Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся как средство развития коммуникативных качеств личности

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Цель занятия: Продолжить изучение особенностей клеточного уровня организации живой природы на примере строения эукариотической животной клетки.

Задачи:

  • Образовательная: расширить и углубить знания учащихся об эукариотической клетке, строении и функциях ее основных органоидов.
  • Развивающая: способствовать развитию монологической речи; умений работать с текстом по выделению главной мысли, устанавливать взаимосвязи на примере биологических систем, проводить сравнение, формулировать выводы, осуществлять самооценку и самоанализ деятельности.
  • Воспитывающая: способствовать формированию культуры межличностных отношений через обсуждение проблем в группе и между группами; научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы на микроуровне; сознательного отношения к умственному труду, ответственности за результаты труда; привлечению студентов к активной познавательной деятельности.

Тип занятия: урок изучения новых знаний.

Межпредметные связи: Биология человека (9 класс) – строение животной клетки.

Средства обучения: индивидуальные задания, компьютерный рисунок - схема “Животная клетка под электронным микроскопом”, магнитная динамическая модель “Строение клетки”.

Литература:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Общая биология, М.: Высшая школа, 2000 .

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Анализ диагностической работы по теме “Химическая организация клетки”.

  • соотнести самооценку и оценку преподавателя;
  • анализ успешности выполнения заданий разного уровня сложности, выявление причин успехов и неудач;
  • формулировка выводов из анализа работы.

3. Актуализация знаний студентов и постановка цели занятия.

Беседа по вопросам и заданиям:

  • Какой раздел общей биологии мы изучаем?
  • Какие темы входят в этот раздел?
  • Какую тему и какие уровни организации живой природы мы полностью изучили?
  • Обоснуйте единство и различие живой и неживой природы на атомном и молекулярном уровнях.
  • Какую тему и какой уровень организации живой природы мы изучаем?
  • Назовите 2 подуровня клеточной организации и дайте им характеристику.
  • Расскажите о строении прокариотической бактериальной клетки.
  • Выскажите предположение о теме сегодняшнего занятия.
  • Вспомните, где в школьном курсе биологии вы знакомились со строением эукариотической клетки? Что вы уже знаете о строении эукариотической клетки?

Обобщение беседы и постановка цели занятия преподавателем: ”Сегодня на занятии мы продолжим изучение клеточного уровня организации живой природы, а именно расширим и углубим знания о строении эукариотической животной клетки”. На занятии будут чередоваться фронтальная, индивидуальная, групповая работа и тот, кто будет внимателен и ответственен в выполнении предложенных заданий, в конце занятия может получить хорошую оценку. (Приложение 8)

Изучение новых знаний.

Вступительное слово преподавателя: При изучении возникновения жизни и начальных этапов биологической эволюции мы отметили, что еще до возникновения клетки как биологической системы возникли сначала простые органические вещества, затем сложные органические вещества, комплексы разных органических веществ и наружная мембрана комплекса – протобионта. Таким образом, мембрана, возникшая еще до возникновения клетки, является составной частью и основой строения любой клетки, в том числе и эукариотической. Именно со строения и функций мембраны мы и начнем изучение эукариотической клетки.

Строение и функции плазматической мембраны (Приложение 8).

Объяснение преподавателя сопровождается работой с рисунком “Животная клетка под электронным микроскопом” (Приложение 7).

Строение: двойной слой липидов, в котором плавают молекулы белков.

Функции:

1. Защитная – ограничивает внутреннее содержимое от внешней среды.

2. Транспортная – осуществляет обмен веществ клетки с окружающей средой, обладает свойством полупроницаемости.

  • диффузия: движение ионов через мембрану в сторону меньшей концентрации;
  • осмос: диффузия воды через полупроницаемую мембрану;
  • активный транспорт: перемещение веществ через мембрану с затратами энергии;
  • пиноцитоз и фагоцитоз.

3. Структурная: мембрана участвует в образовании частей клетки.

Обобщение и закрепление:

Какое вещество является основой плазматической мембраны?

Благодаря какому свойству липиды образовали мембрану?

Какая функция липидов, как органических веществ при этом реализуется?

Промежуточный вывод: На молекулярном уровне мы изучили строение и функции неорганических и органических веществ клетки, на клеточном уровне изучаем строение и функции частей клетки, построенных из разных органических веществ, но во всех случаях мы говорим о соответствии строения, свойств и биологической роли.

Строение и функции частей клетки.

Вся внутренняя полость клетки заполнена цитоплазмой, в которой находится самая крупная часть – ядро, видимая в световой микроскоп с увеличивающей способностью в 150 и более раз и много более мелких частей, различимых только при рассматривании клетки в электронный микроскоп, увеличивающий в десятки тысяч раз, называемых органоидами цитоплазмы.

При изучении частей клетки вы будете работать индивидуально и группами по выданным вам заданиям. (Приложения 1, Приложения 2, Приложения 3, Приложения 4, Приложения 5, Приложения 6)

  • Прочитайте предложенное вам задание под пунктами 1 и 2.Есть вопросы по выполнению этих пунктов?
  • Каждый приступаете к выполнению этой части задания, вам отводится для этого 5 минут.
  • Переходим к работе в группах. Всего 6 групп (представители каждой группы по очереди поднимают руки).
  • Прочитайте задание под пунктом 3 и 4.
  • Выполните эти задания, время 3 минуты.
  • Прочитайте задания под пунктами 5 и 6 у первой и 6 группы и 5, 6, 7 у второй, третьей, четвертой, пятой групп. Пояснение: каждая группа по очереди в течении 5 минут выполняет роль преподавателей и работает с остальными группами. По окончании этого этапа работы у каждого из вас в тетради должна быть заполнена таблица “Строение и функции частей клетки”.

Обобщение и закрепление.

  • Назовите функции плазматической мембраны. Какую из этих функций вы изучили более подробно, знакомясь со строением и функциями частей клетки?
  • Разделите все рассмотренные вами части клетки на основе участия мембраны в их образовании: двухмембранные, одномембранные и немембранные, указав, какими цифрами они обозначены на рисунке животной клетки.
  • Высчитайте % отношение мембранных частей клетки.

Вывод: (записывается в тетради, ниже таблицы)

В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения.

Обоснуйте это утверждение. (Это означает, что клетка в основном построена из мембран и мембраны имеют сходное строение.)

4. Закрепление и коррекция знаний студентов.

Выполните задание под последним пунктом. (7 для первой и шестой групп, 8 – для остальных групп.) Первые 3 человека, правильно справившиеся с заданием получат оценки.

Работа с магнитной динамической моделью у доски.

(студент по желанию выходит к доске и располагает части клетки, комментируя свои действия, остальные студенты соотносят получающуюся клетку с рисунком, вносят изменения и дополнения.)

5. Консультация по выполнению домашнего задания.

Запишите домашнее задание.

Выполните в тетради или на отдельном листе сравнение строения прокариотической и эукариотической клетки, выделив общее и различие в их строении.

Создайте презентацию любого фрагмента по содержанию занятия при наличии соответствующих умений и возможностей.