Рейтинг@Mail.ru

Психологическое сопровождение детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Данная работа написана на основании опыта работы по психологическому сопровождению детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении МДОУ№2 “Метелица” г. Минусинска.

Необходимость поиска новых путей была обусловлена тем, что в последнее десятилетие остро обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития.

На фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушениями психического развития.

По данным Госкомстата РФ число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18% с задержкой психического развития - на 20%.

МДОУ №2 посещают дети со следующими показателями в развитии:

  • дети с речевой патологией (общее недоразвитие речи) с проявлением нарушений во всех компонентах
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций (зпр, ммд, сдгв)
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированностью навыков общения, агрессивные, конфликтные, замкнутые, инфантильные и т. д. )
  • дети с повышенной невротизацией: тики, энурез, заикание.

Особого внимания требуют дети с задержкой психического развития. Они испытывают трудности как когнитивной, так и в аффективной сферах.

По мнению Л.С. Выгодского аффект и дефект идут вместе.

Наличие вех этих компонентов обусловлено не только органическими и психоневрологическими причинами, но и неблагополучие социального фактора, прошлого опыта детей.

Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционным запросом психолого-педагогической практики.

Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с проблемами в развитии данный опыт будет полезен педагогам, психологам и студентам педагогических вузов и колледжей.

В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов дошкольного учреждения, воспитателей и родителей детей.

 

При разработке практической помощи детям с проблемами в развитии мы опирались на идеи Л.С. Выгодского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований.

Второе положение Л. С. Выгодского состоит в том, что основные закономерности развития нормально развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии

Каковы же причины формирующие аномальное развитие?

  • причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
  • общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
  • отсутствие полноценной соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного “присвоения” общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
  • социальная депривация, припятсвующая своевременному психическому развитию.

В качестве основного фактора формирования ЗПР в отечественной психологической литературе (М. И. Буянов, К. С. Лебединская) рассматривается семейный фактор, по существу совмещающий биологические и психологические детерминанты.

Задержка психического развития одна из распространенных форм психических нарушений. ЗПР-особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с проблемами в развитии на первое место мы ставим не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Работа по психологическому сопровождению детей с проблемами в развитии началась в 1997 году в МДОУ №2 “Метелица” г. Минусинска.

Был выделен круг целевых установок, на которые следовало получить ожидаемые положительные результаты:

  • получить достоверные данные о психическом развитии ребенка (психодиагностика)
  • разработать коррекционно-развивающую программу, обеспечивающую оптимальные условия развития ребенка.
  • обеспечить контроль за динамикой развития ребенка и оценку эффективности системы психологической помощи.

Задачей первого этапа являлось получение достоверных сведений о психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Для этого нами были составлены и апробированы протоколы психодиагностического обследования ребенка по возрастным группам: 3-4 года, 4,5-5,5 лет и 6-7 лет.

Протоколы включают в себя комплекс апробированных валидных методик для данного возраста. (см. Приложение №1)

Выдвигаем гипотезу о причинах нарушений в развитии. Формируем психологический диагноз, на основе которого разрабатываем рекомендации психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии для педагогов и родителей.

Основой психологической помощи ребенку можно считать психологическую коррекцию, т. е. направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов.

Целью нашего коррекционного воздействия явилось формирование навыков психологической компенсации у детей.

В психокоррекционной работе мы опирались на норму психического развития, которая позволяет обосновать системный подход в практической деятельности:

  • нейропсихологический (знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций)
  • общепсихологический (использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека)
  • возрастно-психологический (позволяет конкретизировать общепсихологические данные)

“Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение” (К. С. Лебединская)

Поэтому коррекционная работа включает в себя коррекцию не только познавательной сферы, но и эмоционально-волевой.

Дети с проблемами в развитии подвержены страхам, фрустрациям, они часто тревожны, агрессивны, регидны, имеют низкую самооценку.

Для коррекции познавательной и эмоциональной сферы нами была составлена программа для старших дошкольников.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ (низкая успешность, страхи, тревожность)

Цель программы: помочь детям преодолеть интеллектуальные и эмоциональные трудности.

Предмет психокоррекции: познавательная и эмоциональная сферы детей:

  • интеллектуальные нарушения
  • низкая познавательная активность
  • низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия)
  • состояние психического дискомфорта
  • тревожность, страх

Объект психокоррекции: старшие дошкольники с проблемами познавательной и эмоциональной сферы.

Содержание программы

Программа состоит из трех блоков:

  1. Развитие познавательной сферы.
  2. Снятие состояния психологического дискомфорта.
  3. Коррекция тревожности и страхов.

Каждый блок состоит из пяти занятий, продолжительностью 25-30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю и рассчитаны на два месяца.

Блок 1. Развитие познавательной сферы

Занятие 1.

Тема: Ориентировка в пространстве и во времени.

Цель: Преодоление интеллектуальных трудностей, развитие творческого потенциала.

1. Знакомство

2. Психогинастика: “Любопытная Варвара”

3. Игра “Путешествие по городу”

4. Упражнение “Слушаем тишину”

5. Игра “Слова-невидимки”

6. Ретуал прощания

Занятие 2.

Тема: Логическое мышление.

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

1. Приветствие: Здороваемся ладошками.

2. Психогимнастика: “На двери весит замок”

3. Игра “Разложи картинки по группам”

4. Задание: “Дорисуй, чтобы получилась картинка”

5. Игра “Что к чему подходит”

6. Упражнение “Заряд бодрости”

Занятие 3.

Тема: В лабиринтах памяти.

Цель: Развивать память и мышление детей.

1. Приветствие: “Добрый день тебе сказали”

2. Психогимнастика: пальчиковая гимнастика.

3. Упражнение “Назови Имя”

4. Игра “Подари подарок”

5. Игра “Что пропало”

6. Прощание

Занятие 4.

Тема: Мир вокруг нас.

Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, восприятия.

1. Приветствие в образах сказочных героев

2. Психогимнастика “Комплименты”

3. Игра “Транспорт”

4. Задание “Нарисуй и зачеркни”

5. Игра “Слушай и исполняй”

6. Упражнение на релаксацию “Полет в небе”

Занятие 5.

Тема: “Поиск сокровищ” (сюжетно-ролевая игра).

Цель: Развитие мышления, смекалки, любознательности, умения работать в группе.

1. Отгадай ребус

2. Найди ключ от сундучка

3. Преодоление препятствий: дорисуй фигуру, составь до из спичек, найди выход из лабиринта

4. Открой замок в двери сокровищницы

5. Нахождение сокровищ, награждение победителей

Блок 2. Снятие состояния психического дискомфорта

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения

2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы “ безопасности” в группе.

3. Перенос положительного опыта из группы в реальную обстановку

4. Обучение приемам ауторелаксации.

5. Психомышечная тренировка.

Занятие 1.

Тема: “Обезьянки”.

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

1. Приветствие “Подари улыбку, загляни в глаза”

2. Психогимнастика “В зоопарке”

3. Игра “Назови мое Имя”

4. Этюды “Сердитый волк”, “Храбрый заяц”

5. Игра “Охотник и тень”

6. Релаксация “В лесу”

Занятие 2.

Тема: “Театр прикосновений”.

Цель: Снятие психических зажимов, эмоционального напряжения.

1. Психогинастика “Котята отправляются путешествовать”

2. Этюды “Жадный пес”, “Взял Егор в углу топор”

3. Игра “Торт” (телесная терапия)

4. Упражнение “Гора с плеч” (саморасслабление)

5. Игра “Театр прикосновений” (мышечное расслабление)

Занятие 3.

Тема: “Магазин игрушек”.

Цель: Снятие эмоционального напряжения, обучение приемам релаксации.

1. Беседа “Любимые игрушки”

2. Игра “Миша, проснись”

3. Игра “Волшебный мешочек”

4. Этюды “Заход солнышка”, “Тучка”, “Ванька-Встанька”

5. Упражнение “Отдохнем”

Занятие 4.

Тема: “Игры гномиков”.

Цель: формировать приемы желательного поведения, снизить психоэмоциональное напряжение.

1. Психогинастика “Игры гномиков”

2. этюды на выражение эмоций удовольствия, страха, испуга, веселья, грусти: “Грустный дедушка”, “Сытый медвежонок”, “Испуганный заяц”, “Новая кукла”

3. Тренируем эмоции:

  • “улыбнись, как солнышко”, “как кот на солнышке”, нахмурься как тучка, рассерженный человек, злая волшебница;
  • устань: как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз.

4. Упражнение “Просыпайся третий глаз” (массаж)

5. Игра “Когда всем вело, а одному грустно” (тренинг желательного поведения)

Занятие 5.

Тема: “Теремок”.

Цель: Снизить эмоциональное напряжение детей, создать атмосферу “безопасности” в группе.

1. Психогинастика “Танец зверей”

2. Игра “Мышеловка”

3. Этюды: “Мишка испугался”, “Радость после грозы”

4. Пантомима “Кто в теремочке живет”

5. Игра “Ручеек”

6. Ритуал прощания.

Блок 3. Коррекция тревожности и страхов

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Уменьшение тревожности.

3. Снятие страхов.

4. Воспитание уверенности в себе.

5. Помочь справиться с негативными переживаниями.

Занятие 1.

Тема: “Наши страхи”.

Цель: Помочь распознать свой страх и уменьшить его.

1. Упражнение “Дружба начинается с улыбки”

2. Игра “Мышь и мышеловка”

3. Игра “Качели”

4. Арттерапия “Нарисуй свой страх”

Занятие 2.

Тема: “Боязнь окружающего мира”.

Цель: Снять страх перед миром взрослых, ускорить адаптацию к социуму.

1. Психогимнастика “Волк и семеро козлят

2. Этюды “Гроза”, “Крокодил”

3. Минутка шалости

4. Рисование “Кляксы”.

5. Гармоничный танец с завязанными глазами

Занятие 3.

Тема: “Я и другие”.

Цель: Помочь справиться с негативными переживаниями, формировать уверенность в себе.

1. Приветствие “День наступает, природа оживает... ”

2. Упражнение “Сочини историю”

3. Игра “Темнота”

4. Упражнение “Победа над страхом”

5. Игра “Искупаемся в волнах”

Занятие 4.

Тема: “Я тебя больше не боюсь”.

Цель: Снять страх, уменьшить тревожность.

1. Приветствие “Волшебный клубочек”

2. Этюд “Остров плакс”, “Ночные страхи”

3. Игра “Поссорились два петушка”

4. Рисование на тему: “Я тебя больше не боюсь” (беседа по рисункам)

Занятие 5.

Тема: “Фантастическая планета”.

Цель: Снизить уровень тревожности детей.

1. Приветствие “Подари сердечко, скажи доброе слово”

2. Игра “Царевна-Несмеяна”

3. Коллективное рисование на тему: “Фантастическая планета” (рисуем пальчиками)

4. Беседа по рисунку

5. Ретуал прощания “Энергетический круг”

ЛИТЕРАТУРА

1. В. Б. Никишина Практическая психология в работе с детьми задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.

2. Л. М. Шипицина Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

3. М. В. Ермолаева Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М. -Воронеж Модек,1998.

4. Е. Л. Шепко Психодиагностика нарушений развития у детей. Иркутск, 2000.

5. Е. Л Шепко Нарушения психического развития у детей. Иркутск, 2004.

6. У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитию. М. : Владос, 2002.

7. Е. А. Алябьева Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Сфера , 2003.

8. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.

9. Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.