Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Индустриальная цивилизация"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели:

  • Образовательная расширить и углубить знания учащихся об индустриальном характере экономики, проблемах и противоречиях модернизации, определить ее место в мировом развитии, оценить различные варианты и перспективы развития, уловить связь времен.
  • Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.
  • Воспитательная – воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Проблема (решать в течение урока)

Влияет ли индустриализация на характер и организацию трудового процесса, на роль в нем человека, на цивилизацию в целом.

План урока.

1. Рождение индустриальной цивилизации:

1.1. важнейшие особенности индустриальной цивилизации, ее отличия от традиционной (аграрной);
1.2. преимущества и недостатки индустриальной цивилизации глазами философов и экономистов XIX в.

2. Наука и технический прогресс:

2.1. роль естественных наук в промышленном обществе;
2.2. машины в жизни человека XIX в.

3. Индустриализация и монополистический капитализм:

3.3. основные формы организации производства в XIX и XX вв.;
3.4. последствия возникновения монополий для экономической жизни капиталистических стран.

Главная задача: показать принципиально разницу между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной.

Начало урока – интеллектуальная разминка. После нескольких предложений учащиеся сами определяют, о чем пойдет речь на уроке. (Рабочий материал урока, на столах.)

  1. Завершение промышленного переворота. От капитализма свободной конкуренции к империализму.
  2. Технический прогресс, его влияние на жизнь общества.
  3. Новые слои населения, новые проблемы, новые ценности.
  4. Изменения в общественно-политических взглядах.
  5. Влияние процесса модернизации ена развитие государственности.

Итак, все это мы называем – индустриализация.

А теперь определим значение этого процесса. Предлагаю вам ответить на вопросы: да или нет. Давайте подискутируем.

  1. Вправе ли государство наказывать тех граждан, которые всем своим поведением демонстративно ни в грош не ставят наши моральные ценности?
  2. Вам предложили пособие по безработице $1000 в месяц. Найдется ли такая работа, на которую Вы пойдете за плату в три раза меньшую?
  3. Прилично ли быть единственным отличником в классе?
  4. Откажетесь ли Вы от помощи хорошего знакомого Вашей семьи, проректора института, при поступлении в этот институт?

Задание.

Представьте себе, что подобный опрос провели в середине XIX века; в одной стране получено 100% ответов “Да”; в другой — 80% ответов “Нет”. Какая из этих стран имела лучшие перспективы превратить свое общество в индустриальное (“построить капитализм”)? (та в которой нет, почему).

Но прежде чем говорить об индустриальной цивилизации мы должны вспомнить, в чем состоят особенности доиндустриальной цивилизации. Вам предложено два определения, принадлежащих известным западным ученым.(раздаточный материал).

В доиндустриальных цивилизациях жизнь "представляет собой главным образом взаимодействие с природой. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: се6льском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Человек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколений методами…" (Д.Белл.)

Цивилизации "первой волны" (то есть аграрные) " получали энергию от "живых аккумуляторов" – мускульной силы человека и животных – или от солнца, ветра и воды… товары обычно производились кустарным способом, изделия изготовлялись поштучно и на заказ…" (А.Тоффлер.)

На основании этих определений, а также материала изложенного в учебнике с.364-365 давайте разберем по группам характерные черты аграрной и индустриальной цивилизации (На доске расположены листочки с записанными характерными чертами, которые необходимо разобрать по группам (текст с ошибками).

Аграрная цивилизация Индустриальная цивилизация
В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы
Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются
Используется энергия от "естественных" аккумуляторов Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)
Производство имеет штучный характер Производство имеет массовый характер
Наука и производство практически не связаны Технический прогресс определяется научными достижениями.

К чему же ведет индустриальная цивилизация? Ответ к изобретениям.

Какие же изобретения были сделаны в XIX в? Ответы учащихся о перевороте в средствах транспорта, путей сообщения, новых источниках энергии, средствах связи.

Мало было изобрести, необходимо было, и применить эти изобретения. Так например, ветряная мельница известна с древнейших времен, но использовалась в качестве игрушки. Только около 800г. она превратилась в механизм для помола зерна, а 300 лет спустя, после 1100г., стала применяться и в корабельном деле (до этого паруса действовали лишь в тех случаях, когда дул попутный ветер, теперь можно использовать энергию бокового и встречного ветра). В индустриальную эпоху изобретения стали внедрять во все отрасли промышленности и ремесла, где это было возможно, и в кратчайшие сроки. Так, Д.Уатт использовал свою паровую машину для металлургии (подача воздуха в домну), а компаньон Боултон сообразил, что паровая машина годится для любой отрасли, особенно для текстильной промышленности. Через 35 лет американец Фултон пустил по реке Гудзон первый пароход, через 20 лет появился первый паровоз. К середине XVII века паровой двигатель изменил все производство – от изготовления стекла до книгопечатания. Изменения затронули как промышленность, так и сельское хозяйство.

Но возможно ли использование машин и механизмов неограниченно? Давайте рассмотрим проблему