Развитие познавательной и исследовательской активности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Разделы: Работа с дошкольниками


Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей (М.Н. Силаева, И.Т. Мышъякова).

Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте.

Какое же обучение способно заглянуть в будущее?

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения:

“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс” (Л.С. Рубинштейн).

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Процитируем Л.С. Выготского, который подчёркивал, что “через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие”. Игра – это “самоценная форма активности” ребёнка дошкольного возраста (В.А. Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием (О.М. Дьяченко), тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир (Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддъяков). Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным.

Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с “ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях”. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию; содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования.

Таким образом, сюжетно–ролевые игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в мире, ребёнок получает реальную возможность исследовать отношения между людьми.

В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.) Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования.

Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.

Мы работаем по программе “Детство”, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, экспериментировании, изобразительной, художественно–театральной деятельности, труде.

Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, при условии освоения ребёнком позиции субъекта, происходит вызревание таких новообразований, как: произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Учитывая актуальность проблемы и важность её для психического развития детей, поставили перед собой цель: способствовать развитию познавательной и исследовательской активности старших дошкольников в сюжетно–ролевых играх.

Нами был выбран следующий путь осуществления задач:

  1. Изучить новинки психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.
  2. Обогатить предметно-развивающую среду группы посредством создания центров детской активности.
  3. Определить перспективы работы: составить перспективный план работы с детьми в данных центрах.

В работе с детьми поставили следующие задачи:

  1. Развивать познавательную активность, любознательность.
  2. Развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками, умения работать в подгруппе.
  3. Развивать самостоятельность, как одно из условий подготовки детей к школе.
  4. Способствовать проявлению стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих.
  5. Развивать связную речь, речь–доказательство, речь–рассуждение.
  6. Развивать творческие способности, воображение.

Следовательно, работая в данном направлении, мы можем реализовать поставленные перед собой цели и задачи для полноценного развития детей и подготовке их к школе.

Одним из основных этапов нашей работы стало обогащение предметно–развивающей среды в группе. Длительные наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. Вследствие жизненных обстоятельств и возрастных особенностей, дети не знают, какие действия присущи, например, таким профессиям, как: актёр, режиссёр, инженер–изобретатель, учёный, журналист, художник–декоратор и т.д. Чтобы донести до сознания ребёнка сущность этих профессий, не менее интересных, чем традиционные “врач”, “учитель”, “продавец” создали в группе центры детской активности с учётом условий современной жизни. (Рисунок 1, 2, 3).

  • Редакция газеты “Озорник”
  • Телестудия
  • Библиотека
  • Клуб путешественников
  • Диспетчерский пункт
  • Станция “Скорой помощи”
  • Шляпный салон
  • Театр музыки и эстрады
  • Конструкторское бюро

Рассмотрим содержание работы с детьми в центре “Редакция газеты” (см. нижеследующую таблицу).

Перспективный план работы с детьми в центре “Редакция газеты”

Этапы работы Методы и приёмы

Задачи

Развивающая среда

1. Обогащение центра детьми (детские газеты, журналы, открытки, фотографии, иллюстрации и т.д.)
  • Внесение и обыгрывание “Познавательной шкатулки”
  • Пополнение “Познавательной шкатулки” необходимым для данной деятельности материалом.
  • Развивать интерес у детей к данному виду деятельности.
  • Упражнять детей в классификации иллюстративного материала в соответствии с темой.
  • Подшивка детских газет, номера городской газеты, детских журналов.
  • Инструменты и для художественно-творческой деятельности детей: цв. карандаши, фломастеры, маркеры, клей, степлер, скотч, ножницы, бумага разная по фактуре и цвету, трафареты;
  • Атрибуты для с/р игр: компьютер, ксерокс, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, телефон, фотоплёнка;
  • Набор иллюстративного материала по разным темам: картинки, фотографии, открытки, календарики; наклейки;
  • Модель трудового процесса по изготовлению газет.
2. Рассматривание местных периодических изданий: городских газет “Миасский рабочий”, “Глагол”; детских газет, журналов.
  • Беседы: “Какие бывают газеты”;
  • “Для чего нужны газеты”
  • Экспериментирование “Какая бывает бумага”
  • Познакомить детей с назначением газет, журналов.
  • Развивать интерес к самостоятельному чтению текста.
3. Знакомство с профессиями: редактор, репортёр, корреспондент, художник– оформитель, фотокорреспондент
  • Целевая прогулка в редакцию городской газеты “Глагол”; типографию;
  • Занятие с детьми “Как делают газету” (с использованием моделей трудового процесса) – Рисунок 4;
  • Приглашение в группу корреспондента городской газеты;
  • Обыгрывание профессий: “Я – репортёр”, “Я фотокорреспондент”;
  • Игры – интервью “Я беру интервью у воспитателя, мед. работника, повара, сверстников;
  • Цель: упражнять детей в умении задавать вопросы.

  • Д/и “Кому что нужно для работы”
  • Цель: закрепить знания детей об орудиях труда редактора, фотокорреспондента. Определить их роль в изготовлении газеты.

  • Расширять представления детей о профессиях, связанных с издательской деятельностью; познакомить с этапами трудового процесса по изготовлению газеты.
  • Воспитывать чувство признательности и уважения к чужому труду.
  • Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (редактор – корреспондент, художник).
4. Совместное изготовление газеты воспитателя с детьми по теме: “Осень”;

– изготовление газеты “Рассуждалки” (темы: “Почему идёт дождь?”, Почему снег скрипит?”).

  • Принятие роли редактора воспитателем, дети – журналисты, фотокорреспонденты, художники;
  • Использование “Папки – исследователя” (с набором карточек с символическим изображением “методов исследования” и тем будущих исследований: растения, животные, птицы, транспорт и т. д.) – (рисунок 7);
  • Упр. “Придумай интересный заголовок к газете (рубрики)”
  • Привлекать детей к декоративно – оформительской работе, развивать художественно – творческие способности.
  • Развивать у детей умение анализировать, выделять главное и второстепенное при обработке материалов.
  • Развивать познавательный интерес, активность.
  • Развивать связную речь, речь–рассуждение.
5. Привлечение родителей к изготовлению газет с детьми с учётом интересов детей:

– “Такие разные цветы”

– “Зимующие птицы”

– “Всё о кошках”

– “Моя любимая собака”

– “Челябинский зоопарк”

– Рыбы

– “Что я знаю о попугае”

(рисунок 5, 6)

  • Презентация газет детьми в центре “Телестудия” (сообщение, обсуждение сообщений, подготовка вопросов другими детьми (слушателями);
  • Выставка детских газет в группе, д/с; (рисунок 6)
  • Развивать у детей стремление к самоотверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих.
  • Способствовать формированию активной позиции родителей в процессе воспитания детей.
 
6. Самостоятельное составление газет, афиш, открыток детьми.
  • Презентация газет
  • Приглашение детей других возрастных групп на презентацию;
  • Развивать декоративно – оформительские навыки и умения;
  • Осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать.

Рассмотрим, как проходил процесс совместного изготовления газеты воспитателя с детьми (на примере газеты “Осень”). Работа проходила с использованием методики проведения учебного исследования со старшими дошкольниками. Данная методика разработана американским педагогом

С. Кейплан, построена на игровой основе и предполагает использование специальной “папки исследователя” (рисунок 7).

Работа включала в себя следующие этапы:

1. Выбор темы

  • Дети самостоятельно выбирают тему газеты, выбирая соответствующую карточку в “папке исследователя”.

2. Постановка задачи

  • Распределение ролей: воспитатель принимает на себя роль гл. редактора газеты, дети – журналисты, фотокорреспонденты, художники.
  • “Гл. редактор” (воспитатель) обсуждает со своими “сотрудниками” тему выпуска, и даёт им задания.
  • “Журналисты” должны составить описательный рассказ об осени (признаки осени, жизнь птиц, животных в осенний период).
  • “Художники” должны подобрать необходимые для зарисовки материалы (лист ватмана, карандаши, краски, фломастеры, трафареты).
  • “Фотокорреспонденты” должны сделать “фотографии” (выбрать иллюстрации, картинки с изображением птиц: перелётных, зимующих).

3. Выбор способов сбора информации

  • Дети предлагают разные варианты сбора информации, выбирая соответствующие модели из “папки исследователя” (“подумать самому”, “спросить у взрослого человека”, “обратиться к книге”, “обратиться к компьютеру”, “понаблюдать”, “провести эксперимент”).

4. Сбор материала детьми и его фиксация с помощью пиктограмм

  • “Журналисты” наблюдают за погодой в течении дня: утром, вечером, сравнивают, делают вывод.

– обращаются к календарю погоды в группе;
– обращаются к познавательной литературе, тематическим альбомам;

  • “Фотокорреспонденты” вспоминают за какими птицами наблюдали во время прогулки и выбирают картинки (“фотографии”) с изображением нужных птиц.

5. Обобщение материала

  • Все “члены редакции” рассматривают, обобщают, обсуждают собранную информацию (“журналисты” делают репортаж). Выявляем, что нового, интересного узнали, выделяем главное, продумываем, что можем поместить в газету.

6. Изготовление газеты по теме исследования

  • “Художники” делают зарисовки по теме, соответствующие надписи;
  • “Фотокорреспонденты” размещают и наклеивают иллюстрации.

7. Презентация (защита) газеты

  • Выступление детей с сообщением по теме газеты в центре “Телестудия”.

В процессе работы мы руководствовались некоторыми правилами, соблюдение которых позволило успешно решать задачи исследовательского обучения:

  1. Самое главное – подходили к проведению этой работы творчески.
  2. Учили детей действовать самостоятельно, избегая прямых инструкций.
  3. Старались не сдерживать инициативы детей.
  4. Не делали за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  5. Не спешили с вынесением оценочных суждений.
  6. Помогали детям формировать навыки самостоятельного решения проблемы.

При выборе темы исследования учитывали, что:

  • Тема должна быть интересна детям, должна увлекать их. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно приносить реальную пользу детям;
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность заключается в способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления), например, рассмотреть осеннее явление – дождь с помощью игры “Хорошо–плохо”.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (т.к. способность концентрировать собственное внимание на одном объекте невысока даже у старших дошкольников).
  • Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Таким образом, работая в данном направлении, нам удалось реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности–игры. Дети стали проявлять познавательный интерес, любознательность, всё охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе (большинство из них умеют читать). Радует нас, что данная деятельность помогла многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение её планировать. Овладели такими формами речи, как речь–доказательство, речь–рассуждение. Пытаются самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни.

Мы ещё раз убедились, насколько велик познавательный интерес детей к такой деятельности, осознали важность данной работы в социальном развитии детей.

Считаем, что подобная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

В нашем дошкольном учреждении газеты выпускают не только дети, но и взрослые, считая это одной из эффективных форм работы по педагогическому просвещению родителей. Газета носит название “Маленькая страна детства” (рисунок 8, 9, 10). В её издании участвуют воспитатели, узкие специалисты, медицинские работники, дети, родители. Материалы каждого номера объединены общей темой (“Ко дню рождения города”, “Как живёшь, игра”). На страницах газеты знакомим родителей с теми проблемами, которые на наш взгляд, представляют наибольший практический интерес, специалисты дают рекомендации. Считаем, что данная форма работы способствует развитию более тесного сотрудничества детского сада и семьи в общем деле воспитания.

    Используемая литература:

    1. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сб. статей, С-П., 2000.
    2. Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.
    3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. С-П., 2002.
    4. Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей. // Дошкольное воспитание № 10, 1995
    5. Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”. С-П., 2000.
    6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.