Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Разработка урока по истории древнего мира на тему: "Устройство Римской республики". 5-й класс

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цель урока: - показать систему управления раннего Рима (3-4 век до н. э.) через образные ролевые миниатюры, подготовленные учениками в качестве домашнего задания, для более полного погружения в историческую эпоху.

Задачи: - формирование познавательного интереса учащихся через активную учебно ролевую деятельность;

- развитие воображения и творческого подхода к выполнению нестандартных заданий по предмету;

- отработка навыков образно – речевой подачи исторических фактов, умения логично рассуждать и формулировать мысль, давать оценку событиям в ходе театрализованной игры.

Оборудование урока: план распределения ролей и последовательность выступления, элементы костюмов данной эпохи, музыкальное сопровождение, схема управления Римской республикой, схема построения римского легиона иллюстрации «Заседание в римском Сенате», «Римская армия в походе» (см. приложения к уроку № 1-3).

Время проведения урока: 40 минут.

Основные понятия темы: Сенат, плебеи, патриции, консул, народный трибун, вето, кандиды, легион, легионеры.

Подготовительный этап.

1. Класс делится на 3 творческие группы, которые получают ролевые задания и готовят костюмы к представлению исторических миниатюр:

- заседание в римском Сенате;
- выборы римских консулов;
- выступления римского историка и полководца перед Сенатом.

2. Консультация учителя при подготовке ролей, костюмов и последовательности выступлений.

3. Подбор демонстрационного учебного материала и музыкального оформления, подготовка и оформление кабинета истории к уроку.

Ход урока.

  • Вводное слово учителя: тема, цель и задачи урока.
  • Момент погружения в историческую эпоху - вниманию учащихся предлагается озвученная историческая картинка «Заседание в римском Сенате» и задание №1:

- определите, о каком событии идет речь?
- назовите главных героев, представленных в ролевом сюжете.
- какое решение принял Сенат?
- какое слово произнес трибун и что оно означает?

Учитель: Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до нашей эры, на знаменитых римских холмах, где воздух чище, расположились роскошные особняки богатых римлян, а внизу на равнине – скромные домики римской бедноты, которые теснятся на узких и пыльных улочках древнего города. На городской площади, у здания Сената стоят люди. Они ждут, когда закончится заседание, и сенаторы выйдут к народу.

(под музыку выходят ликторы и сенаторы)

Ликторы: Расступитесь, дайте дорогу сенаторам, не стойте на пути!

Посол Киней: Я только что выступал перед сенаторами от имени моего правителя – царя Пирра. После убедительной победы нашей армии на юге, когда увидев наших боевых слонов, римская конница понеслась с поля боя даже не пытаясь сразиться, мой царь требует от вашего Сената вернуть независимость греческим городам в Италии, а взамен он обещает прекратить войну.

Народный трибун: А я сидел скромно у входа и слушал выступ