Тема урока: "Индустриальная цивилизация"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательная расширить и углубить знания учащихся об индустриальном характере экономики, проблемах и противоречиях модернизации, определить ее место в мировом развитии, оценить различные варианты и перспективы развития, уловить связь времен.
  • Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.
  • Воспитательная – воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Проблема (решать в течение урока)

Влияет ли индустриализация на характер и организацию трудового процесса, на роль в нем человека, на цивилизацию в целом.

План урока.

1. Рождение индустриальной цивилизации:

1.1. важнейшие особенности индустриальной цивилизации, ее отличия от традиционной (аграрной);
1.2. преимущества и недостатки индустриальной цивилизации глазами философов и экономистов XIX в.

2. Наука и технический прогресс:

2.1. роль естественных наук в промышленном обществе;
2.2. машины в жизни человека XIX в.

3. Индустриализация и монополистический капитализм:

3.3. основные формы организации производства в XIX и XX вв.;
3.4. последствия возникновения монополий для экономической жизни капиталистических стран.

Главная задача: показать принципиально разницу между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной.

Начало урока – интеллектуальная разминка. После нескольких предложений учащиеся сами определяют, о чем пойдет речь на уроке. (Рабочий материал урока, на столах.)

  1. Завершение промышленного переворота. От капитализма свободной конкуренции к империализму.
  2. Технический прогресс, его влияние на жизнь общества.
  3. Новые слои населения, новые проблемы, новые ценности.
  4. Изменения в общественно-политических взглядах.
  5. Влияние процесса модернизации ена развитие государственности.

Итак, все это мы называем – индустриализация.

А теперь определим значение этого процесса. Предлагаю вам ответить на вопросы: да или нет. Давайте подискутируем.

  1. Вправе ли государство наказывать тех граждан, которые всем своим поведением демонстративно ни в грош не ставят наши моральные ценности?
  2. Вам предложили пособие по безработице $1000 в месяц. Найдется ли такая работа, на которую Вы пойдете за плату в три раза меньшую?
  3. Прилично ли быть единственным отличником в классе?
  4. Откажетесь ли Вы от помощи хорошего знакомого Вашей семьи, проректора института, при поступлении в этот институт?

Задание.

Представьте себе, что подобный опрос провели в середине XIX века; в одной стране получено 100% ответов “Да”; в другой — 80% ответов “Нет”. Какая из этих стран имела лучшие перспективы превратить свое общество в индустриальное (“построить капитализм”)? (та в которой нет, почему).

Но прежде чем говорить об индустриальной цивилизации мы должны вспомнить, в чем состоят особенности доиндустриальной цивилизации. Вам предложено два определения, принадлежащих известным западным ученым.(раздаточный материал).

В доиндустриальных цивилизациях жизнь "представляет собой главным образом взаимодействие с природой. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: се6льском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Человек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколений методами…" (Д.Белл.)

Цивилизации "первой волны" (то есть аграрные) " получали энергию от "живых аккумуляторов" – мускульной силы человека и животных – или от солнца, ветра и воды… товары обычно производились кустарным способом, изделия изготовлялись поштучно и на заказ…" (А.Тоффлер.)

На основании этих определений, а также материала изложенного в учебнике с.364-365 давайте разберем по группам характерные черты аграрной и индустриальной цивилизации (На доске расположены листочки с записанными характерными чертами, которые необходимо разобрать по группам (текст с ошибками).

Аграрная цивилизация Индустриальная цивилизация
В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы
Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются
Используется энергия от "естественных" аккумуляторов Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)
Производство имеет штучный характер Производство имеет массовый характер
Наука и производство практически не связаны Технический прогресс определяется научными достижениями.

К чему же ведет индустриальная цивилизация? Ответ к изобретениям.

Какие же изобретения были сделаны в XIX в? Ответы учащихся о перевороте в средствах транспорта, путей сообщения, новых источниках энергии, средствах связи.

Мало было изобрести, необходимо было, и применить эти изобретения. Так например, ветряная мельница известна с древнейших времен, но использовалась в качестве игрушки. Только около 800г. она превратилась в механизм для помола зерна, а 300 лет спустя, после 1100г., стала применяться и в корабельном деле (до этого паруса действовали лишь в тех случаях, когда дул попутный ветер, теперь можно использовать энергию бокового и встречного ветра). В индустриальную эпоху изобретения стали внедрять во все отрасли промышленности и ремесла, где это было возможно, и в кратчайшие сроки. Так, Д.Уатт использовал свою паровую машину для металлургии (подача воздуха в домну), а компаньон Боултон сообразил, что паровая машина годится для любой отрасли, особенно для текстильной промышленности. Через 35 лет американец Фултон пустил по реке Гудзон первый пароход, через 20 лет появился первый паровоз. К середине XVII века паровой двигатель изменил все производство – от изготовления стекла до книгопечатания. Изменения затронули как промышленность, так и сельское хозяйство.

Но возможно ли использование машин и механизмов неограниченно? Давайте рассмотрим проблему, предложенную Т.Мальтусом, учебник с.365. (относительная ограниченность природных ресурсов и необходимость поисков новых источников энергии)+(Раздаточный материал.)

Задание: Мальтус считал, что "воспроизводительная способность населения бесконечно белее велика, нежели способность земли обеспечивать человека средствами существования". Современные ученые на основе исторического опыта двух столетий опровергает эту точку зрения. По их мнению, природные ресурсы неисчерпаемы – надо только уметь ими пользоваться, то есть владеть технологией: "с помощью технологии плевела могут превратиться в зерна, а зерна - в плевела прямо на наших глазах".

Вопрос: Какие факты подтверждают это?

Что же является главным в развитии?

Ответ уч-ся: Главное в цивилизации — человек.

Создатели индустриальной цивилизации — внутренне свободные, уверенные в себе оптимисты, люди активные, деятельные, для которых приращение богатства — не самоцель скряги-накопителя, не возможность жирно есть и сладко пить, а новые и новые возможности для творческого труда во всем, в чем Создатель дал им таланты (от науки или торговли до земледелия или хлебопечения).

Общество, которое предоставляло таким людям свободу делать то, что каждый из них считал нужным (и без чего сама жизнь им была не в радость), за исторически короткий срок преображалось неузнаваемо — оно входило (часто исподволь) в новый мир индустриальной цивилизации со всеми ее огромными возможностями и мучительными противоречиями.

Благодаря усилиям немногих (каждого в какой-либо конкретной области) изменился строй жизни всех остальных. Преимущество в новом обществе получили те, кого раньше всеобщая молва осуждала, — индивидуалисты, непокорные родовым кланам, жаждущие новизны и свободы.

Жить в этом невиданном мире индивидуализма пришлось всем — и тем, кто хотел этого, и тем, кто от всей души осуждал новые веяния. В этом мире уже не было привычного деления на старших и младших; отныне все были “взрослыми”, “совершеннолетними”.

Почему в одних странах промышленная революция шла быстрее, а в других медленнее? От чего это зависело?

Мы уже почти ответили на этот вопрос.

Люди, способные своей деятельностью создать промышленную цивилизацию, в большем или меньшем числе есть в каждой стране, живут всюду (часто даже не подозревая о своем потенциале). Таким образом, темпы вхождения той или иной страны в индустриальную цивилизацию зависят от того, в какой степени государство и, самое главное, общество предоставляют личности свободу.
Здесь речь идет не только (и не столько) о государственной политике, сколько о готовности к существенным переменам в обществе, о том, насколько глубоко в общественное сознание въелись патриархально-клановые, “роевые” традиции.

Возрастные особенности наших учеников таковы, что перемены, индивидуализация жизни a priori окрашены для них весьма положительно. Думаю, будет полезно обратить их особое внимание на то, что новый строй жизни рождался болезненно, мучительно. Это поможет старшеклассникам ощутить трагическую “правду” “отсталых” консерваторов.
Это важно еще и потому, что в современной России вопрос о вхождении в индустриальную цивилизацию по-прежнему более чем актуален.

Анализ текстов №1 и 2 (темы для семинарских занятий), с.422, вопрос с.427.

Рассмотрим проблему, предложенную в начале урока.

А как же процесс индустриализации влиял на облик городов, образ жизни людей

Закрепление:

Заполнение схемы – (каждому ученику)

Вывод: индустриализация требовала концентрации капитала и производства.

О чем мы будем рассматривать на следующих уроках.

Домашнее задание: § 1 глIX

Словарь урока

Индустриальная цивилизация.

  • урбанизация – небывалый рост городов
  • индустриализация – постоянно нарастающее использование машин в производстве
  • демократизация политических структур – предпосылки для становления правового государства
  • стремительный рост знаний о природе и обществе.
  • секуляризация – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

Все эти процессы, неразрывно связаны друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей

Традиционная европейская

Цивилизация

Чем вызван этот переход?

Старый феодальный порядок новый капиталистический уклад
Конфликт

Обострение отношений между классами и группами населения

Общенациональный кризис

Буржуазные революции ускорили формирование наций, способствовали становлению новой морали, нового стиля жизни т.е. формировали человека нового времени

особое отношение

  • к труду
  • религии
  • обществу
  • семье и любви
  • к самому себе

Герои нового времени- буржуа – претензия на роль новой элиты в обществе.

Б. Франклин.

  • человек должен быть всем обязан самому себе, создать себя как личность.
  • деньги – критерий успеха, путь к независимости, к свободе личности от жестоких законов общества.
  • стань обеспеченным человеком – “и независимость будем твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной”.
  • богатство накладывает на человека обязательства: нельзя, чтобы оно лежало праздно.
  • главные добродетели буржуа: воздержанность в еде и питье, немногословность, порядок, неукоснительное выполнение задуманного, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, скромность.
  • методы достижения богатства должны быть нравственными.

Нравится ли вам образ буржуа – джентльмена, созданный Б. Франклином? Обоснуйте свой ответ.