Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Разработка урока по истории древнего мира на тему: "Устройство Римской республики". 5-й класс

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цель урока: - показать систему управления раннего Рима (3-4 век до н. э.) через образные ролевые миниатюры, подготовленные учениками в качестве домашнего задания, для более полного погружения в историческую эпоху.

Задачи: - формирование познавательного интереса учащихся через активную учебно ролевую деятельность;

- развитие воображения и творческого подхода к выполнению нестандартных заданий по предмету;

- отработка навыков образно – речевой подачи исторических фактов, умения логично рассуждать и формулировать мысль, давать оценку событиям в ходе театрализованной игры.

Оборудование урока: план распределения ролей и последовательность выступления, элементы костюмов данной эпохи, музыкальное сопровождение, схема управления Римской республикой, схема построения римского легиона иллюстрации «Заседание в римском Сенате», «Римская армия в походе» (см. приложения к уроку № 1-3).

Время проведения урока: 40 минут.

Основные понятия темы: Сенат, плебеи, патриции, консул, народный трибун, вето, кандиды, легион, легионеры.

Подготовительный этап.

1. Класс делится на 3 творческие группы, которые получают ролевые задания и готовят костюмы к представлению исторических миниатюр:

- заседание в римском Сенате;
- выборы римских консулов;
- выступления римского историка и полководца перед Сенатом.

2. Консультация учителя при подготовке ролей, костюмов и последовательности выступлений.

3. Подбор демонстрационного учебного материала и музыкального оформления, подготовка и оформление кабинета истории к уроку.

Ход урока.

  • Вводное слово учителя: тема, цель и задачи урока.
  • Момент погружения в историческую эпоху - вниманию учащихся предлагается озвученная историческая картинка «Заседание в римском Сенате» и задание №1:

- определите, о каком событии идет речь?
- назовите главных героев, представленных в ролевом сюжете.
- какое решение принял Сенат?
- какое слово произнес трибун и что оно означает?

Учитель: Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до нашей эры, на знаменитых римских холмах, где воздух чище, расположились роскошные особняки богатых римлян, а внизу на равнине – скромные домики римской бедноты, которые теснятся на узких и пыльных улочках древнего города. На городской площади, у здания Сената стоят люди. Они ждут, когда закончится заседание, и сенаторы выйдут к народу.

(под музыку выходят ликторы и сенаторы)

Ликторы: Расступитесь, дайте дорогу сенаторам, не стойте на пути!

Посол Киней: Я только что выступал перед сенаторами от имени моего правителя – царя Пирра. После убедительной победы нашей армии на юге, когда увидев наших боевых слонов, римская конница понеслась с поля боя даже не пытаясь сразиться, мой царь требует от вашего Сената вернуть независимость греческим городам в Италии, а взамен он обещает прекратить войну.

Народный трибун: А я сидел скромно у входа и слушал выступление этого человека – оно было красноречивым и вызвало у сенаторов одобрение. Когда посол закончил свою речь, сенаторы шумно заговорили о том, что предложенные условия хороши, и надо соглашаться, надо уступить грекам и Пирру. Я подумал, что плебеям это решение не понравится и они будут недовольны. Тогда я встал и громко произнес только одно слово, в зале сразу наступила тишина.

Аппий Клавдий: Когда я услышал это слово, то понял, что не одинок в своем решении – армия должна сражаться до конца. Я обратился к присутствующим: «Сенаторы! Слушая ваши речи я жалею, что только слеп, а не глух к тому же. Не делайтесь всеобщим посмешищем! Надо продолжать войну. Пока Пирр остается в Италии, с ним надо воевать, а не вступать в дружбу.

(класс выполняет задание по подготовленным заранее вопросам)

Учитель: Шло время, менялась жизнь римлян - плебеи боролись за свои права, патриции и трибуны заседали в Сенате, выбирали консулов и управляли республикой. Мы попытались в исторической картинке представить одно из самых значительных событий в жизни римлян – выборы римских консулов, предлагаем ее посмотреть и выполнить задание № 3:

- где и когда проходили выборы консулов?
- почему в день выборов поднимали красный флаг?
- кто и как голосовал в Древнем Риме? (сравнить с Афинами)
- кто мог стать консулом и для чего им кандиды?

(под музыку появляются историк, два богача и два консула)

Историк: Я много странствовал по свету, интересуясь историей развития разных стран и вот, оказался в Риме. Сейчас я внимательно наблюдаю, как в этом городе проходят выборы консулов, и все интересные факты заношу в свой трактат. Оказывается, каждый год летом на Марсовом поле (за городской стеной) собираются граждане Рима. Звучат трубы, и на высоком берегу Тибра взвивается красный флаг – знак того, что Риму не грозит вторжение и можно начинать голосование. А за месяц до выборов в городе разворачивается борьба за избирателей. Консулом в Риме может стать и бедный, и богатый – но за исполнение должностей государство денег не платит, а значит, только богатые патриции и плебеи могут стать победителями. Но это непросто, всеми способами надо привлечь простых избирателей на свою сторону.

1 богач: Мой дом открыт для всех желающих, я богат и буду защищать ваши интересы, а каждому из вас во дворе приготовлен вкусный обед.

2 богач: А ко мне в дом приходите в любое время, получите вдоволь овощей и вина, а если у кого рваная одежда – подходи и бери новую, только голосуй за меня!

Историк: Этим богачам не повезло, нашлись более щедрые, которые своими подарками и милостями привлекли народ.

1 консул: Это было здорово! Огромное поле, звуки труб, народ, голосующий за нас. Ради этой победы стоило бороться, наконец, я достиг цели!

2 консул: Мои избиратели получили таблички, на которых написали мое имя, и пройдя через узкие мостики, опускали эти таблички в особые корзины. Когда голоса подсчитали, оказалось - я выиграл!

Историк: Я заметил, что консулы ходят в белоснежных тогах, выбеленных в меловом растворе. Такие накидки назывались «кандиды» - это означало, что совесть консула также чиста, как этот наряд.

(исполнители уходят, класс отвечает на вопросы)

  • Работа у доски: Заполните пустые клетки схемы управления Римской республикой, проговори каждый элемент схемы (приложение № 2)
  • Работа с текстом учебника: Выделите из текста и выпишите в тетрадь функции консулов и задачи Сената.

Учитель: Вам предстоит вновь стать свидетелями работы римского Сената, на заседании которого сегодня выступает знаменитый римский историк Тит Ливий и один из лучших полководцев раннего Рима Публий Валерий Левин. Они рассказывают сенаторам о преобразованиях в римской армии и о тактике римского боя.

(под музыку входят историк и полководец)

Полководец: Сенаторы! Я хочу рассказать как мы создали римский легион. Это три линии боевых отрядов, в каждой линии – 10 отрядов (показывает схему римского легиона - приложение № 3):

1 линия – молодые, неопытные воины;
2 линия – воины, побывавшие в сражениях;
3 линия – самые опытные легионеры.

Отряды стоят в шахматном порядке, и если в бою первая линия не выдерживает, она отступает за вторую линию, а врагов встречают свежие силы.

Историк: Изучая историю Рима, я не раз наблюдал военные сражения нашей армии и хочу отметить, что это построение боевых отрядов наводит ужас на противника. Думая, что они преследуют отступавших, вдруг видят перед собой свежие, полные сил ряды опытных воинов.

Полководец: Наши легионеры умело пользуются метательными орудиями и таранами, а в бою им помогает римская конница. Если отряды ночуют в поле, то разбиваем укрепленный лагерь: окружаем палатки рвом, насыпаем земляной вал и ставим частокол для защиты. В моей армии каждый воин знает свое дело!

Историк: Больше всего поражает в римской армии дисциплина: если отряд проявляет трусость и отступает – казнят каждого десятого воина. Если часовой заснет на посту – его забивают камнями насмерть. Но, если воин доблестно сражался в бою, его ждет хорошая награда! Спасибо, что выслушали нас (уходят).

  • Работа с учебником: В учебнике на стр. 210 – 213 рассмотрите и опишите по рисунку внешний вид римских воинов и их боевое снаряжение.
  • Задание на дом: чтение и пересказ § 46, выполнить рисунок на тему «Римская армия».