Образовательные технологии применяемые на уроке литературного чтения по теме: А.П. Платонов "Разноцветная бабочка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить понимать предметное содержание текста, познакомить с новым литературным жанром (былина);
  • учить правильному выразительному беглому чтению;
  • обогащать словарный запас; воспитывать чувство любви ко всему, что окружает человека.

Оборудование: выставка книг для детей А.Платонова, портрет писателя, плакаты с текстом чистоговорок, скороговорки, стихотворения; карточки для динамического чтения, карточки для расширения поля зрения.

ХОД УРОКА

I. Упражнения для развития техники чтения и формирование навыков выразительного чтения

1. Работа по карточкам на расширение поля зрения.

СТР ТРА ОКТ ОРО КТЯ
ЧЕР ТСН ХЛА ЦВЕ РСК
ВЧЕ СТН СЛО ВЧА ОБР
РБА СПР ЖДА БРО АРШ
ШЕЛ ХНА ЗРВ ДХВ РСТ

Учащиеся, глядя в центр на слог -сло должны прочитать слоги первой строки, последней, левого верхнего угла, правого нижнего угла и т.д.

2. Работа над динамическим чтением (прочитать по пять слов каждого столбика).

шофер
шарф
фабрика
фонарь
фотография
телеграф
софа
светофор
футбол
финиш
ферма
флот
телефон
конфета
фиалка
фляга
Федя
фары
флаг
асфальт
факир
фартук
фен
Филипп

3. Чтение чистоговорок (просебя, вслух)

Чу-чу-чу, я ворчу, я стоять не хочу.
Ач-ач-ач, испекли мы калач.
Оч-оч-оч, наступила ночь.

4. Чтение скороговорки (просебя, вслух, постепенно убыстряя темп)

Мой руки чище и чаще.

5. Работа над выразительным чтением (просебя, вслух)

Был сапожник? Был!
Шил сапожки? Шил.
Для кого сапожки?
Для любимой кошки.

II. Проверка домашнего задания

Подготовить иллюстрации – кадры к диафильму по испанской сказке “Птица-Правда”.

Расположение иллюстраций по порядку на доске.

– К каждому кадру выделить главные предложения для титров.

– Мы читаем с вами произведения, которые можно объединить одной темой. Какой? (“Кто родителей почитает, тот вовек не умирает”.)

– Как вы думаете, почему именно так назван раздел учебника? Чему учат произведения, которые вы прочитали?

III. Подготовка к восприятию

Слово учителя.

– Сегодня мы познакомимся с легендой. Легенда это поэтический рассказ о каком-то событии.
Автор легенды русский писатель, определите его фамилию. На доске запись: Г. Х. Андерсен, А. П. Платонов, Ш. Перро.

А. П. Платонов (1899-1951)

А. П. Платонов (1899-1951)

Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни. Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Уже с 13 лет пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью.
В годы войны он был военкомом газеты “Красная звезда”. Писал Платонов и для детей, и для взрослых. Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”.

Демонстрация книг и сборников Платонова.

– Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

– Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

IV. Подготовка к чтению

1. Упражнения для языка: ( “Покатай шарик во рту”, “Как мячик выпускает воздух?”, “Воспроизвести цокот копыт” ).

2. Читай по слогам, целыми словами:

не-про-гло-чен-на-я – непроглоченная,
от-зы-ва-ю-щих-ся – отзывающихся.

3. Лексическая работа по словарю С. И. Ожегова.

  • Хижина – небольшой сельский домик, избушка.
  • Черепица – кровельный материал, которым кроют крышу в виде глиняных или цементных желобчатых пластинок.
  • Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.
  • Ветхая – дряхлая.

V. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

VI. Чтение и анализ легенды А. Платонова. “Разноцветная бабочка”

а) Выразительное чтение заранее подготовленными учащимися.

– О чем эта легенда? (Духовное и нравственное перерождение.)

– Что больше всего запомнилось в легенде?

– Как вы понимаете слова Анисьи: “Пусть будут и бабочки и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!”

VII. Итог урока

– А. Платонов пытается найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чем состоит основа жизни, ее смысл. Сформулируйте главную мысль легенды. (Любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа.)

VIII. Домашнее задание

Стр. 87–98 прочитать, дать портретную характеристику Тимошки; соотнести иллюстрацию с текстом.