Письмо, как средство обучения на начальном и среднем этапе изучения иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранному языку включает в себя овладение учащимися такими видами речевой деятельности как аудирование, говорение, чтение и письмо. В программах средней общеобразовательной школы письмо не рассматривается как основная цель обучения. Оно считается средством обучения, способствующим развитию умений и навыков устной речи и чтений, а также усвоение языкового материала Письмо в школах с углубленным изучением английского языка являет одной из целей обучения, поэтому программа предусматривает как формирование каллиграфии и правописание, так и формирование умения письменно излагать свои мысли. Кроме того письмо выступает и как важное средство обучения, которое способствует развитию устной речи и чтения.

В требованиях практического владения иностранным языком на начальном этапе обучения гласит следующее: учащиеся должны приобрести навыки каллиграфического написания букв, слов, фраз и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Обучение английской каллиграфии имеет большое значение для правильной постановки преподавания английского языка особенно на начальной ступени обучения. Обучаясь английской каллиграфии, ученик обращает внимание на орфографические особенности английского письма, что очень ценно.

На первом этапе овладения каллиграфией – это умение, которое формируется последовательной работой по усвоению и закреплению той или иной формы букв на письме. Необходимые моменты в формировании каллиграфии – умение – осознанность и заинтересованность.

На следующем этапе каллиграфия становится навыком, постоянно подкрепляемым практикой письма. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить путь от каллиграфии умения к каллиграфии навыку и сделать этот навык устойчивым. Письмо может стать действенным средством обучения лишь в том случае, если учащиеся достигнут определенного уровня орфографических навыков. В учебниках нового поколения школ с углубленным изучением английского языка имеется специальные упражнения по обучению орфографии в основном такие, как упражнения с такими заданиями: перепишите; перепишите сгруппировав…; перепишите, подчеркните определенные элементы; прочитайте м перепишите; вставьте пропущенные буквы, слова. В книге для учителя рекомендуется написание диктантов. Таким образом, арсенал приемов обучения орфографии сводится к списыванию, диктантам к названию по буквам. При обучении орфографии необходимо учитывать правила чтения и орфографии. Они действительно полезны при написании слов, орфография которых основана на фонетическом принципе, т.е. таких как pen, desk, bag, pig, но и слово plate ученик может написать слово так plait по аналогии с rain, grain. Слово beautiful – butiful, beautifool, butifool. Ни списывание, ни диктанты, ни название по буквам, ни учет правил чтения не могут обеспечить достаточно эффективное усвоение орфографии трудных слов учащимися. Особых трудностей в обучении написанию слов вызывают слова орфография которых основана на исторических принципах. Многие учителя нашей школы и я используем орфографическое проговаривание, которое рекомендуется при обучении русской орфографии. Орфографическое проговаривание осуществляется в русском языке довольно просто. Что касается английского, то здесь намного сложнее. У каждой буквы свое звучание, у согласных обычное их чтение f [f], h [h], s [s] и т.д. Для гласных их краткое чтение a[?], o [o] и т.д. Буквосочетание – обычные их звуки ck [k], sh [?], а сочетание ck надо запомнить [kk].

Следует запомнить учащимся, что при орфографическом проговаривании произносится каждая буква, так например teacher, Wednesday. Эту работу необходимо проводить на начальном этапе обучения. Овладев орфографическим чтением, учащиеся хорошо овладевают навыками письма и чтения, что не может не привести к улучшению умений и навыков устной речи. Так же при обучении навыков письма отдельных слов и выражений, также предложений мне очень помогают зрительные диктанты. Они способствуют развитию у учащихся зрительной памяти. Сначала учащиеся видят на доске написанное. Затем написанное стирается и ребята пишут по памяти. Для проверки правильности в написании снова появляется написанный текст и учащиеся сами проверяют текст. Таким образом у них развивается способность к самоконтролю. Вся эта работа проводится постепенно. Сначала я даю только слова, затем сочетания слов и краткие предложения, а затем связное высказывание из двух-четырех предложений. При обучении иностранному языку учащиеся должны овладеть письмом в той мере, которая необходима для того, чтобы помочь им в овладении его лексико-грамматическим материалом, необходимым для развития и совершенствования устной речи и чтения. Письмо также формирует у учащихся следующие навыки:

1. написание букв алфавита;
2. перевод звуков речи в орфографические символы: буквы и буквосочетания;
3. орфографически правильные написания слов, сочетания слов и предложений;
4. письменное выполнение различных упражнений, способствующих лучшему усвоению учебного материала необходимого для развития и совершенствования устной речи и чтения.

Сформировав все указанные навыки у учащихся, им становится легче пользоваться письмом в качестве средства изучения языка, помощника в овладении устной речи и чтением. От простых заданий списывания ученики переходят до заданий разной степени сложностей, требующих творческого перехода к решению поставленных в них задач таких как: озаглавить смысловые отрезки текста, написать вопросы к тексту ответить письменно на вопросы, составить план сообщения. Важную обучающую функцию выполняют письменные работы, связанные с прочитанным текстом. Использование письма очень помогает лучшему пониманию текста и формулированию мыслей в связи с прочитанным я использую такие письменные задания:

- Выпишите предложения, которые выражают главные мысли автора и затем вычеркните те слова, которые только поясняют их. Напишите полученные в результате сокращения предложения.

- Сократите текст, выписав из него только те предложения, которые передают основное его содержание.

- Изложите текст, содержание в трех-пяти предложениях.

- Выпишите те предложения, которые вам больше всего понравились (художественный текст).

- Выпишите те предложения, из которых вы узнали для себя новое (научно-популярный).

Так же на уроках я использую различные виды упражнений, развивающие письмо как средство обучения, написать то, что могут сказать на изучаемом языке. Они имеют возможность опереться на текст, например, описать предмет, картину; комнату школу, написать о своей семье, друге улице, городе, стране, описать место, где происходит действие в тексте, написать что нового полезного узнаем из текста, что говорит автор о …(используя предложения из текста для подтверждения, выразить свое мнение письменно о просмотренном видеофильме.

На начальном этапе используются выше перечисленные упражнения, так как описание – это простейшая форма речевого общения. На среднем этапе обучения я использую такой вид работы как рассуждение, наиболее сложный вид речевого общения, который требует от учащихся знаний , запаса слов и выражений устных высказываний, что помогли бы выразить свои мысли на письме. Этот вид работы я использовала при прохождении темы “Pen-friends” в 5 классе как дополнительный материал. Закончена тема, даются следующие работы: напиши другу, который живет в другом городе( стране) о своей стране о своем городе. Так, например наша школа имела возможность пригласить преподавателей из Англии Стивена Вудли и Джуди Вудли из королевской школы г. Кентербери, которые в течение определенного времени обучали наших детей. С того времени мы имеем много друзей. Каждый ученик написал письмо. Ребята имели своих друзей по переписке, что способствовало успешному прохождению и усвоению этой темы, то есть создало естественную ситуацию, что действительно заинтересовало ребят. Надо отметить, что изучение темы “Pen-friends”(приложение1.1) имеет большое воспитательное значение. Значительную часть времени мы посвящали умению навыков написания слов. Предстояло познакомится с 31 словом и выражением (приложение1.2), слова были вывешены на доске на протяжении изучения темы. Проводила словарные диктанты, зрительные упражнения типа заполнить пропуски и докончить предложения (приложение 1.3), выписать предложения характеризующие описание реки Sheena, деревни Jerrace, Canadian children, Canadian school. Завершающим этапом была работа “A letter of Canadian children”. По составленному учащимся плану и ключевым словам учащиеся передавали содержание письма в письменном виде (приложение 1.4).

Для того чтобы ответить правильно на письмо канадских детей мы дополнительно изучили темы “Россия”, “наша школа”, “наш город”, “общественная жизнь”, тренировали лексику, выполняли упражнения. Изучив определенную лексику учащиеся делали сообщения “My school”, “My town”, “My favourite kind of sport” в письменном виде. Выполняли ряд упражнений(приложение 1.5) , закончилась тема письменной работы “A letter to Canadian children” ответ, а также учащиеся писали сочинение “My pen-friend” описывали город, школу, любимое занятие, увлечение своего друга по переписке.

Письмо в обучении иностранному языку представляет собой как средство обучения иностранному языку (графике, орфографии, письменному выполнению упражнений, помогающих лучше усвоить языковой материал и овладеть устной речью и чтением.

Таким образом, успешное обучение письму на начальном этапе способствует совершенствованию навыков письма, конечным результатом которого является выполнение письменной части ЕГЭ по английскому языку, состоящее из написания сочинения и личного письма.

Список литературы

  1. ИЯШ № 6 1998
  2. ИЯШ № 1 1999
  3. ИЯШ № 6 2000
  4. Программа “иностранные языки в школе” для школ с углубленным изучение английского языка.