Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Социально-педагогическая диагностика сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5–6-х классов

Разделы: Социальная педагогика


Материалы по социально-педагогической диагностике сформированности социально одобряемого поведения у учащихся представленные на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, являются частью программы социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения “Я и мир вокруг меня”.

В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения и интеграции в нее ребенка через ближайшую социальную среду и общество в целом. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Поэтому необходимо, как можно раньше, подготовить ребенка к соблюдению социальных норм и правил. Для этого была разработана программа социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения у учащихся. Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми 10-12 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Цель программы: обеспечение посредством развивающих и коррекционных занятий, формирования у учащихся социально одобряемого поведения.

Задачи:

  • способствовать формированию навыков социального доверия;
  • содействовать развитию коммуникативных навыков;
  • содействовать развитию навыков самостоятельного принятия верных решений;
  • способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем;
  • содействовать развитию социальных эмоций.

Программа предполагает следующие направления работы:

  • социально-педагогическая диагностика;
  • просвещение;
  • профилактика;
  • индивидуальное и групповое консультирование.

Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:

  • с учащимися;
  • с родителями;
  • с педагогами.

Содержание работы с данными категориями участников программы представлено в приложении 1.

Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия.

Формы работы:

  • семинар;
  • родительские собрания;
  • психолого-педагогические консилиумы;
  • диагностика;
  • педагогические совещания;
  • коррекционные и развивающие занятия;
  • индивидуальные и групповые консультации.

Методы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • мини-лекция;
  • мозговой штурм;
  • рефлексия;
  • деловая игра;
  • экспресс-диагностика;
  • самодиагностика;
  • тренинговые приемы;
  • игровые приемы и упражнения;
  • психолого-педагогические упражнения.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:

  • формирование, определенного содержанием программы социально-педагогического просвещения, объема знаний по социально одобряемому поведению;
  • формирование умений и навыков практического применения знаний по самовоспитанию и выполнению ряда социальных ролей;
  • воспитание необходимых для жизни в современном социуме социально одобряемых качеств личности (дисциплинированность, воспитанность, социально одобряемая система отношений).

Социально-педагогическая диагностика как направление работы по выявлению особенностей поведения учащихся включает в себя следующие методики:

  • Социальный паспорт класса;
  • Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов. Социально-педагогический аспект.
  • Оценка воспитанности учащихся;
  • Диагностика склонности к преодолению социальных норм и правил.

На этапе диагностики, для определения социального статуса учащихся была разработана и использована методика “Социальный паспорт класса”, целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполняется регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; чис