Урок-конференция на тему: "Физика в моей будущей профессии"

Разделы: Физика


Цели урока-конференции:

  1. Углубление знаний учащихся, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.
  2. Создание благоприятных условий для правильного выбора учащимися профессии.
  3. Развитие умения вести рассказ, выступать перед товарищами.
  4. Привитие интереса к физике.

Участниками урока являются учащиеся 7-го класса. Класс делится на группы. Каждая группа готовит сообщение самостоятельно, используя научно-популярные книги, журналы, газеты. На уроке учащиеся слушают сообщения, обсуждают их, отвечают на вопросы.

Ниже приводится материал, подготовленный учащимися 7-го класса к уроку-конференции “Физика в моей будущей профессии”.

На классной доске вывешен плакат:

“Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет” К.Д.Ушинский

Учитель:

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач, которую вам придется решать. В школе вы должны не только получить знания, но и знать, где и как их применить на практике.

Какую бы профессию вы не выбрали, вам обязательно пригодятся знания, полученные на уроках физики. И в этом вы сегодня ещё раз убедитесь.

Нельзя представить нашу жизнь без автомобиля. Кто-то из вас мечтает выбрать профессию шофёра, а кто-то - иметь свой личный транспорт. И вам пригодятся знания при уходе за автомобилем и управлении им.

I ГРУППА

В любой отрасли современного производства нужны навыки измерения различных физических величин. Нужно уметь снимать показания с приборов, которые есть в автомобиле: спидометра, тахометра, манометра и др.

Даёт задание: определите цену деления приборов, которые изображены на картинке. Чему равна цена деления спидометра?

Водитель обязательно должен соблюдать скоростной режим, не нарушать правила дорожного движения, а то быть беде.

Манометр используют для определения давления воздуха в шинах. Поддержание нормативного давления обуславливает рациональный расход горючего и хорошую проходимость машины. При снижении нормативного давления на 0,4 атмосферы вероятность попасть в аварию увеличивается на 50%.

II ГРУППА

Дорожное движение регулируется знаками и правилами, в основе которых лежат физические основы движения. Это касается таких знаков, как “Осторожно, дети!”, “Крутой поворот”, “Спуск”, “Подъем” и т.д. Необходимость учета явления инерции обусловливает существование таких знаков.

Ученики II группы задают вопросы классу:

  1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  2. Почему обязательно нужно пристёгиваться ремнями безопасности?
  3. Зачем при торможении автомобиля включается задний красный свет?
  4. Что должен сделать водитель машины, подъезжая к крутому повороту?
  5. Почему автомобиль с неисправными тормозами запрещается буксировать с помощью гибкого троса?

III ГРУППА

Давайте вспомним о силе трения. В одних случаях трение – вредно, в других – полезно. Из-за трения изнашиваются и выходят из строя многие части автомобилей. При длительном использовании изнашиваются покрышки шин автомобилей, так что их приходиться заменять новыми. Если вовремя не заменить “лысые” покрышки, то это приведет к аварии, т.к. водитель на скользкой дороге может не справиться с управлением. Такой водитель ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизни других людей.

Бороться с “вредным” трением можно следующим образом:

  1. Регулярная смазка – необходимое условие для нормальной продолжительности работы любой машины. Шофёр всегда тщательно следит за поступлением масла к трущимся частям.
  2. Использование шариковых и роликовых подшипников.

Использование “полезного” трения:

  1. Для хорошего сцепления шины с дорогой на протекторе выбиты рельефные рисунки. Выступающие части рисунков при езде вдавливаются в дорогу и создают сцепление колеса с дорогой.
  2. Зимой водители используют специальную шипованую резину; благодаря шипам создаётся хорошее сцепление с дорогой.
  3. На использовании трения основано действие различного рода тормозов. Сила трения между тормозными колодками и тормозным барабаном вызывает торможение колёс.
  4. Для увеличения силы трения дороги посыпают песком.

Ученики III группы задают вопросы классу:

  1. Почему водитель должен предупреждать других водителей специальным значком, что он использует шипованую резину?
  2. Почему водитель должен быть особенно внимательным в сырую погоду, во время листопада или гололёде?

IV ГРУППА

Автомобиль нужен для перевозки людей и грузов. Если масса автомобиля будет большой, то он с большой силой будет действовать на дорогу, что приведёт к продавливанию дорожного покрытия. Как уменьшить давление автомобиля на дорогу? Для этого используют шины разной ширины, делают многоосные машины.

На уроке физики мы изучили закон Паскаля. А зачем его нужно знать шофёру?

На законе Паскаля основано устройство различных гидравлических механизмов. Вы наблюдали, как при нажатии на тормозную педаль шофёр останавливает машину? Это работа гидравлических тормозов. Гидравлический привод применяется только для торможения автомобилей малой и средней грузоподъемности, на автомобилях же большой грузоподъемности устанавливается пневматический привод.

По схемам  учащиеся объясняют принцип действия гидравлических и пневматических тормозов.

Учитель:

Из сообщений учеников вы поняли, что при работе на автомашинах нельзя обойтись без знаний основ физики. И в других сферах деятельности человека применяются те или иные законы физики, которые мы ещё будем изучать на уроках.

Список литературы:

  1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. - М.,1977
  2. Иванов А.С. Мир механики и техники. – М.,1994
  3. Куприн М.Я. физика в сельском хозяйстве. - М.,1985
  4. Лукашник В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.,1996
  5. Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в сельской школе. – М.,1980
  6. Автомир. - №37 – М.,2005