Интегрированный урок русского языка и обучения проектной деятельности в условиях школьной медиатеки. Составление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта "Эхо войны"

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки


Тема: cоставление разных типов речи текста: описание, повествование, рассуждение для проекта “Эхо войны”.

Тема проекта “Эхо войны”, предложенная соавторами урока определяется актуальностью времени – канун 60-летия Победы в ВОВ над фашизмом.

Цель урока и предварительной работы – сбор и систематизация материала об участниках ВОВ и представление в виде мини-проекта “Эхо войны” с использованием текстов разных типов речи: повествование, описание, рассуждение.

Учащимся 2-го класса заранее предлагается познакомиться с особенностями проектной деятельности, со стадиями создания проекта, его назначением. В ходе работы дети приобретают знания о ВОВ 1941-1945 г., её основных событиях, необходимости заботы о ветеранах, почтения памяти павших в боях. При этом широко используются материалы школьной библиотеки: книги, периодические издания, сборники сочинений учащихся школы, электронные учебные пособия и аудиозаписи (см. приложение 1) и медиатеки, осуществляются встречи с ветеранами ВОВ, их родственниками, посещение памятных мест. Собраны, а затем помещены в ПК коллекции фотографий, рисунков, плакатов, которые образно и наглядно представляют суть проекта.

Весь собранный материал систематизируется на итоговом уроке. Работа проводится дифференцированно, по группам. Каждой группе предлагается создать страничку мини-проекта с использованием конкретного типа речи текста и сопроводительных иллюстраций. Демонстрация и защита мини-проекта “Эхо войны” происходит перед аудиторией учителей и учащихся.

 Педагогическая цель урока - организовать комплексную работу с текстами разных типов.

 

Цель специалиста медиатеки – представить книжно-иллюстративные, аудио и видео документы по теме “Эхо войны”, создать с учащимися 2 класса проект “Эхо войны” на основе составленных текстов, исследовательского материала в программе “Power Point”.

 

Задачи:

  • Закреплять знания учащихся о признаках текста, типах текста (описание, повествование, рассуждение).
  • Способствовать совершенствованию умения анализировать, составлять текст, редактировать его.
  • Содействовать умению работать в группах, используя метод проектной деятельности и средства информационных технологий.
  • Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать чувство глубокого уважения и благодарности к участникам Великой Отечественной войны, прививать чувства любви и гордости за близких, родных, за Родину.

 

Оборудование.

Рабочая тетрадь.

Карточки с “разбросанным” текстом.

4 компьютера.

 

Мультимедийный проектор.

Музыкальный центр.

Экран.

Коллекция фотографий и репродукций “9 мая” в ПК.

Презентация в программе “Power Point”.

 

Аудиокассета с записями песен военных лет.

Книжная выставка “Память сердца”.

Ход урока.

I. Приветствие. Оргмомент.

- Для чего нам нужно развивать речь?

- Что узнали нового на последних уроках?

Фронтальная беседа.
II. Основная часть.

1. Постановка цели, см. приложение 1.

- Сегодня продолжим работу над составлением текстов разных типов, вспомним основные признаки текста, будем заниматься проектной деятельностью по составлению видеожурнала “Эхо войны”, где и будем использовать составленные тексты.

Проецирование на экран обложки видеожурнала “Эхо войны”.
2. Словарная работа.

2.1. Задание.

- В ходе работы мы будем использовать множество слов. Написание которых придется объяснить.

- Попробуйте правильный вариант написания слов. Запишите слова в тетрадь.

Проецирование на экран таблицы “Словарная работа”.
  1 2 3 4  

Проецирование на экран правильных вариантов написания.

с … лдат

о а о о

п … беда

а о о о

г … рой

е е е е

в …теран

е е и е

н … род

а а о а
2.2. Работа в тетради. Проверка. Оценивание.

- Чем объединяются данные слова? (Словарные слова на военную тему).

- Возможно эти слова будут использованы при составлении текстов.

 
3. Повторение изученного материала.

- Что такое текст?

- Среди данных записей найдите текст.

 
Какие записи являются текстом.
  • В этом году наш народ отмечает 60 лет Великой Победы.
  • Салют, военное братство, солдат, военная тревога, партизан, праздничный салют.
  • Есть в Беларуси деревня Хатынь. Обычная деревня, только улицы пусты, изб нет. Только чёрные трубы с колоколами. В годы войны ворвались в Хатынь фашисты, спалили избы, живьём сожгли жителей. А теперь звонят колокола Хатыни. Они напоминают людям о войне, зовут защищать мир на Земле.
  • Фашисты окружили Ленинград. Свободным остался только один путь – через Ладожское озеро. Юные герои Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик навсегда останутся в нашей памяти.
  • Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
  • Обсуждение вариантов ответов.

    - Какие типы текстов вы знаете?

    - Как отличить один тип от другого?

Проецирование на экран записей.

Фронтальная беседа.

  О чём говорится Вопрос к тексту Употребляемые слова Проецирование на экран таблицы “Типы речи текста”.
Описание Описывается предмет, явление. Какой? Прилагатель-ные.
Повествование Рассказывается о чём-либо. Что делается? Глаголы.
Рассуждение Рассуждения на какую-либо тему. Почему? Потому что, так как.

    Определите тип текста.

  • 22 июня 1941 года, выходной день. Поначалу радостный день. Ещё не проснувшиеся города и сёла. После выпускных вечеров гуляющая молодёжь, мечтающая о своём будущем. Четыре часа утра…
  • Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца оборонялся её героический гарнизон.
  • Победа нашему народу досталась дорогой ценой, потому что война унесла жизни почти 27 миллионов человек. Народ не просто выстоял в такой жестокой войне – он разгромил фашизм, потому что война была всенародной.
  • Обсуждение. Аргументированные ответы. Оценивание.

 

Устная работа. Тест. Проецирование на экран текстов.

Физкультминутка.

(Упражнение для глаз, снятие усталости).

Звучит музыка.
Работа над составлением текстов для видеожурнала “Эхо войны”.

– Приступим к составлению страниц видеожурнала “Эхо войны”. Предварительная работа по сбору материала нами уже выполнена. Второй этап – обработка материалов.

- Работать будем по группам. 1-ые три группы будут собирать “рассыпанный” текст.

I группа – текст – рассуждение. (Чтение названия, эпиграфа).

II группа – текст – повествование.

III группа – текст – описание.

IV группа будет самостоятельно составлять текст – рассуждение “Сегодняшний День Победы - особенный день”.

“Рассыпанный текст”.

В этом году отмечается 60-летие великой Победы. Вся страна чествует ветеранов войны и труда. Мы тоже готовились к празднованию Победы. Ученики нашего класса встречались с участниками войны, подготовили праздничный концерт. Мальчики читали стихи, девочки пели песни.

Давно отгремела Великая Отечественная война, а подвиг людей, защитивших нас, их потомков, никогда не будет забыт! Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь?

Альбом – хранитель памяти о прошлом. Много интересного поведал он нам о военном времени.

Накануне праздника мы навещали ветерана войны и труда Осину Анну Михайловну. Нам было очень приятно поздравить её с праздником и послушать рассказы о военном времени.

Герои защищали Родину не только на фронте, но и в тылу. Без труда миллионов женщин, работавших вдали от сражений, не состоялась бы наша Победа. Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны.

Рассматриваем фотоальбом. Он от времени потёрся, бархат его выцвел местами. Несмотря на это, приятно держать его в руках. Сразу с первой страницы видим снимок военных лет. Дедушка совсем молодой. В военной форме. А вот он рядом с бабушкой.

Далее снимки фронтовые. Дедушка в кругу однополчан.

Есть фотография, сделанная накануне Победы.

Дело освобождения Родины было всенародным. Поэтому, когда мы говорим: “Они защищали Родину”, - мы имеем в виду всё военное поколение – воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная слава!

Все снимки пожелтели от времени. Но они очень дороги дедушке и бабушке, напоминают о пережитой войне, их молодости. Фотографии воскрешают в памяти судьбы близких людей, вписавших свою страницу в историю нашей страны.

А ещё мы всем классом ходили возлагать цветы к монументу Памяти в парк Победы. Многие писали сочинения о своих прадедушках и прабабушках, которые участвовали в войне.

- К каждой работе необходимо подобрать иллюстративный материал, который выберут иллюстраторы групп.

Групповая работа.

Проецирование на экран названий текстов и эпиграфов.

Проецирование на экран  “Рассыпанного текста”.

Выбор иллюстраций. Работа учащихся со специалистом школьной медиатеки за компьютерами.

См. приложения 2, 6.

Работа с коллекцией фотографий и репродукций в ПК.

Проверка задания. Составленные тексты читаются детьми в иллюстративном сопровождении.

Создание иллюстративных страниц видеожурнала в программе “Power Point”.
Домашнее задание.

1. Записать текст в тетрадь, найти и выделить орфограммы, устно объяснить написания.

2. Записать текст с дополнениями, найти и выделить орфограммы.

3. Записать по памяти текст, составленный другой группой, найти и выделить орфограммы.

Проецирование на экран домашнего задания.
Итог.

- Чему учились на уроке?

- Какой вид текста, на ваш взгляд, наиболее трудно составлять?

- Очень важно уметь составлять тексты разных типов. Это умение очень пригодится в жизни (при написании писем, сочинений, других работ).

- Я хочу продемонстрировать вам, как умение составлять тексты разных типов принесло победу ученице нашей школы в конкурсе при описании музейного экспоната. Она заняла призовое место при описании бинокля.