Тема урока: "Смешанное соединение проводников". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Тема: «Смешанное соединение проводников»

Цель:

Обучающая: Изучение способов смешанного соединения проводников.

Развивающая: Развитие навыков упрощения электрических цепей до минимума

Воспитательная: Воспитание честности в оценке своих знаний, самооценки.

Оборудование урока: Доска, схемы, листы бумаги.

Ход урока:

1. Актуализация знаний:

Урок начинается с небольшого повторения пройденного материала. Ребята разыграют небольшой фрагмент игры «Суд над R», а затем перейдем к теме нашего урока и научимся упрощать сложные электрические цепи до минимума, повторив при этом закон Ома, формулы последовательного и параллельного соединений проводников.

Игра:

С в и д е т е л ь з а щ и т ы.

Говорят что сопротивление вредно, что нужно уничтожать и сопротивление и приборы для его регулирования, но реостаты очень полезны и я могу это доказать, а сопротивление играет и положительную роль. Я не буду голословным и представляю вещественные доказательства: ползунковый и рычажный реостаты.

П р е д с е д а т е л ь. Прошу внести в зал вещественные доказательства.

С в и д е т е л ь з а щ и т ы. Реостаты играют незаменимую роль в народном хозяйстве. С их помощью можно регулировать ток в цепи, делить напряжение. Без реостатов и потенциометров не могло бы работать не только радио и телевизоры, но и электронно-вычислительные машины, осциллографы, электрические измерительные приборы.

В кинотеатрах и театрах используют ползунковые реостаты. Все вы наблюдали, как медленно и постепенно гаснет свет в театрах, когда начинается спектакль. Это необходимо для зрения: глаз успевает адаптироваться на темноту, но, самое главное, медленное гашение света с помощью реостатов создаёт настроение торжественности происходящего. Рычажные реостаты используются в тормозных устройствах, например в трамваях. Вагоновожатый с помощью этого реостата меняет ток в цепи – скорость движения трамвая уменьшается, трамвай останавливается.

Напрасно предлагают уничтожить сопротивление. Я приведу пример, когда большие сопротивления очень полезны человеку. Чтобы ёлка не вспыхнула, в ёлочной гирлянде электрические лампочки включают последовательно: общее сопротивление цепи становится очень большим, а ток – маленьким. Получается красиво и безопасно.

С в и д е т е л ь о б в и н е н и я. Я прошу слово. Если бы существование большого сопротивления было бы полезным, то все электрические приборы у нас дома соединялись бы последовательно. Но тогда бы вредное сопротивление привело к существованию слабого тока, который не накалял бы нить лампы или утюга. Все эти приборы потому и включают параллельно, что их общее сопротивление становится малым, а ток, проходящий через них,- большим.

Г л а в н ы й с у д ь я. Считаю что вышеприведённые примеры свидетелей, скорее, выясняют вопрос о том, когда на практике выгодно увеличивать сопротивление, а когда выгодно уменьшать его. Это, конечно, имеет отношение к делу, но в принципе не решает вопроса.

2) Итак, ребята, электрическое сопротивление играет немаловажную роль в нашей жизни. О роли сопротивления было уже сказано, остаётся добавить, что общее сопротивление цепи зависит от способа соединения.

Rпосл=R1+R2 R||=

Наша задача научиться находить в электрической цепи участки с последовательным и параллельным соединением, упрощать цепи до минимума количества участков и рассчитывать I, U, R заданных по условию задачи.

Задача №1

Определить общее сопротивление цепи, если величина каждого сопротивления равна 2 Ом.

Задача №2

Схема:

)

Задача №3. Определить общую силу тока в цепи.

3) Закрепление:

Ребятам, считающим, что ими усвоена данная тема на оценку «3», предлагается дорешать задачу №3 (вычислить силу тока, используя закон Ома)

А тем, кто уверен в своих знаниях, предлагается творческое задание:

Даны четыре резистора, составить максимальное число возможных вариантов их соединений .

Оценка – 1 балл выставляется за каждые два предложенных варианта.

(для учителя – при проверке использовать Приложение1, Приложение 2)

Дома: Подготовка к контрольной работе по теме «Электрический ток».