянно видел их в храмах, как в детстве, так и позже в Лицее во время богослужений. И в ссылке, в Кишинёве и Одессе, он, по обычаям того времени, посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания.

Бывая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре, который, по словам сестры, Пушкина Ольги, «сделался как бы родовым кладбищем» В монастыре находились две чудотворные иконы Божией Матери-Одигрия и «Умиление». Явление первой иконы произошло следующим образом. В 1653 году пятнадцатилетнему пастуху, юродивому Тимофею, на Синичьей горе было видение: он услышал голос, возвестивший, что на этом месте через шесть лет воссияет Божия благодать. Через шесть лет он пришёл на эту гору и увидел в ветвях сосны икону Божией Матери Одигрии. Жители близ лежащего села Воронич пришли туда крестным ходом со встречальной иконой «Умиление». Когда-то Воронич был крепостью. В ней было два храма: Ильинский и Георгиевский. Икона «Умиление» находилась в Георгиевской церкви. Ни тот, ни другой храм уже ко времени Пушкина не сохранились. Крепость вызывала заметный интерес поэта, поскольку Лжедмитрий проходил через Воронич. По просьбе Пушкина священник приходской церкви Воронича о. Илларион переписал для него историю воронического погоста, что отозвалось потом в «Борисе Годунове» - в первоначальном варианте заголовка значилось: « Писано быть Алексашкою Пушкиным на городище Ворониче». Только Тимофей мог снять икону Божией Матери Одигрии с ветвей дерева. Поле этого обе иконы поместили в Георгиевском храме Воронича. Царь Иван Грозный, узнав о явлении чудотворной иконы, повелел поставить там часовню, а гору назвали Святой. Через год, когда часовня сгорела, по указу царя был построен каменный Успенский храм и основан монастырь, получивший название Святогорского.

Икона Одигрии Святогорской в XIX веке пользовалась большим почитанием в окрестностях монастыря и летом её торжественно носили по близлежащим сёлам, оставляя её там на время, служа молебны и читая перед ней акафисты. Празднование в честь иконы бывало два раза в году: 17 июля и 1 октября на Покров Пресвятой Богородицы. Пушкин знал предания, связанные с явленной иконой, не раз видел её и встречальную икону «Умиление» в монастырском храме, был свидетелем крестных ходов.

Весною1836 года в Петербурге умерла Надежда Осиповна – мать поэта. Пушкин, согласно завещанию, привёз тело покойной в Святогорский монастырь, в ограде которого возле Успенского храма захоронили усопшую. В день возвращения в Петербург Пушкин зашёл в монастырь и с каким-то тайным предчувствием купил место для своей могилы. Игумен Геннадий в книге доходов и расходов пометил: «Получено от г-на Пушкина за место на кладбище 10 рублей. Сделан г-ом Пушкиным обители вклад-шандал бронзовый с малахитом и икона Богородицы – пядичная в серебряном окладе с жемчугом». Икона стала вкладом по усопшей родительнице, но также и залогом собственного упокоения поэта в освящённой земле Святогорской обители.

Икона встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с самых ранних. У поэта остались детские впечатления, связанные с иконами. В отрывке «Сон» он вспоминает свою бабушку Марию Александровну Ганнибал, которая перед сном рассказывала ему сказки:

От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик прабабушкин чепец….(*1)

В другом стихотворении - «Мечтатель» с ярко выраженными автобиографическими мотивами, повторявшимися в лирике Пушкина неоднократно до последних дней жизни, лирический герой описывает «мирный кров» в глуши, где ничто не мешало бы отдаться поэтическому творчеству:

И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
В камине нагорела;
Стоит богов домашних лик
В кивоте небогатом,
И бледный теплится ночник
Пред глиняным пенатам (*2)

Пенатами древние римляне называли богов-хранителей древнего очага, семьи, позже - всего народа. Лик в церковнославянском языке означает не только лицо, образ, изображение, но и ликование, торжество, а также собрание, совокупность людей, например, лик святых. Очевидно, что Пушкин здесь имеет ввиду собрание икон-покровителей домашнего очага и семьи. В следующих строках мечтатель называет их по именам: Зевс и Муза. Шестнадцатилетний поэт сознательно смешивает христианство с язычеством. Пушкин в юности действительно как бы делил себя на поэта и человека: Пушкин-человек соблюдал большую часть православных обрядов, Пушкин – поэт воспевал покровительство Аполлона (Феба ), Диониса (Вакха), Афродиты (Венеры) и безымянных муз. От этого деления и противопоставления в себе поэта и человека Пушкин начал освобождаться с конца 20-х годов.

Иконы, красный угол есть в домах у многих героев Пушкина. В известной повести гробовщик переезжает на новую квартиру на Никитской улице. Там он начинает обустраивается : «Вскоре порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определённые углы в задней комнате; гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами». (*3) Обратим внимание, что порядок у Пушкина начинается с красного угла, с киота, и лишь потом следует мебель, а за ней изделия хозяина.

В « Пиковой даме» Пушкин описывает, как Герман пробирается в квартиру старой графини: «Зала и гостиная были темны. Лампа слабо освещала их из передней. Герман вошёл в спальню. Перед кивотами, наполненными старыми образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями».(*4) Потом, пишет Пушкин, «свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою» (*5) Интересно сравнить этот эпизод с другим явлением графини Герману после своей кончины. Герман неожиданно проснулся среди ночи, комнату его освещала луна, именно в этом таинственном, но неверном и обманчивом свете луны ему явилась графиня, чтобы сообщить свой «секрет».

А вот светёлка больной Наташи из «Арапа Петра Великого»: «Тихо теплилась лампада перед стеклянным кивотом, в коем блистали золотые и серебряные оклады наследственных икон. Дрожащий свет её слабо озарял занавешенную кровать и столик, уставленный склянками с ярлыками». (*6) И здесь, как видим, взгляд писателя движется от икон к лекарствам. Может быть, в этой последовательности заключена уверенность: если Бог не поможет, то никакие лекарства не спасут.

В красном углу возле икон обычно хранили маленькие домашние святыньки: просфоры, освящённый елей, церковныё свечи, ладан, засохшие благовещенские прутики вербы. В одном отрывке у Пушкина есть описание красного угла:

С перегородкою каморки,
Довольно чистенькие норки,
В углу на полке образа,
Под ними вербная лоза
С иссохшей просвирой и свечкой …

Можно заметить, что иконы стоят на особой полочке, ибо иконы нельзя вешать, а можно только ставить. Просфора же иссохшая, поскольку её хранят дома долгое время и принимают маленький кусочек только в случае болезни.

В поэме «Монах», написанной поэтом в четырнадцатилетнем возрасте, к иконе заставляет обратиться сама тема: невозможно представить себе келью монаха без иконы.

Уж тёмна ночь на небеса всходила,
Уж в городах утих вседневный шум,
Луна в окно монаха осветила.
В молитвенник весь, устремивши ум,
Панкратий наш Николы пред иконой
Со вздохами земные клал поклоны. (*7)

Красный угол с любимыми иконами, как бы окно в небо, в Царствие Небесное, это место всегдашней молитвы. Когда приходит искушение, Панкратий опять ищет спасения под иконами:

Ни жив, ни мёртв сидит под образами
Чернец, молясь обеими руками (*8)

И именно под иконами Панкратий находит «противоядие» против бесовского искушения: встав из-под образов, он окропляет юбку святой водой, и бес является в своём безобразном истинном виде.

В поэме «Бахчисарайский фонтан »Пушкин описывает комнату заключённой в гарем полячки Марии как монашескую келью:

Гарема в дальнем отделенье
Позволено ей жить одной:
И, мнится в том уединенье
Сокрылся некто неземной.
Там день и ночь горит лампада
Пред ликом Девы Пресвятой….
И между тем, как всё вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасённый чудом уголок… (*9)

Этот уголок поэт описывает ещё раз, но уже глазами Заремы. Он производит сильное впечатление на грузинку, которая ночью пробирается в комнату невольной соперницы.

Вошла, взирает с изумленьем…..
И тайный страх в неё проник.
Лампады свет уединённый,
Кивот печально озарённый,
Пречистой Девы кроткий Лик
И крест, символ любви священный.
Грузинка! Всё в душе твоей
Родное что-то пробудило… (*10)

Икона в комнате Марии и теплящаяся перед ней лампада-символ живой веры – служит неожиданным упрёком Зареме, ведь она в противоположность полячке «между невольницами хана забыла веру прежних дней ».(*11) И, однако, именно перед иконой она просит Марию о клятве христианской верой.

Икона у Пушкина, как в поэме « Монах», защищает человека от нечистой силы. Причём важно, чтобы перед иконой горела лампада или свеча. Тогда икона обретает особую чудодейственную силу. В «Русалке » княгиня, опасаясь за мужа, призывает мамку:

Ах, боже мой! в лесу ночной порою
И дикий зверь, и лютый человек,
И леший бродит - долго ль до беды.
Скорей зажги свечу перед иконой … (*12)

Иконы помогают героям Пушкина в самых разных ситуациях. Как Самсон Вырин находит в Петербурге свою Дуняшку? Когда на второй раз ротмистр Минский не принял старика и тот отчаялся увидеть дочь, станционный смотритель пошёл в церковь и заказал молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И Богородица через свой чудотворный образ помогла ему: когда Самсон Вырин шёл из церкви на Шпалерной по Литейному проспекту, он увидел Минского, последовал за ним и так попал в квартиру, где проживала его дочь. В Петербурге прославились несколько чудотворных икон Богородицы. Та, перед которой заказал молебен Самсон Вырин, была явлена в Москве в храме Преображения на Ордынке сестре патриарха Иоакима в 1648 году. Сестра Петра I Наталья Алексеевна заказала список чудотворной иконы и привезла его в Петербург. Икона была в походе с Петром против турок. В память спасения и Государя, и армии при реке Прут в 1711 году Пётр построил храм Воскресения, в котором и поставил икону. Позже на этом месте Елисавета Петровна построила каменный храм, освящённый в честь чудотворной Скорбященской иконы (был закрыт, ныне восстанавливается, и в нём совершаются богослужения, как во времена пушкинского смотрителя). Храм стоит на Шпалерной улице, которая выходит на Литейный проспект, поэтому Самсон Вырин после молебна и оказался на Литейном. В настоящее время чудотворная икона находится в Спасо-Преображенском храме, так что если бы ныне Самсон Вырин отслужил молебен иконе, то он опять легко бы вышел на Литейный, но с другой стороны.

Красный угол есть и в другом произведении Пушкина – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях ». Поэт называет братьев «богатырями », но занимаются они молодецким разбоем. Эпизод, в котором царевна, оставшись одна, получила от старушки золотое яблочко и, не выдержав, откусила кусочек.

Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала… (*13)

Обратим внимание, что царевна падает не на пол, а в красный угол - самое святое место в избе. То, что она упала именно под иконы, служит залогом её пробуждения от смертного сна. Сказочные и христианские мотивы здесь переплетаются (как ранее языческие и христианские).

Как и большинство писателей XIX века, Пушкин называет иконную живопись тёмной. Действительно, до конца столетия потемневший слой олифы, которая покрывала иконы, не умели удалять.

Важное место занимают иконы в свадебном обряде. Фактически всё начинается с благословения образами. В отрывке «Участь моя решена. Я женюсь…», имеющем автобиографический характер, Пушкин описывает такое благословение иконами: «Позвали Надиньку - она вошла бледная неловкая. Отец вышел и вынес образа Николая Чудотворца и Казанской Богоматери. Нас благословили. Надинька подала мне холодную, безответную руку, мать заговорила о приданом, отец о саратовской деревне - и я жених ». (*14)

Биографический характер имеет у Пушкина и ещё одно благословение иконами. В наброске «Начало биографии» Пушкин рассказывает о том, как его предок Ганнибал долгое время не хотел возвращаться из Парижа в Россию. Вернулся он лишь после адресованного ему специального письма царя Петра. Далее Пушкин пишет: «Государь выехал к нему навстречу и благословил образам Петра и Павла, который хранился у его сыновей ». (*15) Здесь благословение образом – знак примирения, любви и благословения на жизнь в России. Не случайно Пётр выбрал и икону: в честь святого апостола Петра был крещён сам царь, но, главное, в 1707 году царь крестил Ибрагима, и в крещении тот тоже стал Петром. Правда, Ганнибал это имя почти не употреблял и называл себя Абрамом Петровичем (Абрам или Ибрагим в другом произношении). В 1742 году царица Елизавета подарила Абраму Ганнибалу имение, которое получило название Петровское - в честь Петра I. В наброске «Начало биографии» Пушкин сообщает, что он пытался разыскать благословенную икону царя Петра, но безуспешно.

Вспомним драматичное благословение Маши в повести «Дубровский »: «С Богом, - отвечал Кирилла Петрович и, взяв со стола образ, - подойди ко мне, Маша, - сказал он ей тронутым голосом, - благословляю тебя … - Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала». (*16) Маша рыдает, потому что родительское благословение иконами - это Божие благословение. Венчание ещё не состоялось, но до него остался лишь один шаг, исправить ничего нельзя и отступать уже поздно, что и показывают дальнейшие события в повести.

Благословение молодой четы иконами у Пушкина имеет и собственно обрядовые, и исторические, и автобиографические корни. Поэтому образами благословляют молодых у поэта даже в сказках. В упоминавшемся уже «Женихе» к родителям Наташи приходит сваха, рассказывает о женихе и сразу приступает к делу:

Катаясь, видел он вчера
Её за воротами,
Не по рукам ли, да со двора,
Да в церковь с образами? (*17)

И в «Сказке о царе Салтане », когда князь Гвидон решает взять в жёны царевну Лебедь, он обращается сначала за благословением к матери:

«Государыня – родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слёзы льёт и говорит:
«Бог вас, дети, наградит». (*18)

После венчания супруги обычно отправлялись в свой дом. Родители или особо доверенные близкие люди спешили впереди молодой четы и встречали её в новом жилище с иконами. Л.Н.Павлищев, муж сестры Пушкина Ольги, вспоминает: «Иконофором (венчальной иконой) при обряде (венчания Пушкина с Гончаровой) был малолетний сын кн. Вяземского Павел, а родитель его и П.В.Нащёкин, уехав прежде новобрачных, встретил Пушкиных с образом на новой квартире молодой четы».(*19)

В роли встречающих молодых с иконой на новой квартире выступал и сам Пушкин, кстати, вместе с А.П.Керн, которая вспоминает: «В квартире Дельвига мы вместе с Александром Сергеевичем имели поручение от его матери, Надежды Осиповны, принять и благословить образом и хлебом новобрачных Павлищева и сестру Пушкина Ольгу. Я с гордостью приняла это поручение и с умилением его исполнила».(*20)

Литая медная иконка есть на могильном кресте покойного Самсона Вырина в «Станционном смотрителе». Устами Белкина Пушкин повествует: « - Вот могила старого смотрителя, - сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом».(*21)

В «Борисе Годунове »Пушкин рассказывает о призвании Бориса на царство:

Заутра вновь святейший Патриарх,
В Кремле, отпев торжественно молебен,
Предшествуем хоругвями святыми,
С иконами Владимирской, Донской,
Воздвижится; а с ними синклит, бояре,
Да сонм дворян, да выборные люди
И весь народ московский православный,
Мы все пойдём молить царицу вновь,
Да сжалиться над сирою Москвою
И на венец благословит Бориса … (*22)

Пушкин хорошо знал и часто использовал в своей поэзии и прозе «Историю». Н.М. Карамзина, который описывает торжественное шествие из Кремля в Новодевичий монастырь для призвания Бориса.

Пушкин уделял внимание иконам и в подготовительных материалах к своим историческим сочинениям. Когда поэт в «Истории Петра» описывает стрелецкий бунт, он не забывает упомянуть об иконе: «Мая 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль ».(*23) Позже Пушкин рассказывает, как царевна Софья пыталась примириться с братом, который находился в Троице-Сергиевой Лавре, и послала в монастырь в качестве посредника патриарха: «Патриарх задержан был в монастыре. Царевна в ужасе поехала сама, в сопровождении знатных особ, держа в руках икону Спасителеву. Но Пётр узнал, что она остановилась в селе Воздвиженском, послал к ней стольника Ивана Ивановича Бутурлина сказать, что в монастырь её не впустят и чтоб она поехала назад». (*24)

В «Истории Петра » Пушкин делает такую запись: «Народ почитал Петра антихристом » (*25). Одной из причин, по которым в действиях Петра видели антихристианские начала, было бритьё бород. Как видно по записям поэта, эта проблема заинтересовала его, и ниже он делает выписку из постановлений Стоглавого Собора: «…Если Господь сотворил мужчину так, что у него растёт борода, то она становиться неотъемлемой частью образа Божия, а потому брить её - значит искажать этот заданный образ своим вмешательством. И на иконах всегда Спаситель изображается всегда с бородой; с бородой пишутся и все святые, кроме юношей».

В подготовительных материалах встречается ещё такая запись Пушкина: царь приказал «в церковь своих икон из дому не носить » (*26) В XVII веке существовал обычай приносить в храм свои, так называемые «собинные » или «особные », иконы и оставлять их там. Владелец иконы молился преимущественно перед ней, перед ней также ставил свечи. Не известно, когда это зародилось, но дожило до времён Петра, и ему ещё раз пришлось запрещать её, что и отметил Пушкин под 1723 годом.

Ещё одна запись Пушкина относиться к иконопочитанию. Царь приказал: « Не целовать икон и мощей во время службы и штрафу брать в церкви же по одному рублю ».(*27) Здесь речь идёт о поддержании простого порядка и благочиния в храме.

Особое место занимают у Пушкина упоминания об иконах в «Истории пугачёвского бунта »; их около сорока. Во-первых, к помощи и заступлению чудотворных икон прибегают осажденные в Казани: «Преосвященный архиепископ Вениамин во всё время приступа находился в крепости, в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие брёвна, со всем бывшим при нём духовенством, сопровождаемый народом, обошёл снутри крепость при молебном пении ». (*28) Как известно, город был выжжен дотла, но подоспевший на помощь Михельсон заставил Пугачёва отступить, и Казанский Кремль уцелел.

Во-вторых, поэт обращает внимание на то, как народ и священники встречали Пугачёва, когда он входил в очередной населённый пункт или брал его приступом. Пушкин много раз отмечает: « Поп ожидал Пугачёва с крестом и святыми иконами ». Свидетелем одной такой встречи, как сообщает Пушкин, был поэт Г.Р.Державин: «…Подъезжая к городу, услышал он (Державин) колокольный звон и увидел передовые толпы мятежников, вступающие в город, и духовенство вышедшее к ним навстречу с образами и хлебом » (*29)

В-третьих, и сам Пугачёв, когда его встречали подобным образом, торжественно прикладывался к иконам, доказывая своё правоверие, как православного царя, и принимал хлеб-соль. Когда же он выбирал для себя дом в новопокорённом или сдавшемся городе, то, отметил Пушкин, садился в красный угол под иконы и оттуда вершил суд и расправу. (*30)

В – четвёртых, солдат, казаков, офицеров, переходивших на сторону Пугачёва, приводили к присяге новому царю перед иконами, как записано Пушкиным во втором документальном томе «Истории пугачёвского бунта».

Наконец, в-пятых, несмотря на внешне высказываемое иконопочитание со стороны Пугачёва, его сподвижники и войско после взятия города начинали грабёж монастырей и храмов. При этом надруганиями и кощунству подвергались и иконы, поскольку обычно оклады были серебряные или золотые. Святотатствовали и уничтожали иконы и предшественники Пугачёва Стенька Разин в конце XVII века и Кондрат Булавин вначале XVIII века. Иконы в храмах и монастырях уничтожали все завоеватели русской земли: шведы, немцы, поляки, французы, о чём также сохранилось немало свидетельств. Но, конечно, один из самых больших ударов по русскому иконописанию был нанесён большевикам: огромную часть икон уничтожили, немалую часть икон продали за границу за бесценок; были насильственно закрыты все иконописные мастерские. Пушкин, собирая материалы о восстании Пугачёва, как будто предупреждал и даже предсказывал возможность повторения такого варварского и кощунственного иконоборства.

Следует сказать ещё об одной форме присутствия иконы в творчестве Пушкина, когда икона не названа, о ней не сказано, она не заметна. В известном стихотворении «Мадонна» читаем:

Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель-
Она с величием, Он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без Ангелов, под пальмою Сиона. (*31)

В комментариях к этому стихотворению говорится, что речь идёт о белокурой Мадонне Перуджино, перед которой Пушкин, по его выражению, часами простаивал в Петербурге. Мадонна была внешне похожа на Наталью Николаевну, и поэт не купил её только из-за высокой цены –40000 рублей. (*32) Однако у Перуджино нет Мадонны только с ангелами, которых было бы легко убрать мысленно из композиции, что делает Пушкин. Возможно, это была копия старой картины Рафаэля. Примечательно, что поэт не сравнивает религиозную живопись с иконописью.

Ещё в одном стихотворении икона невидимо присутствует у Пушкина – «Вначале жизни школу помню я …» К интерпретации обращались и И.Анненсий, и Д. Мережковский, и В.Брюсов и едва ли не все учёные – пушкинисты. Много загадок в этом стихотворении. Б.А.Васильев предлагает новую интереснейшую интерпретацию пушкинского образа величавой Жены – это чудотворная икона Божией Матери «Знамение». Икона эта, согласно преданию, была привезена в подарок царю Алексею Михайловичу из Византии. Царица очень почитала икону, поскольку в дань празднования иконы (27 ноября) она официально взошла на престол. В честь иконы царица построила в роще Царского Села Знаменскую церковь. Позже в эту церковь ходили лицеисты. Пушкин, конечно, не раз молился перед этой иконой. И вот от этой Жены убегал отрок в Екатерининский сад к статуям Аполлона и Вакха, которые против его воли влекли его к себе. Главный смысл стихотворения – в запоздалом покаянии поэта перед величавой Женой за то, что он в юности часто не прислушивался к Ней, а убегал к языческим кумирам. Стихотворение считается, как и многие другие произведения поэта, незаконченным. Итак, всё стихотворение есть покаяние за юношеские измены Жене, Лик которой был запечатлён на чудотворной иконе.

Таким образом, икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство перед ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина, или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пушкин А. С. Полн. Собр. соч.: В10 т. М.,1974-1976.

2. Приют, сияньем муз одетый. М.,1979.

3. А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. М.,1994.

4. А.С.Пушкин: путь к Православию. М.,1996.

5. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993.

6. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.,1982

7. Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994.

ПРИМЕЧАНИЯ

(*1)-т.1, с.168 (*11)-т.4 с.141 (*21)-т.6 с.98

(*2)-т.1 с. 108 (*12)-т.5 с.377 (*22)-т.5.с.192-193

(*3)-т.6 с.81 (*13)-т.4 с.353 (*23)-т.9 с.18-19

(*4)-т.6 с.224 (*14)-т.6 с.390 (*24)-т.9 с.30

(*5)-т.6 с.225 (*15)-т.8 с.57 (*25)-т.9 с.11

(*6)-т.6 с.35 (*16)-т.6 с.205 (*26)-т.9 с.305

(*7)-т.1 с.14 (*17)-т.4 с.300 (*27)-т.9 с.305

(*8)-т.1 с.20 (*18)-т.4 с.332 (*28)-т.8 с.173

(*9)-т.4 с.137 (*19)-т.2 с.189 (*29)-т.8 с.183

(*10)-т.4 с 139 (*20)-т.1 с.429 (*30)-т.6 с.331