Активизация познавательной деятельности студентов экономических специальностей на занятиях по курсу "Концепции современного естествознания"

Разделы: Общепедагогические технологии


Задача активизации познавательной деятельности студентов является актуальной для современной высшей школы. Особенно близко с ней сталкиваются те преподаватели, которые читают студентам непрофильные дисциплины.

Одним из наиболее эффективных способов актуализации знаний является демонстрация связей между темами изучаемого курса и вопросами, касающимися будущей профессиональной деятельности студентов.

Занятие, развернутый план которого представлен ниже, как раз и посвящено изучению универсального принципа гармонии мира - принципа “золотого сечения”. Это закон пропорциональной связи целого и составляющего его частей многократно подтвержден различными проявлениями его в математике, физике, технике, архитектуре, живой природе, социологии и даже экономике.

При проведении занятия были использованы приемы технологии развития критического мышления, поскольку они учат работать с информацией, развивают у студентов умение принимать взвешенные решения и способность анализировать различные стороны событий, явлений, процессов не только в учебной деятельности, но и в жизни.

ПРИНЦИП “ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ” И ГАРМОНИЯ В МИРА

Предмет: концепции современного естествознания

Специальность: менеджмент организации

Курс: 1

Продолжительность занятия: 120 минут

Цели:

- повысить познавательную активность студентов при изучении новой темы;

- познакомить студентов с принципом “золотого сечения”, областями его применения;

- создать условия для развития профессиональных качеств менеджера: владения навыками конструктивного общения в группах, умения грамотно и доходчиво излагать информацию, аргументировать высказываемую точку зрения.

- воспитать чувство ответственности за собственный вклад в результат коллективной деятельности.

Учитывая цели и задачи занятия, его продолжительность, а также общие особенности восприятия данными студентами новой информации, целесообразным оказалось использование двух стандартных циклов технологии развития критического мышления “вызов – осмысление – размышление”.

Целью первого технологического цикла явилось знакомство с понятием “золотого сечения”, раскрепощение студентов, настраивание их на активную работу (как вариант – тему первого цикла можно дать в виде домашнего задания к занятию). Основным по продолжительности и полноте реализации целей является второй цикл.

Ход занятия

1 цикл. “Золотое сечение”: смысл понятия

Студенты делятся на три группы (рабочие).

1 стадия – вызов

Задачи стадии (для студентов): сформировать интерес, включиться в работу, наладить взаимоотношения в группе.

Прием: “ассоциации”.

Порядок выполнения работы:

  • Сначала индивидуально, потом в группах, а затем все вместе студенты подбирают ассоциации, связанные с понятием “золотое сечение”.
  • Педагог на доске выписывает все точки зрения. Без критики.

2 стадия – осмысление

Задачи: познакомиться с новой информацией, отследить собственное понимание вопроса.

Прием: чтение текста.

Порядок выполнения работы:

  • Все студенты в группах получают одинаковые тексты “Золотое сечение; ряд Фибоначчи” (Приложение 1). Читают, составляют конспекты в тетрадях.
  • Обсуждают вопрос в своей рабочей группе.

3 стадия – размышление

Задачи: сформировать познавательную мотивацию, отследить собственное понимание темы, систематизировать новую информацию, усовершенствовать умение выступать перед аудиторией, развить способность предвидеть следующую тему изучения.

Приемы: возвращение к исходным знаниям, дальнейшее целеполагание.

Порядок выполнения работы:

  • Все рабочие группы возвращаются к ассоциациям, связанным с понятием “золотое сечение”. Выбирают, какие первоначальные предположения оказались верными, какие необходимо изменить.
  • Один студент (по желанию) у доски объясняет смысл принципа на схеме гармоничного деления отрезка.
  • Педагог задает вопрос: почему принцип “золотого сечения” носит универсальный характер?

2 цикл. Принцип “золотого сечения” как высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, природе и экономике

1 стадия – вызов

Задачи: развить познавательную мотивацию, инвентаризировать прежние знания, развить умение общаться в группе: выслушивать мнение другого человека, высказывать и доказывать собственную точку зрения, менять свои первоначальные позиции; продолжить формирование навыка принятия индивидуального и общего решения.

Прием: “верное или неверное утверждение”.

Порядок выполнения работы:

  • Студентам в их рабочих группах предлагается к обсуждению 8 утверждений, с которыми надо или согласиться или нет.

Отметьте, верны ли следующие утверждения:

  1. Дизайнеры часто пользуются таким приемом: чтобы привлечь внимание к объекту в рекламе, можно просто поместить его на линию “золотого сечения”, не выделяя дополнительно ни цветом, ни размером.
  2. Сосна, подсолнечник и ананас имеют единое происхождение, так как расположение их органов соответствует принципам золотой пропорции.
  3. Закономерности ряда Фибоначчи используют финансовые трейдеры и инвесторы, определяя оптимальные моменты для покупки и продажи ценных бумаг.
  4. Женщины надевают туфли на высоких каблуках для того, чтобы приблизить пропорции своего тела к пропорциям “золотого сечения”.
  5. Когда А.С. Пушкин сочинял стихи, он подбирал рифмы, прибегая к математическим расчетам.
  6. В поликлиниках для определения нормы давления врачам можно использовать числа Фибоначчи.
  7. Если оторвать хвост у ящерицы, он отрастает вновь; если же заяц остается без хвоста, то последний не восстанавливается. Это происходит потому, что ящерицы, как организмы с удлиненными формами, более чувствительны к гармоничным пропорциям тела и хвоста, чем зайцы.
  8. В странах со стабильной экономической ситуацией личные доходы граждан и доходы прочих областей экономики находятся в состоянии некоего “золотого равновесия”.
  • По истечению времени группа высказывает свою точку зрения, которая фиксируется преподавателем в сводной таблице на доске.

Таблица ответов домашних групп на утверждения

№ группы/ № вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

1

               

2

               

3

               

4

               

2 стадия – осмысление

Задачи: изучить и систематизировать большой по объему материал; развить способности строить конструктивные отношения, управлять своим эмоциональным состоянием.

Прием: “зигзаг”.

Порядок выполнения работы:

  • Формируются экспертные группы (по числу блоков информации). В каждую из них обязательно входит 1-2 человека из каждой рабочей группы. Блоки информации составляются педагогом так, чтобы в каждом из них можно было найти материал, касающийся утверждений. В данном случае каждый блок несет в себе информацию о двух утверждениях из восьми предложенных.
  • Каждой экспертной группе предлагаются тесты (Приложение 2) по следующим темам:

1) “золотое сечение” в биологических объектах;

2) “золотое сечение” и человек;

3) принцип “золотого сечения” в искусстве;

4) “золотое сечение” в экономике.

  • Экспертным группам педагог предлагает ознакомиться с текстом, обсудить его содержание, соотнести с ранее предложенными утверждениями. Члены экспертных групп составляют конспект и решают, что именно из прочитанного и в какой форме они будут рассказывать, вернувшись в свою рабочую группу.
  • Педагог ставит задачу – овладеть каждому студенту всей информацией: и той, что лично получена при работе с текстом в роли эксперта, и той, что получена в процессе взаимообучения в своей рабочей группе.

3 стадия – размышление

Задачи: развить способности излагать мысли четко и грамотно; сформировать мировоззренческий взгляд на принципы гармонии в мире; почувствовать собственную ответственность за вклад в принятое коллективом решение; сформировать внутреннюю мотивацию к дальнейшему самообучению.

Приемы: обсуждение текстов с возвращением к утверждениям, корректировка сводной таблицы.

Порядок выполнения работы:

  • Студенты возвращаются в свои рабочие группы и рассказывают коллегам то, что они узнали при работе с текстом в экспертной группе. При этом сами тексты педагог собирает, а студенты пользуются личными записями, сделанными в процессе работы.
  • Педагог дает задание рабочим группам вернуться к утверждениям и вновь оценить их достоверность, взглянув на них с точки зрения полученных сведений.
  • Новые результаты “верно-неверно” опять заносятся в сводную таблицу на доске. При этом каждая группа по очереди либо доказывает свои прежние позиции на основе полученных данных, либо обосновывает привнесенные изменения.
  • Составляется общий вывод.
  • Подведение итогов. Студентами оценивается собственная работа с позиций учебной активности, возникновения мотивации дальнейшего изучения вопроса и т.д.
  • Педагог представляет студентам список источников, освещающих затронутую тему (книги, периодика, интернет-сайты).
  • Домашнее задание: привести примеры использования принципа “золотого сечения” в архитектуре.

Литература

Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во "Бонфи", 2002. - 239 с.