Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Научно-исследовательская деятельность учащихся старших классов по русскому языку и литературе в МОУ СОШ № 21 г. Озерска Челябинской обл.

Разделы: Преподавание русского языка


Научное общество учащихся (НОУ) МОУ СОШ 21 является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по отдельным предметам.

К научно-исследовательской деятельности привлекаются продвинутые учащиеся 8 – 11 классов в соответствии с их научными интересами. Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся осуществляют учителя-наставники методических объединений. Помощь в работе с литературой оказывают работники школьной и городской библиотек. Ребята участвуют в семинаре “Составляющие научного исследования”, где знакомятся с формами и методами научного исследования, требованиями к оформлению научных работ, докладов, тезисов, критериями оценки публичной защиты.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных учениками МОУ СОШ 21 г.Озёрска Челябинской области, показывает, что круг их интересов весьма широк: это русская литература ХIХ–ХХ веков, современная драматургия, лингвокраеведение, стилистика, ономастика, топонимика, фразеология и др.

Многие темы носят интегративный характер. Так, например, работа “Цветовая палитра лирики А.С.Пушкина” вобрала в себя материалы по лирике Пушкина, живописи, культурологии. А работа “Традиции А.С.Пушкина в художественном изображении пугачевского восстания” - материал русской литературы ХIХ–ХХ веков и истории.

Немало исследований связано с региональным компонентом: “Языковые текстообразующие средства исторических песен Урала”, “Русские фамилии жителей г.Озерска Челябинской области”, “Лингвистический анализ названий улиц города Озёрска Челябинской области”, “Лингвистический аспект топонимики города Озёрска и его окрестностей (Каслинского и Кыштымского районов Челябинской области)”.

Большой интерес учащиеся проявляют к современной литературе: “Пушкинские традиции в пьесе Н. Коляды ““Dreisiebenas” (Тройкасемёркатуз) или “Пиковая дама””, “Ономапоэтика стиля фэнтези (на примере романа М.Успенского “Там, где нас нет”)”.

Активно ведутся разработки в области пушкиноведения: “Пушкинские крылатые выражения в аспекте языка и культуры”, “Образ автора высказывания” и “Образ адресата высказывания” в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Стилистика текста, функционирование отдельных языковых единиц – ещё одна сфера научных интересов учеников МОУ СОШ 21 г. Озёрска: “Политическая метафора в речи Жириновского”, “Лексический повтор в стихах И.С.Никитина”, “Фигуры экспрессивного синтаксиса на страницах СМИ”, “Синтаксические средства оформления рекламных слоганов СМИ г. Озёрска”.

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнение. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.

Педагогическое руководство учебными исследования осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном). Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследования.

Занятия научной деятельностью лучше начинать с 12-13 лет. В этом возрасте дети уже способны при помощи педагога добывать знания из научной и научно-популярной литературы, сравнивать разнообразные данные, использовать термины, анализировать спорные моменты. Сложнее детям делать выводы и умозаключения. Здесь особенно необходима помощь педагога.

Работа с литературой по теме исследования предполагает формирование библиотечно-поисковых навыков. Это навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками. Этапы работы с литературным источником сведены нами в таблицу 1.

Таблица 1

Этапы работы с литературным источником

Этап работы

Содержание этапа

1 Общее знакомство Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника
2 Внимательное чтение по главам и разделам Выделение наиболее важного текста
3 Выборочное чтение Перечитывание более важного текста
4 Составление плана прочитанного материала В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль
5 Выписки из прочитанного Полные и точные цитаты и их библиографическое описание.
6 Сравнение и сопоставление прочитанного с другим источником Общее и отличительное в решении проблемы
7 Критическая оценка прочитанного Внимание на объективность суждения

Например, Новиков Андрей, ученик 11 б класса, работая по теме “Пушкинские крылатые выражения в аспекте языка и культуры”, сделал следующие выписки из словарей: “В словаре “Ходячие и меткие слова” М.И.Михельсона 106 крылатых пушкинизмов, в последнем издании справочника Н.С. и М.Г.Ашукиных – 123, в словаре “Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения” В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова – 36, В “Русско-английском словаре крылатых слов” И.А.Уолш и В.П.Беркова – 170, в “Путеводителе” С.Коваленко – 377, в “Словаре крылатых выражений Пушкина” В.М.Мокиенко и К.П.Сидоренко – 1900. В своей работе мы используем данные Н.С. и М.Г. Ашукиных”.

Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц. С этой целью школьниками создаются свои оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и советских писателей ХIХ–ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики. Авторские картотеки наших учащихся насчитывают от 20 до 300 языковых единиц в 1000 употреблений, что обеспечивает достоверность полученных в исследовании результатов.

Например, Худякова Ирина, ученица 10 а класса, выполняя работу по теме “Фигуры экспрессивного синтаксиса в публицистическом дискурсе”, составила картотеку, которая насчитывает употребление 752 языковые единицы, собранных методом сплошной выборки из газет “Озёрский вестник”, “Озёрская панорама”, “Весь Озёрск”, “Про Маяк”, “Камертон”.

Материалом исследования Кати Корниловой, ученицы 11 а класса, являлся сборник стихотворений В.Тушновой “Не отрекаются любя…” (М: Русская книга, 2000. – 160 с.), в котором было выявлено употребление 700 языковых единиц экспрессивного синтаксиса.

Кожевниковым Никитой, учеником 8 класса, собрана картотека в 178 языковых единиц – топонимов г. Озёрска и его окрестностей.

Материалом исследования Лукащук Юлии, ученицы 9 д класса, стали повести конца XV – начала XVI веков (“Повесть о старце, просившем царскую дочь себе в жены”, “Повесть о Тимофее Владимирском”, “Повесть о Луке Колочском”, “Повесть о царице Динаре”, “Повесть о Петре, царевиче Ордынском”), на материале которых собрана оригинальная картотека 28 языковых единиц местоимений в 250 употреблениях.

Провести самостоятельно анализ и синтез полученных данных ученику средней общеобразовательной школы трудно. Но этот навык формируется постепенно. Школьники учатся видеть текст, а в тексте – языковые единицы, определять их стилистические функции.

Например, Худякова Ирина описывает функционирование лексических повторов в современном публицистическом дискурсе и даёт свою интерпретацию.

"Красная шапочка задрожала. Она была одна. Она была, как иголка в пустыне…" (Озёрский вестник. 30.07.2003).

Повтором словосочетания “местоимение + глагол” "она была" акцентируется внимание читателя на одиночестве, растерянности и беззащитности девочки в сложившейся ситуации.

"Теперь все реже и реже встретишь мужчину с фронтовыми наградами, а уж женщину – тем более…" (Камертон. 29.09.2000).

Повтор выступает в качестве характерологической функции, как средство подчеркивания, усиления сожаления и, возможно, грусти по преждевременному уходу фронтовиков из жизни. Повтором “реже, реже” подчеркивается давность прошедших событий.

"Неприятно наступать на грабли – еще неприятнее наступать на детские грабли…". (Конкретная газета. 11.09.2003).

Повтором словосочетания "наступать на грабли" автор усиливает иронический смысл известного "крылатого выражения", добавляя в его структуру новый элемент – "детские" грабли, подчеркивает, что человек, наступивший на "детские грабли" вовсе совершает глупый и смешной поступок.

Межпредметные связи русского языка и литературы ярко выражены в исследованиях, проводимых на материале художественной литературе. К таким работам относится исследование Холманских Евгении, 9д класс, по функционированию речевых жанров в речи литературного героя на материале сказки-пьесы Л.Филатова.

Высокой оценки достойны работы учащихся, выполненные с использованием регионального компонента. К таким исследованиям относится работа Кожевникова Никиты по лингвистическому анализу топонимики Кыштымского и Каслинского районов Челябинской области, которая была удостоена диплома третьей степени Всероссийской научной конференции “Шаг в будущее” (МГУ им. М.Ломоносова, Москва-2001). Никита выделяет семантические группы топонимов, описывает их фонетические и грамматические особенности: “Все собранные нами языковые единицы относятся к макротопонимам, имеют широкую среду функционирования, обладают устойчивостью, оформляются в соответствии с правилами литературного языка. Наиболее древний слой представляет гидронимия. Из собранной картотеки их самое большое количество – 62 языковые единицы. Это объясняется особенностями исследуемой местности – север Челябинской области, Кыштымский и Каслинский районы. Здесь большое количество озёр, что и позволило учёным использовать природные ресурсы для возведения ядерно-химического предприятия.

а) Название гидронима указывает на место его нахождения (9 языковых единиц):

р. Тайгинка. Указывает на горную местность, покрытую труднопроходимыми хвойными лесами (тюркский язык);

р. Слюдянка. Расположена около залежей слюды;

оз. Ул-Агач “длинное, лесное” (башкир.). Находится в лесу, имеет большую протяженность.

б) Название гидроним раскрывает качество водного объекта (9 языковых единиц):

оз. Иртяш – “каменистое место” (башкир.), что соответствует действительности: берега и дно озера отличаются каменистостью;

оз. Киреты – “упрямое, своенравное” (башкир.). Из всех озёр Каслинской группы наиболее сильно подвержено воздействию северо-западных ветров и является бурным и непостоянным;

оз. Урашта – “витое” (башкир.). Название характеризует извилистую береговую линию.

в) В гидронимии отражена флора и фауна Южного Урала (4 языковые единицы):

оз. Карагуш – “чёрная птица” (башкир.). Так башкиры называли орла-беркута;

оз. Кабанье. Указывает на место былого обитания кабанов”.

Вот как анализирует грамматические особенности названий улиц г.Кыштыма Попов Константин: “Материал картотеки показал, что существительные женского рода, оформляющие названия улиц г.Кыштыма, составляют 8%: В.Сергеевой, Егозинка, Коноплянка, Крупской, Нефтебаза, Правды, Республики, Победы. Остальные названия улиц города Кыштыма выражены именами существительными мужского рода (92 %): Ленина, Чкалова, Мира, Карла Маркса и другие. (…)

В наименованиях улиц г. Кыштыма участвуют и имена числительные. Они относятся к разряду порядковых числительных, которые указывают на порядок предметов при счёте. Это числительное “первая” (Первого Мая, Первая Иртяшская, Первая Корундова, Первая Пионерская, Первая Южная), числительное “вторая” (Вторая Дачна, Вторая Иртяшская, Вторая Корундовая, Вторая Пионерская, Вторая Сугомакская, Вторая Уфалейская, Вторая Южная), числительное “третья” (Третья Дачная), числительное “восьмое” (Восьмого Марта), числительное “девятое” (Девятого Января)”.

Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования. В школьных исследовательских работах они носят частный характер и касаются описываемого языкового явления. Например, выводы, сделанные Кулишенко Романом, лауреатом Международной конференции “Пушкин и мировая культура” (г. Санкт-Петербург), по теме “Реальная интертекстуальность как составляющая петербургской поэзии серебряного века”.

  1. В поэтическом представлении Петербурга, кроме интертекстуальности художественной, культурной, отсылающей к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, наблюдается ещё интертекстуальность реальная, когда тексты “кивают” не на другие тексты, а на экстралингвистические факторы, из богатого лексического арсенала выбираются неизбежно повторяющиеся языковые единицы, которые “хранят “память” о всех своих предшествующих употреблениях в поэтическом языке и тянут за собой интертекстуальные связи”.
  2. Реальные интертекстемы в поэтических текстах поэтов Серебряного века – это дефиниции города, климата, городских деталей. По данным нашей картотеки, преобладают дефиниции города, которые составляют 50 % от собранного материала, что является закономерным, ведь речь идёт о северной столице – Петербурге, чьё имя должно быть обозначено в поэтических текстах.
  3. Составляющими дефиниции климат в поэтических текстах поэтов Серебряного века являются следующие понятия: ветер, дождь, сырость, слякоть.
  4. Составляющими дефиниции городские детали в поэтических текстах поэтов Серебряного века являются понятия: цвет, звук, запах.
  5. Наиболее представлены выявленные дефиниции в творчестве А.Блока, В.Брюсова.

Систематизация результатов исследования, составление таблиц, схем, графиков, – важная и ответственная часть работы. Именно по ней судят о степени самостоятельности, оригинальности и новизны.

Все результаты исследований ребята заносят в таблицы. Например, вот как выглядит таблица использования языковых текстообразующих средств лирических песен Урала, автор – Абиева Катерина.

Таблица 2

Лексические

Словообразовательные

Морфологические

Синтаксические

Устаревшие слова

Продуктивные суффиксы:

-ушк

- еньк

- ок

- очк

-ышк

Усечённые прилагательные.

Предлоги:

ко, со, во.

Частицы.

Междометия.

Обращения.

Повторы:

эпанолепсис

анафора

анадиплосис

В работе Юли Лукащук частотность использования местоимений в повестях конца ХV –ХVII веков представлена в таком виде.

Таблица 3

Разряд

Частота употребления

Количество

%

1. Личные местоимения

105

42 %

2. Притяжательные местоимения

62

24,8  %

3. Указательные местоимения

45

18 %

4. Определительные местоимения

19

7,6 %

5. Возвратные местоимения

11

4 %

6. Отрицательные местоимения

5

1,5 %

7. Неопределенные местоимения

3

1,2 %

Всего

250

100 %

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступление), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера.

Тезисы научного доклада публикуются в сборниках материалов конференций. Они содержат самые важные выводы, к которым пришёл юный исследователь в процессе работы над темой.

Тезисы докладов наших учащихся опубликованы

• в сборниках материалов конференции “Юность. Наука. Культура” (г. Обнинск – 2002 г.):

Новиков А. Синтаксические средства оформления рекламных слоганов.

Хусаинова Э. Поэтика заглавий рассказов Е. Пермяка.

• в сборниках материалов конференции “Шаг в будущем” (г. Москва – 2000 г.)

Корнилова Е. Повтор в стихах И. Никитина.

• в сборниках материалов конференции “Пушкин и мировая культура” (г. Санкт-Петербург – 2004, 2005)

Новиков А. Пушкинские крылатые выражения в аспекте языка и культуры.

Кулишенко Роман Реальная интертекстуальность как составляющая петербургской поэзии серебряного века.

Таким образом, взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве по формированию научно-исследовательской компетенции можно представить в виде таблицы.

Таблица 4

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Разработка проектного задания.    
1.1. Выбор темы проекта. Учитель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы.
1.2. Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет. Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности школьника, рекомендует литературу по теме исследования. Учащийся изучает литературу по теме исследования, при этом работает с разными источникам
1.3 Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. Учитель показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. Учащийся составляет картотеку на определённом языковом материале.
2. Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность.
3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями ГОСТа
4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель знакомит учащихся с требованиями конференций различного уровня. Учащиеся обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, доклад, тезисы статьи.
5. Презентация (защита проекта) Учитель организует экспертизу работы: пишет отзыв и находит внешних рецензентов. Учащиеся докладывают о результатах своей работы.
6. Рефлексия. Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других.

Таким образом, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся. Значительно расширяется кругозор учеников в предметной области “Филология”. Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научное исследование способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.