Использование ИКТ на уроках географии

Разделы: География


ТИОТ – один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, который позволяет организовать учебный процесс на основании принципов индивидуализации, лежащих в основе построения индивидуальных траекторий. Это дает возможность учащимся выбирать:

  • Уровень, объем содержания предметного знания (не ниже базового).
  • Информационные источники для усвоения (учебник, дополнительная литература, электронные учебники, демонстрационно-обучающие программы, Интернет).
  • Способ учения в соответствии с индивидуальными особенностями.
  • Темп продвижения по теме.
  • Форма, время и вид контроля по согласованию с учителем.

1-2 уроки. Вводная лекция с использованием презентации. Домашнее задание для себя определяет каждый ученик.

3-6 уроки. Учащиеся работают в произвольных группах по5-6 человек. Количество групп зависит от количества модулей, возможна и индивидуальная работа. Каждой группе выдаются одинаковые модули, дидактический материал, дополнительная литература. Время выполнения заданий  и формы контроля определяются в каждом модуле (М12, М3 М4). Количество модулей определяется темой. Возможен вариант создания презентации к каждому модулю.

Один из модулей по теме “Политическая карта мира”

 Модуль № 4                                                      Тема: Формы правления государства.

УЭ Задания Руководство
УЭ-0 Интегрирующая цель:

Познакомиться с основными формами правления государства.

Уметь приводить примеры и показывать на карте страны с разными формами правления.

 
УЭ-1 Цель: Познакомиться с основными формами правления государства.

Задания:

  1. Дать определение понятию “республика”.
  2. Какие типы республик существуют?
  3. Приведите примеры стран.
  4. Дайте определение понятию “монархия”.
  5. Какие типы монархий выделяют в мире?
  6. Приведите примеры стран.
  7. Каких форм правления больше в мире?
  8. На каких материках (частях света) преобладают монархии, республики?
 

 

Ю.Н. Гладкий с.91

В.П. Максаковский

с. 14, “визитка”

УЭ-2 Цель: Выполнить практическую работу “Формы правления государств”.

Задания:

  1. На контурной карте подпишите страны с разными формами правления (5-6 стран).
  2. Возможно выполнение в тетради. Заполнить таблицу “Формы правления государств”

                                             Республика                                     Монархия

                                                                    Примеры стран

 

 

В.П. Максаковский

“визитка”

Контроль
  1. Знать определения: монархия, республика и их типы.
  2. Контурная карта.
  3. Уметь показывать страны на карте.
  4. Компьютерное тестирование.
 

Каждой группе выдается карта движения по теме, некоторые ученики составляют свой индивидуальный маршрут.

Группа 1 М 1. М 2 М 3 М 4 М 5
Группа 2 М 5 М 1 М  2 М 3 М 4
Группа 3 М 3 М 5 М 1 М 2 М 3
Группа 4 М 4 М 3 М  5 М 1 М 2
Группа 5 М 2 М 4 М 3 М 5 М 1

По мере выполнения каждого модуля ученик проходит через промежуточный контроль (формы контроля  указаны в каждом модуле), после этого он выходит на итоговый контроль.

После успешного выполнения итогового контроля, освободившееся время ученик использует для углубления знаний (выполнение творческих работ, решение олимпиадных заданий, посещение библиотеки, подготовка к итоговому уроку по теме, работа в Интернете...) или выступает в роли консультанта.

Итоговый урок: семинары, практикумы, деловые игры, и другие типы уроков по усмотрению учителя.

Наиболее интересно проходят игровые уроки по теме “Рекреационные ресурсы мира. География международного туризма” в 10 классе, после изучения тем “Мировые природные ресурсы” и “Мировое хозяйство”

“Туристическая биржа”

Тип урока: деловая игра.

Условия игры: сдвоенные уроки/

Цели и задачи игры:

  1. Сформировать представление о международном туризме как феномене эпохи НТР.
  2. Рассмотреть основные виды международного туризма.
  3. Познакомить учащихся с географией международного туризма.
  4. Продолжать формирование умения работать с различными источниками информации и выполнять творческие задания с использованием ИКТ.

Оборудование:

  1. Проектор.
  2. Компьютер.
  3. Визитки участников игры.
  4. Таблички на столах участников.

Этапы игры:

I этап: Подготовительный этап:

За 1-2 месяца объявляется тема и условия игры.

Класс делится на группы по 2-3 человека (туристическая фирма). Каждая группа выбирает объект изучения: природный, культурный, исторический памятник или очень интересное место мира, которое она будет представлять. Затем подбирает материал и готовит презентацию. Учитель проводит консультации и помогает в сборе и обработке информации в компьютерном классе, рекомендует сайты в Интернете.

Презентация готовится по определенному плану:

  1. Название фирмы.
  2. Дилеры .
  3. Карта страны с указанием объекта.
  4. Характеристика объекта с иллюстративным материалом.
  5. Источники информации.

II этап: Проведение игры.

В кабинете столы стоят по периметру, каждый стол оформлен: название фирмы, дилеры, товарные знаки фирмы, рекламные буклеты, проспекты и т.д. На экране проектора слайд: “Туристическая биржа” и понятия: биржа, дилер, прайс-лист.

  1. Игра начинается с презентации учителя “ Туризм как отрасль мировой экономики. Рекреационные ресурсы мира”.
  2. Определяется последовательность выступления жеребьёвкой, выдаются прайс-листы каждому участнику игры или заполняются в тетрадях..
  3. Происходит презентация, на которую отводится 3 минуты и 1 минута на ответы.
  4. Каждый участник игры заполняет прайс-лист (выставляет оценки), учитывая содержание, наглядность, представление.

III этап: Завершение игры

В конце прайс-листов каждая фирма указывает три фирмы, с которыми они будут заключать договор о сотрудничестве. Подводится общий итог. Фирмы, выигравшие конкурс, получают дополнительные оценки.

Каждый участник игры получает три оценки: представление, содержание презентации и за прайс-лист.

Словарь терминов:

  • Биржа - государственная или акционерная организация, предоставляющая помещение, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок, получающая за это комиссионные от сделки.
  • Дилер – физическое или юридическое лицо, деятельность которого сосредоточена на продаже товаров и услуг.
  • Прайс-лист – перечень товаров и услуг, с указанием цены (в игре цена – это оценка).
  • Фирма – предприятие, компания, преследующая коммерческие цели. Может иметь фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение, идентифицирующее продукт с его изготовителем и продавцом.

Прайс-лист

Представляемый объект Фирма Дилер Что интересно Цена (оценки)
Содержание Наглядность Представление
1            
2            
3            
4 и т. д.            

Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового. Ученик принимает решение, за которое он в ответе, и средство коммуникации. Игра предполагает творческое начало