Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его профессиональной деятельности.

Современная парадигма образования состоит в переходе от “знаниевого” обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.

Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях, гарантом его самореализации.

Итак, задачей профессионального образования становится не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям в сфере техники, технологии, организации труда, интегрировать междисциплинарные знания, комплексно воспринимать производственный процесс.

Качество профессионального образования является многоплановым и относительным понятием, которое с трудом поддаётся определению, т.к.:

  • является многомерным;
  • обладает сложной динамикой развития, обусловленной трансформацией социальной, экономической, технологической и политической сред, что приводит к изменениям в деятельности учебных заведений.

Следовательно, качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов, основным из них является адекватность результата образования существующим потребностям.

Целью данной работы является:

  • выявление составляющих качества подготовки выпускников нашего техникума по приборостроительным специальностям;
  • структурирование этих составляющих (систематизирование);
  • подготовка исходных данных к комплексной оценке качества образования в техникуме по стандарту ISO.

Для обеспечения качества профессионального образования в ряде стран с середины 90-х годов широко используется стандарт качества ISO-9000, который был разработан с целью оказания помощи компаниям, организациям в управлении системой качества путем внедрения идеальной модели управления, в силу чего использовался первоначально только на производстве. Согласно определению международной организации по стандартизации ISO, стандарт качества (ISO серии 9000) представляет собой определённый набор требований, объединённых с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации. Именно поэтому возможно применение этой методологической основы оценки качества и для образования.

Обеспечение качества профессионального образования

Под обеспечением качества профессионального образования понимаются механизмы и процедуры, с помощью которых гарантируется достоверность и надёжность приобретённых знаний, умений, навыков и видов компетенций.

Понятие достоверность определяет соответствие полученного результата обучения установленным требованиям, а надёжность показывает, что эти результаты остаются неизменными при многократных проверках разными ответственными лицами.

Требования достоверности и надёжности гарантируют доверие работодателей, предприятий, образовательных заведений к диплому выпускника, последнее особенно актуально для системы непрерывного профессионального образования.

В обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты:

  • первый – политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качества;
  • второй – установленные, принятые обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
  • третий – механизмы и инструменты управления и самоуправления среднего специального учебного заведения с позиций качества;
  • четвёртый – объективные условия, способствующие достижению качества образования: качественный уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, уровень материально-технической базы, социально-бытовой и информационной структуры учебного заведения;
  • пятый – конкретные технологии организации учебного и воспитательного процессов, методы оценки качества обучения на различных этапах.

Далее подробно (по мере возможностей текстового объема) рассматривается пятый аспект обеспечения качества профессионального образования по материалам, накопленным в результате экспериментальной работы учебного комплекса “Приборостроение” в период с 2001 года до настоящего времени.

Технологии организации учебно-воспитательного процесса, направленные на обеспечение качественной подготовки выпускника:

  1. Развитие актуальных специальностей.
  2. Адаптация студентов нового набора.
  3. Углубление профессиональной ориентации студентов 2-го, 3-го курсов.
  4. Информатизация учебного процесса (развитие информационной компетентности).
  5. Интеграция с производством.

Рассмотрим подробнее перечисленные позиции.

Отделение “Приборостроения” Пермского авиационного техникума (ПАТ) до 2000 года имело одну специальность – “Авиационные приборы и комплексы”. Потребность региональных предприятий в техниках по электронике, способствовала открытию новой специальности “Радиоэлектронные приборные устройства” в 2000 году. В 2005 году была получена лицензия на актуальную специальность “Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники”.

Интересные, современные специальности привлекают абитуриентов. Конкурс абитуриентов на вступительных экзаменах весьма высок, до 3-х человек на место – на базе 9 классов и до 5-и человек – на базе 11 классов. Выбор специальности отражает профессиональную направленность личности, т.е. отношение к профессии является мотивом профессионального становления.

Из многообразия мотивов выбора профессии можно выделить три основных направления: интерес к самому процессу труда, его содержанию (изготовлению электронных устройств, работе с измерительными приборами и т.д.); понимание значимости профессии для общества и, главное, осознание того, что именно эта профессия даст возможность карьерного роста, обретению материального благополучия.

Следует отметить, что состояние мотивов динамично – они находятся в зависимости от социальных обстоятельств, воспитательных методов и могут быть управляемыми. Знание мотивов выбора профессии студентами позволяет преподавателям влиять на развитие процесса мотивации.

Психологи ПАТа ежегодно проводят анкетирование студентов нового набора “Почему я поступил в ПАТ”, показатель “интерес к профессии” составляет в среднем 15%. В группах выпускников этот показатель возрастает до 80%. Таким образом, по мере ознакомления с профессией в процессе изучения специальных дисциплин, мотивация развивается и укрепляется. Кроме этого, многоплановость специальностей позволяет студентам разного уровня видеть возможности своего развития как специалиста.

Время обучения в техникуме условно можно разделить на два периода: адаптация вновь поступивших студентов к условиям, требованиям техникума, новому коллективу, преподавателям и обучение профессиональной подготовленности. Очевидно, что качество второго периода определяется успешностью первого, которая, в свою очередь, зависит от психологической готовности студента к активной познавательной деятельности в новых для него условиях.

Для обеспечения успешной адаптации студентов, предусмотрена следующая технология:

1. Обязательное изучение дисциплины “Введение в специальность”, которое позволяет:

  • показать обзорно весь объем учебной информации по специальности в соответствии с ГОС СПО;
  • обосновать необходимость изучения специальности, а не отдельных дисциплин;
  • познакомить с требованиями, организацией промежуточной аттестации;
  • дать рекомендации по организации умственного труда.

2. Организация встреч со студентами старших курсов с целью:

  • презентации выполненных курсовых проектов;
  • обмена опытом прохождения производственных практик;
  • совместного участия в спортивных и культурных мероприятиях.

3. Посещение открытых защит курсовых и дипломных проектов.

4. Участие в научно-практических конференциях техникума с дальнейшей перспективой выхода на областной уровень.

5. Организация экскурсий на базовые предприятия города, в технический университет.

6. Совместная работа с родственной кафедрой технического университета формирует понятие непрерывного профессионального образования ССУЗ – ВУЗ.

7. Проведение встреч-презентаций с ведущими представителями предприятий.

Развитие информационной компетенции способствует не только повышению уровня образованности выпускника, но и формированию нового типа интеллекта, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным, информационным процессам окружающего Мира.

Внедрение информационных технологий в процессе подготовки специалистов осуществляется при помощи следующих аспектов:

1. Внедрение электронных учебников и учебных пособий.

Электронные учебники и учебные пособия – эквивалент бумажных носителей, имеющий ряд достоинств, а именно:

  • работа в интерактивном режиме;
  • изучение материала в любом порядке;
  • работа в собственном темпе;
  • наглядность и использование всех форм восприятия информации;
  • получение практических навыков и результатов в процессе работы;
  • возможность самоконтроля.

Так же в это направление включается разработка учебно-методических комплексов и лабораторно-практических занятий.

Внедрение электронных учебников и учебных пособий наиболее актуально для младших курсов, т.к. способствует повышению заинтересованности студентов специальностью, которую они приобретают.

2. Внедрение специализированных программ.

Внедрение специализированных программ наиболее актуально для таких дисциплин как “Инженерная графика”, “Автоматические системы управления”, “Электротехника”, “Электронная техника” и других специальных дисциплин.

Применение специализированных программ позволяет разрабатывать и внедрять компьютерные модели, которые являются наиболее адекватными современными требованиями к системе образования методом включения компьютера в процесс обучения, обуславливающим активный вид учебной деятельности. Умение перевести проблему из реальной действительности в адекватную модель, исследование этой модели в процессе решения задачи и правильная интерпретация результатов являются сегодня важнейшими элементами информационной культуры.

Процесс построения компьютерной модели заставляет разработчика более глубоко изучить предмет исследования, проводимый вычислительный эксперимент способствует лучшему пониманию и усвоению материала, а также позволяет овладеть умениями и навыками использования современных информационных технологий. При этом учебные компьютерные модели выступают в роли мощных педагогических инструментальных программных средств.

3. Введение новых дисциплин информационной направленности.

Не менее важно, при подготовке специалистов, дать знания и навыки по работе с компьютерными технологиями. Помимо обязательных курсов информатики, возможно внедрение специализированных курсов в рамках специальности. Примером таких дисциплин являются “Компьютерная графика” и “Компьютерное моделирование”.

4. Использование телекоммуникационных технологий.

Использование услуг Интернет открывает колоссальное информационное поле, которое расширяет возможности студентов и преподавателей в сфере получения информации.

Подводя итог, можно выделить следующие достоинства внедрения информационных технологий:

- Интенсификация всех уровней учебно-воспитательных процессов.

- Многоаспектное развитие обучаемого.

- Личностно-ориентированное обучение.

- Подготовка выпускника к жизни в условиях информационного общества.

- Развитие навыков самообразования.

К недостаткам можно отнести – деперсонализацию отношений между людьми, т.е. человек замыкается на компьютере и общается только с ним, либо посредством его.

Интеграция с производством способствует подготовке специалистов СПО для новых наукоемких технологий по заказу конкретных предприятий. Учебный комплекс “Приборостроение” проводит эту работу следующим образом.

С целью реализации подготовки кадров, имеющих хороший уровень фундаментального и специального образования, способных к освоению новых, перспективных технологических процессов, был заключен договор на целевую подготовку студентов специальностей 1903 “Авиационные приборы и комплексы” и 1910 “Радиоэлектронные приборные устройства” для базового предприятия ОАО “Пермская научно-производственная приборостроительная компания” по программе ГОС СПО с целью:

- формирования устойчивых взаимосвязей с производством, что в дальнейшем приобретает характер партнерства;

- подготовки специалистов в соответствии с требованиями конкретного предприятия, с дальнейшей перспективой трудоустройства выпускника на этом предприятии;

- скорейшей адаптации студентов к условиям производства;

- совершенствования конкурентоспособности специалиста СПО, благодаря связи теоретического обучения с практическим.

Подготовка специалистов-техников – проводится в режиме непрерывной производственной практики на период обучения студентов 4-го курса в рамках учебного плана ГОС СПО. Под непрерывной производственной практикой понимается сочетание теоретического обучения в техникуме с работой на предприятии в течении всего 4-го курса в пропорции: 0,5 недели (3 дня) – теоретическое обучение в техникуме с недельной учебной нагрузкой 18 часов; 0,5 недели (3 дня) – производственная практика.

Требования ГОС при таком совмещенном обучении выполняются полностью по содержанию и часовому объему, изменения вносятся только в график учебного процесса.

Производственная практика студентов происходит в три этапа. Первый этап – практика приобретения первичных профессиональных навыков, по окончании которой студенты сдают экзамены квалификационной комиссии предприятия на присвоение разряда рабочей профессии с тем, чтобы в период технологической практики – практики по профилю специальности (второй этап) они могли уже самостоятельно трудиться на рабочих местах, совершенствуя свое профессиональное мастерство. Большинство студентов в период технологической практики зачисляются на рабочие места, участвуют в выпуске продукции, получают заработную плату. Работа на конкретном рабочем месте значительно изменяет отношение студентов к прохождению практики. Многие из них стремятся повысить рабочий разряд. Третий этап производственной практики – практика преддипломная (квалификационная стажировка).

Каждый студент, кроме выполнения производственного задания, работает над индивидуальным заданием, составленным преподавателем техникума, по изучению отдельных специальных вопросов конкретного производства. Содержание индивидуального задания определяется характером производственной работы, выполняемой студентом на рабочем месте, носит творческий характер.

Производственные практики студенты заканчивают сдачей зачетов. Результирующая оценка дифференцированного зачета выставляется с учетом отзыва руководителя практики от предприятия. В вышеуказанном отзыве дается объемная характеристика профессиональных умений и знаний студента.

В практическом обучении студентов стали традиционными такие формы работы, как: открытая защита отчетов по производственным практикам, выставки творческих работ студентов, участие в научно-практических конференциях разного уровня (отделение, техникум, область).

Положительные стороны практики, проводимой в совместном режиме с теоретическим обучением, следующие:

- получение профессиональных навыков работы со специальным оборудованием, освоение новой техники и технологии;

- осознание степени ответственности и исполнительности работника предприятия за качество выпускаемой продукции и репутацию предприятия в целом;

- увеличение стажа работы, оплачиваемость;

- одновременная возможность консультаций у преподавателей и специалистов производства;

- осознанное и качественное выполнение учебных заданий.

Следующие направления совместного сотрудничества с предприятиями:

- целевое обучение работников предприятия по очно-заочной (вечерней) форме обучения;

- профориентационная работа со студентами;

- определение перечня дисциплин по выбору, согласование рабочих программ выбранных дисциплин и учетом специфики предприятия.

    Заключение

Итогами сотрудничества руководителей техникума, коллектива преподавателей учебного комплекса “Приборостроение” с предприятиями – партнерами является совершенствование профессиональной подготовки выпускников, повышение их конкурентоспособности на современном рынке труда, выявление социального эффекта, который заключается в получении грамотного специалиста, адекватного производству, способного не только выполнять определенные работы, но и творчески подходить к их выполнению.

Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов, весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако, получаемый позитивный результат, позволяет:

- ориентировать студентов на их будущую профессию, т.к. производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным качествами:

- формировать у студентов сознательную мотивацию к труду, навыки профессионального выживания в условиях конкуренции;

- расширить компьютерную грамотность на основе практического использования ПК в производстве.

Учебным комплексом “Приборостроение” накоплен определенный опыт, позволяющий планировать развитие по следующим направлениям:

- расширение сотрудничества с базовыми предприятиями;

- целевое обучение работников предприятий по очно-заочной (вечерней) форме, внедрение заочного обучения;

- освоение подготовки специалистов повышенного уровня для выполнения функций рабочих сложных профессий с тарификацией по высшим разрядам, имеющих навыки работы с современной оргтехникой и ПК, умеющих организовать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью, способных к самостоятельной деятельности с первых дней трудоустройства;

- изучение потребностей регионального рынка труда и введение новых специальностей по перспективным направлениям науки, техники и технологии;

- подготовка профессионально мобильного специалиста.

Подготовка специалистов среднего звена с заданными современными условиями параметрами невозможна без эффективного взаимодействия техникума с производством. Таким образом, формирование устойчивых взаимосвязей образования с производством способствует подготовке конкурентоспособных специалистов и является определяющей частью системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.