Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "Природа в опасности. Охрана природы", с использованием мультимедийной презентации. 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана красная книга; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

Оборудование:

  1. Красная книга.
  2. Фотографии животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.
  3. Экологические знаки.
  4. Грамзапись пьесы П.Чайковского “Времена года. Октябрь”.
  5. Слайды “Времена года. Октябрь”.
  6. Мультимедийная презентация “Орловское Полесье”.
  7. Карточки (Игра “Выбери правило вежливости”).
  8. Компьютер.
  9. Карта России.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Подведение итогов наблюдений за погодой.

1) Звучит пьеса П.Чайковского “Октябрь”.

- О каком месяце эта пьеса?

2) Знакомство с народным календарём. Рассказ учителя.

3) Минутка синоптика. Ответ ученика.

Наблюдение за погодой 6 октября.

Дополнительный вопрос: Назовите признаки осени в неживой природе? На какие царства делят живую природу?

3. Фиксированное повторение. Индивидуальный опрос по карточкам.

Карточка 1.

1. Подчеркни названия природных объектов:

Машина         линейка          облако

глина              горы                шкаф

тетрадь           птица              камень

ромашка         дом                  конфета

2. К неживой природе относится:

1) человек, животные, растения, грибы, микробы;

2) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

3) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

1) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

2) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

3) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

4. Животные – это:

1) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

2) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

3) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

Карточка 2.

1. Заполни пропуски.

1) Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют _______________.

2) Экология ______ наука о ___________ между живыми существами и окружающей их средой.

2. Начерти схемы экологических связей.

3. Проверка домашнего задания.

- Что такое окружающая среда?

- Что изучает наука экология? Какое значение для людей имеет экология?

- Приведите значение экологических связей:

1) живое неживое;

2) неживое живое;

3) растения животные;

4) человек природа.

- Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение – кузнечик – скворец - сокол).

- Какое значение для людей имеет экология?

4. Сообщение темы и целей урока.

Тема на доске. “Природа в опасности. Охрана природы”.

- Как прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках. ( На доске рисунки и фотографии животных и растений). Ими б только восхищаться, поражаться, насколько щедра на выдумки природа. Но над всеми этими растениями нависла большая беда. Многие из них находятся на грани исчезновения.

Работа по учебнику (с.27–28), читает подготовленный ученик.

- Ребята, как вы думаете, почему исчезают некоторые растения и животные?

Ответы детей.

- Такие исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу – Красную книгу. (Показ книги).

Рассказ ученика.

Красная книга – эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Листы книги под красным переплётом имеют различную окраску – красные, белые, жёлтые, зелёные.

Красные листы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания.

Белые листы – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой ограниченной территории, что легко могут исчезнуть.

Жёлтые листы – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни.

Зелёные листы – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека.

В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Рассказ учителя.

- Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашей стране созданы особо охраняемые территории – заповедники и национальные парки.

- Что такое заповедники?

Ответы детей.

(Заповедник – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной). Показ фотографий заповедников. (Баргузинский заповедник, Кандалакшкий заповедник, Воронежский заповедник и др.)

Рассказ ученика. (С показом на карте заповедников, картинок животных).

- Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком.

В нашей стране около 155 заповедников. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяется особое внимание.

В Кандалакшском заповеднике охраняются птичьи базары и гнездовья гаги. Пух этой птицы высоко ценится. (Показ фотографий).

На побережье озера Байкал расположен Баргузинский заповедник – основное место охраны соболя (Показ фотографии)

В Беловежской Пуще много копытных животных – оленей, кабанов, косуль. Здесь живут на воле лесные великаны – дикие быки – зубры (Показ фотографий)

В Воронежском заповеднике удалось сохранить и успешно размножить бобров.

В заповеднике на склонах Кавказа пасутся на воле стада туров и серн, в ущельях водятся редкие виды птиц.

А на берегу Каспия в Кызыл-Агачском заповеднике проводят зиму стаи уток, гусей и лебедей, чтобы весной вернуться на свои гнездовья, в далёкую тундру.

Рассказ продолжает учитель.

- Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки - это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы.

- Ребята, поднимите руки, кто из вас был в национальном парке?

Ответы детей.

Знакомство с национальным парком “Орловское Полесье”.

- Сейчас мы познакомимся с национальным парком “Орловское Полесье”.

- Начнём знакомство с Орловским Полесьем и его флорой.

Флора – это название растительного мира.

- На территории национального парка встречаются редкие растения, занесённые в Красную книгу. К ним относятся: хохлатка, ветреница, колокольчики, кувшинка чисто-белая и другие.

И так, давайте поговорим о необычном растении, которое называется можжевельник.

Внимательно рассмотрите изображение этого растения и послушайте сообщение ученика о можжевельнике и подумайте – что необычного у этого растения?

- Чем же необычен можжевельник?

Ответы детей.

(Хвоинки; шишечки – это сочные шарики).

Следующее растение, которое встречается на территории Орловского Полесья, мы узнаем, разгадав загадку.

По краям болота
Золотится что-то:
Пышным шаром чашечка -
Жёлтая рубашечка.

Ответы детей. Это купальница.

Рассказ учителя.

А теперь перейдём к следующему растению и познакомимся с растением хищником – Росянкой круглолистной.

- Прочитайте и найдите в тексте ответ на вопрос: “Почему это растение называют хищником?”

Ответ детей.

(Росянка питается мелкими насекомыми).

- Об этом растении и о других вы можете узнать больше, если прочтёте книгу “Орловское Полесье”. (Показ книги).

- Мы с вами говорили о редких растениях. Скажите, как же государство заботится о сохранении растений?

Ответы детей.

(Создаются заповедники, национальные парки).

- А вот мы с вами можем помочь природе, стать ей другом?

Ответы детей.

Игра “Выбери правило вежливости”. (Правила записаны на карточках).

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Задание: Выберите правила вежливости, которые необходимо соблюдать в природе. (1,4,6).

- Прочитайте ещё эти правила.

- В национальном парке, на его территории, можно увидеть экологические знаки. (Учитель показывает экологические знаки).

- Что они обозначают?

Ответы детей.

- А что обозначают эти экологические знаки?

Ответы детей.

- Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли животных.

По вине человека уже исчезло немало животных, а многие стали редкими.

Продолжим знакомство с Орловским Полесьем и его фауной.

Фауна – это название животного мира.

Послушайте рассказ о редком животном, которое было завезено в Орловское Полесье.

Рассказ подготовленного ученика.

- Хочу обратить, ребята, Ваше внимание на то, что выхухоль изображена на эмблеме Орловского Полесья.

- К следующему уроку найдите материал и подготовьте сообщение о редких, исчезающих животных Орловского Полесья.

- Так почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник?

Высказывания детей.

- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

Ответы детей.

- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

Ответы детей.

- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила!

Итог урока.

- О чём вы узнали сегодня на уроке?

Ответы детей.

Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”.

Домашнее задание.

1. Прочитать текст на с. 27–30 учебника, ответить на вопросы раздела “Проверь себя”.

2. В рабочей тетради – с. 9–10, задания 1, 2.

3. Найдите материал о редких, исчезающих животных Орловского Полесья и подготовьте сообщение.