Социально-педагогическая диагностика сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5–6-х классов

Разделы: Социальная педагогика


Материалы по социально-педагогической диагностике сформированности социально одобряемого поведения у учащихся представленные на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, являются частью программы социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения “Я и мир вокруг меня”.

В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения и интеграции в нее ребенка через ближайшую социальную среду и общество в целом. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Поэтому необходимо, как можно раньше, подготовить ребенка к соблюдению социальных норм и правил. Для этого была разработана программа социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения у учащихся. Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми 10-12 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Цель программы: обеспечение посредством развивающих и коррекционных занятий, формирования у учащихся социально одобряемого поведения.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков социального доверия;
  • содействовать развитию коммуникативных навыков;
  • содействовать развитию навыков самостоятельного принятия верных решений;
  • способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем;
  • содействовать развитию социальных эмоций.

Программа предполагает следующие направления работы:

  • социально-педагогическая диагностика;
  • просвещение;
  • профилактика;
  • индивидуальное и групповое консультирование.

Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:

  • с учащимися;
  • с родителями;
  • с педагогами.

Содержание работы с данными категориями участников программы представлено в приложении 1.

Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия.

Формы работы:

  • семинар;
  • родительские собрания;
  • психолого-педагогические консилиумы;
  • диагностика;
  • педагогические совещания;
  • коррекционные и развивающие занятия;
  • индивидуальные и групповые консультации.

Методы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • мини-лекция;
  • мозговой штурм;
  • рефлексия;
  • деловая игра;
  • экспресс-диагностика;
  • самодиагностика;
  • тренинговые приемы;
  • игровые приемы и упражнения;
  • психолого-педагогические упражнения.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:

  • формирование, определенного содержанием программы социально-педагогического просвещения, объема знаний по социально одобряемому поведению;
  • формирование умений и навыков практического применения знаний по самовоспитанию и выполнению ряда социальных ролей;
  • воспитание необходимых для жизни в современном социуме социально одобряемых качеств личности (дисциплинированность, воспитанность, социально одобряемая система отношений).

Социально-педагогическая диагностика как направление работы по выявлению особенностей поведения учащихся включает в себя следующие методики:

  • Социальный паспорт класса;
  • Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов. Социально-педагогический аспект.
  • Оценка воспитанности учащихся;
  • Диагностика склонности к преодолению социальных норм и правил.

На этапе диагностики, для определения социального статуса учащихся была разработана и использована методика “Социальный паспорт класса”, целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполняется регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (см. приложение 2).

По итогам данной методики можно установить параметры, определяющие социальный статус учащихся. Нами были изучены категории семей, в которых воспитываются учащиеся. Этот параметр дает первоначальные представления об уровне семейного воспитания школьников.

Целью методики “Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов” является анализ особенностей процесса адаптации учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основное звено (см. приложение 3).

Методика включает в себя три аспекта:

Учебный аспект. Проводится классным руководителем по основным учебным предметам: математика, русский язык, чтение, а в 5 классе учителями-предметниками по этим же параметрам.

Психологический аспект. Включает в себя изучение уровня учебной мотивации, уровня тревожности, уровня самооценки. Проводится педагогом-психологом.

Социально-педагогический аспект. Включает в себя изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся. Проводится социальным педагогом социальным педагогом.

Данная методика позволяет увидеть динамику учебных, психологических и социальных успехов и трудностей каждого ученика на окончание 4-го, начало и конец 5-го классов.

Социально-педагогический аспект составляется с помощью методики “Оценка воспитанности учащихся” и методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил.

Целью методики “Оценка воспитанности учащихся” является определение уровня воспитанности учащихся в классе и в школе (см. приложение 4). Данная методика позволяет определить уровень проявления воспитанности по следующим критериям оценки: внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр.; общение, речь; отношение к ребятам; отношение к учителям; отношение к другим сотрудникам школы; дисциплинированность (выполнение указаний учителя); отношение к школьному имуществу, к труду других.

Данная методика предполагает оценку учащихся классными руководителями с помощью наблюдения за учениками в учебно-воспитательном процессе.

Целью методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил является выявление предрасположенности отклонению в поведении учащихся (см. приложение 5).

Наблюдение и беседа используются как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.

Социально-педагогическая диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, как в 5-ом классе, так и 6-ом классе. По результатам всех использованных методик можно сделать вывод об уровень сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5 – 6-х классов.

Список использованной литературы

  1. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. / Под ред. М.И. Рожкова - М., 2001.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
  3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: 2001.
  4. Рабочая книга социального педагога. / Авторы-составители Е.А. Романова, А.Б. Малюшкин. – М., 2002.
  5. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
  6. Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.