Психолого-педагогическое сопровождение программы развития гимназии в условиях инновационной деятельности

Разделы: Школьная психологическая служба


В 1990-х годах гимназия № 26 находилась в поиске моделей обучения, которые могли бы обеспечить разностороннее развитие личности учащегося. Исходя из этого при подготовке программы развития гимназии был сделан проблемный анализ, который позволил выявить проблемы, наблюдающиеся в учебном процессе: снижение качества знаний, падение интереса к учению, снижение творческой активности и ухудшение здоровья.

Эти проблемы являются следствием недостатка организации учебного процесса: неполная реализация принципа преемственности, использование педагогами неоптимальных технологий, наличие несоответствия “стиля преподавания” учителя “стилю обучения” учащегося и т. д.

Для решения этих проблем в гимназии реализуется комплексно-целевая программа освоения личностно-ориентированных технологий образовательного процесса:

  • Начальная школа – психосберегающая технология обучения младших школьников на основе индивидуальных механизмов мышления, которая была разработана в условиях опытно-экспериментальной работы;
  • Основная школа – разработка технологических подходов обучения на основе индивидуальных стилей познания (в рамках Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП);
  • Старшая школа – обучение в группах с выбором вариативного модуля, предполагающее свободу выбора учащимися предметов по интересам.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения заключается в выявлении факторов, влияющих на успешность обучения, и своевременном выявлении негативного воздействия внедряемых технологий на ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы включает следующие этапы:

  • первый этап – первичное диагностирование детей при наборе в школу,
  • второй этап – текущая диагностика учащихся в l–4-х классах,
  • третий, заключительный, этап – проведение психолого-педагогического консилиума по результатам текущей диагностики.

I этап: Основной целью данной диагностики является выявление ведущей стратегии мышления ребенка, что впоследствии поможет педагогу правильно выбрать стиль преподавания для каждого.

По результатам диагностики проводятся:

  • консультации с родителями первоклассников, направленные на ознакомление с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, возрастными особенностями детей и их индивидуальным способом мышления, тактикой общения и помощи детям;
  • индивидуальные консультации педагогов по организации учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка.

II этап: текущая диагностика учащихся в 1–4-х классах.

Основной целью данной диагностики является выявление факторов, влияющих на успешность обучения, и выявление негативного воздействия внедряемых технологий на ребенка.

Для построения технологии обучения нами были взяты:

1. Уровень сформированности новообразований.
2. Определение типа памяти и уровня их развития.
3. Уровень развития логического и образного мышления.

Мы проводим исследование этих психических процессов на начало первого и конец четвертого классов.

Эта диагностика позволяет выявить проблемы у детей с разным типом мышления, что необходимо развивать, а что можно использовать при организации процесса обучения, и выявить их динамику, для того чтобы определить, насколько эффективно сработала технология обучения.

Результаты исследования подтвердили предположения, что экспериментальная технология продуктивно влияет на уровень развития мышления.

Для выявления воздействия внедряемой технологии на ребенка мы проводили диагностику эмоционального состояния и степени утомляемости учащихся на уроках. Данное исследование позволяет судить о напряженности, тревожности ребенка на уроке и выявляет детей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны педагога и родителей.

По результатам текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы, на которых разрабатываются стратегии учебного процесса, тактики общения и помощи детям в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка.

При переходе из начальной школы в основную школу психолого-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется с целью изучения их психологической готовности к новым социально-педагогическим условиям обучения и преемственности ОЭР.

Предполагаемые результаты имеют следующие показатели:

– удовлетворенность учащихся и родителей процессом обучения;
– усвоение учебного материала;
– психофизиологическое здоровье;
– психологическая комфортность обучения;
– развитие интеллектуальной сферы.

Диагностика осуществляется с учетом возрастных особенностей и в соответствии с поставленными на год задачами.

В старшей школе на сегодняшний день мы используем форму обучения старшеклассников в группах с выбором вариативного модуля, которые представляют собой одну из образоватльных моделей профильного обучения в современной школе. Основными целями модульного обучения являются:

– выполнение социального заказа ученика и родителя, ориентированного на подготовку будущего абитуриента (в основном в вуз);
– углубление и расширение знаний по предметам, которые интересуют ученика;
– интеллектуальное развитие.

Модульное обучение позволяет реализовать ученику в большем объеме свои возможности, строя индивидуальную образовательную траекторию, но при этом возникают трудности, которые затрагивают всех участников образовательного процесса. Следовательно, необходим механизм, который помог бы учащемуся реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Кроме того, этот механизм должен помочь ученику и учителю конкретизировать цель занятий в модульных группах. Таким механизмом является психолого-педагогическое сопровождение. Именно оно решает эти проблемы, выступает как средство для разработки стратегии, направленной на удовлетворение запросов каждого, и является условием повышения эффективности образовательного процесса.

В связи с этим определились следующие задачи:

1. Установить индивидуально-психологический статус школьника.
2. Выработать рекомендации для определения путей, выбора средств сопровождения в соответствии с присущими особенностями обучения и социальным заказом учащегося.

Исходя из этого, до начала обучения в группах с выбором вариативного модуля, с целью определения интересов и склонностей учащихся к различным областям знаний и сферам деятельности, помощи в выборе модуля проводится соответствующая диагностика в параллели 8-х классов.

Информацию по результатам диагностики получают все субъекты образовательного процесса: учащийся, родитель, учитель-предметник, классный руководитель, администрация.

Соответствующая диагностика проводится и по другим параллелям.

Так, например, с целью выявления сформированности логических операций, кругозора и осведомленности по предметам выбранного модуля  мы используем Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР).

Диагностика проводится в начале (9-й класс) и в конце (11-й класс) модульного обучения.

На начальной диагностике мы получаем информацию об исходном уровне развития интеллектуальных способностей учащихся, насколько они готовы к обучению в модульных группах. Учитель, получив информацию по результатам ШТУР, строит процесс обучения, используя коррекционные программы и учитывая запросы учащихся.

Заключительная диагностика направлена на выявление динамики развития исходных параметров.

Таким образом, совместная деятельность психолого-педагогического сопровождения и определенная организация процесса обучения явились условием того, что 79% учащихся реализовали свои индивидуальные особенности и социальный заказ. Это выразилось в выборе соответствующего вуза и специальности.