Интегрированный урок: физика + литература + русский язык по теме: "М.В. Ломоносов – великий сын России"

Разделы: Физика


Основной целью данного урока - в интересной форме познакомить учащихся с биографией ученого, а также обобщить и систематизировать знания по физике, литературе и русскому языку.

Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся. Развить интерес к изучению деятельности ученых нашего государства.

ХОД УРОКА

Урок- викторина проходит в три этапа. Конкурсы проводятся в виде эстафеты. Оценивается быстрота и правильность ответов. Листки с заданиями передаются командам. Жюри оценивает конкурсы в пятибалльной системе.

I. Организационный этап.

1. Участники из трех 7-х классов создают команды “Юные исследователи”, “Академики” и “Мыслители”, выбираются капитаны , которые представляют свои команды.

2. Вводное слово учителя

Урок целесообразно начать с эмоционального слова учителя о многосторонней и плодотворной деятельности великого ученого и поэта в области теории и практики русского языка, литературы и физики. На доске портрет М.В. Ломоносова, выставка книг о нем и эпиграф к уроку-викторине.

“…может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.”

II. Литературно-публицистический этап.

Зачитывается ода М.В. Ломоносова, в это время участники команд должны выписать: историзмы, старославянские высказывания.

Вспомнить какие открытия в литературе и языкознании сделал М.В.Ломоносов . (Теория трех штилей.)

1. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”

2. Определить основную мысль отрывка.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

III. Грамматический этап.

  1. Переписать, вставить пропущенные буквы.
  2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.
  3. Определить основную мысль отрывка.
  4. Найти составные глагольные сказуемые.
  5. Сделать синтаксический разбор первой строфы.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых ж…лает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благ…сл…венны!
Д…рзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская з…мля рождать

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счас(?)ливой жизни украшают,
В (не)счастный случай бер…гут;

В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустын…,
В градском шуму и на едине,
В покое сла…ки и в труде.

IV. Естественно-научный этап.

Команды заранее получили задание – найти в журналах, книгах интересные факты, касающиеся тепловых явлений, и подготовили небольшие сообщения. Затем отвечают по жребию на вопросы викторины.

Задания и вопросы к конкурсам и викторине.

Конкурс “Термины! Формулы!”

Термины Формулы
1. Внутрения энергия – определение. 1. Q=(?)m(t2-t1 ) – название неизвестной величины, единица измерения.
2. Количество теплоты – определение. 2. При плавление: Q=(?)m – название неизвестной величины, единица измерения.
3. Парооброзование – определение, способы парообразования ... 3. При парообразование:

Q=(?)m – название неизвестной величины, единица

измерения.

4. тепловые двигатели – определение, виды… 4. При сгорание топлива:

Q=(?)m название неизвестной величины, единица измерения.

5. КПД теплового двигателя – определение. 5. Cводы=Что это число значит? объяснить!
6. Плавление – определение. 6. При конденсации (?)=Lm название неизвестной величины, единица измерения.

Конкурс “Порешаем!”

  1. 1. Какое количество теплоты отдаёт стакан кипятка (250 см3), остывая до температуры 140 С ? /Ответ :90,3 кДж./
  2. 2. Сколько каменного угля нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько её выделяется при сгорании бензина объёмом 6 м3? / Ответ: 6,53т./
  3. Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 270 С? /33,5 кДж./
  4. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 10 г., взятой при температуре 0 С, для того, чтобы нагреть её до температуры кипения и испарения? /27200 Дж./
  5. Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную работу, равную 2,3*105кДж, и израсходовал при этом 2 кг бензина. Вычислить КПД этого двигателя. /25%/

V. Заключительный этап.

Выбираем лидера среди команд с помощью игры “Лото”. Участник достает бочонок с номером вопроса и отвечает на него. (Вопросы подобраны из биографии М.В. Ломоносова из литературы и физики.)

  1. Кто назвал М.В. Ломоносова “первым нашим университетом”? (А.С.Пушкин)
  2. Назовите науки, в которых М.В. Ломоносова оставил свой след. (Оптика, теплота, электричество, география, металлургия, история, химия, философия, литература, геология, астрономия.)
  3. Назовите дату и место рождения М.В. Ломоносова. (8 ноября 1711г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.)
  4. Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу? (Горному делу и для прохождения общего курса наук.)
  5. В апреле М.В. Ломоносова подал рапорт о назначении его профессором химии. Каков был ответ Академии? (3 мая 1745 г. конференция согласилась с тем , что он достойный кандидат на профессорское звание.)
  6. Какой завод был пущен в России в 1735 г. благодаря огромным усилиям М.В. Ломоносова? (Первый завод мозаичного стекла, ныне знаменитый завод художественных изделий под Санкт-Петербургом.)
  7. Когда был открыт первый университет? (В апреле 1755г. Московский университет был открыт.)
  8. Кто сказал о Ломоносове: “С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном”? (В.Г.Белинский)
  9. Автором какого всеобщего закона является Ломоносов? (Закон сохранения материи и движения.)
  10. Считали ли Ломоносова величайшим ученым его современники? (Ломоносов умер, почитаемый больше за организатора русской науки или за стихотворца, но никак не за величайшего ученого. Имя которого должно стоять рядом с Ньютоном и Франклином.)
  11. Перед пишущими в жанре красноречия ставились три задачи : учить, услаждать и поражать воображение.” В каком жанре Ломоносов выполнял эти задачи. (Ода)
  12. Из какого произведения слова эпиграфа?

VI. Подведение итогов: