Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его профессиональной деятельности.

Современная парадигма образования состоит в переходе от “знаниевого” обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.

Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях, гарантом его самореализации.

Итак, задачей профессионального образования становится не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям в сфере техники, технологии, организации труда, интегрировать междисциплинарные знания, комплексно воспринимать производственный процесс.

Качество профессионального образования является многоплановым и относительным понятием, которое с трудом поддаётся определению, т.к.:

  • является многомерным;
  • обладает сложной динамикой развития, обусловленной трансформацией социальной, экономической, технологической и политической сред, что приводит к изменениям в деятельности учебных заведений.

Следовательно, качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов, основным из них является адекватность результата образования существующим потребностям.

Целью данной работы является:

  • выявление составляющих качества подготовки выпускников нашего техникума по приборостроительным специальностям;
  • структурирование этих составляющих (систематизирование);
  • подготовка исходных данных к комплексной оценке качества образования в техникуме по стандарту ISO.

Для обеспечения качества профессионального образования в ряде стран с середины 90-х годов широко используется стандарт качества ISO-9000, который был разработан с целью оказания помощи компаниям, организациям в управлении системой качества путем внедрения идеальной модели управления, в силу чего использовался первоначально только на производстве. Согласно определению международной организации по стандартизации ISO, стандарт качества (ISO серии 9000) представляет собой определённый набор требований, объединённых с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации. Именно поэтому возможно применение этой методологической основы оценки качества и для образования.

Обеспечение качества профессионального образования

Под обеспечением качества профессионального образования понимаются механизмы и процедуры, с помощью которых гарантируется достоверность и надёжность приобретённых знаний, умений, навыков и видов компетенций.

Понятие достоверность определяет соответствие полученного результата обучения установленным требованиям, а надёжность показывает, что эти результаты остаются неизменными при многократных проверках разными ответственными лицами.

Требования достоверности и надёжности гарантируют доверие работодателей, предприятий, образовательных заведений к диплому выпускника, последнее особенно актуально для системы непрерывного профессионального образования.

В обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты:

  • первый – политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качества;
  • второй – установленные, принятые обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования;
  • третий – механизмы и инструменты управления и самоуправления среднего специального учебного заведения с позиций качества;
  • четвёртый – объективные условия, способствующие достижению качества образования: качественный уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, уровень материально-технической базы, социально-бытовой и информационной структуры учебного заведения;
  • пятый – конкретные технологии организации учебного и воспитательного процессов, методы оценки качества обучения на различных этапах.

Далее подробно (по мере возможностей текстового объема) рассматривается пятый аспект обеспечения качества профессионального образования по материалам, накопленным в результате экспериментальной работы учебного комплекса “Приборостроение” в период с 2001 года до настоящего времени.

Технологии организации учебно-воспитательного процесса, направленные на обеспечение качественной подготовки выпускника:

  1. Развитие актуальных специальностей.
  2. Адаптация студентов нового набора.
  3. Углубление профессиональной ориентации студентов 2-го, 3-го курсов.
  4. Информатизация учебного процесса (развитие информационной компетентности).
  5. Интеграция с производством.

Рассмотрим подробнее перечисленные позиции.

Отделение “Приборостроения” Пермского авиационного техникума (ПАТ) до 2000 года имело одну специальность – “Авиационные приборы и комплексы”. Потребность региональных предприятий в техниках по электронике, способствовала открытию новой специальности “Радиоэлектронные приборные устройства” в 2000 году. В 2005 году была получена лицензия на актуальную специальность “Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники”.

Интересные, современные специальности привлекают абитуриентов. Конкурс абитуриентов на вступительных экзаменах весьма высок, до 3-х человек на место – на базе 9 классов и до 5-и человек – на базе 11 классов. Выбор специальности отражает профессиональную направленность личности, т.е. отношение к профессии является мотивом профессионального становления.

Из многообразия мотивов выбора профессии можно выделить три основных направления: интерес к самому процессу труда, его содержанию (изготовлению электронных устройств, работе с измерительными приборами и т.д.); понимание значимости профессии для общества и, главное, осознание того, что именно эта профессия даст возможность карьерного роста, обретению материального благополучия.

Следует отметить, что состояние мотивов динамично – они находятся в зависимости от социальных обстоятельств, воспитательных методов и могут быть управляемыми. Знание мотивов выбора профессии студентами позволяет преподавателям влиять на развитие процесса мотивации.

Психологи ПАТа ежегодно проводят анкетирование студентов нового набора “Почему я поступил в ПАТ”, показатель “интерес к профессии” составляет в среднем 15%. В группах выпускников этот показатель возрастает до 80%. Таким образом, по мере ознакомления с профессией в процессе изучения специальных дисциплин, мотивация развивается и укрепляется. Кроме этого, многоплановость специальностей позволяет студентам разного уровня видеть возможности своего развития как специалиста.

Время обучения в техникуме условно можно разделить на два периода: адаптация вновь поступивших студентов к условиям, требованиям техникума, новому коллективу, преподавателям и обучение профессиональной подготовленности. Очевидно, что качество второго периода определяется успешностью первого, которая, в свою очередь, зависит от психологической готовности студента к активной познавательной деятельности в новых для него условиях.

Для обеспечения успешной адаптации студентов, предусмотрена следующая технология:

1. Обязательное изучение дисциплины “Введение в специальность”, которое позволяет:

  • показать обзорно весь объем учебной информации по специальности в соответствии с ГОС СПО;
  • обосновать необходимость изучения специальности, а не отдельных дисциплин;
  • познакомить с требованиями, организацией промежуточной аттестации;
  • дать рекомендации по организации умственного труда.

2. Организация встреч со студентами старших курсов с целью:

  • презентации выполненных курсовых проектов;
  • обмена опытом прохождения производственных практик;
  • совместного участия в спортивных и культурных мероприятиях.

3. Посещение открытых защит курсовых и дипломных проектов.

4. Участие в научно-практических конференциях техникума с дальнейшей перспективой выхода на областной уровень.

5. Организация экскурсий на базовые предприятия города, в технический университет.

6. Совместная работа с родственной кафедрой технического университета формирует понятие непрерывного профессионального образования ССУЗ – ВУЗ.

7. Проведение встреч-презентаций с ведущими представителями предприятий.

Развитие информационной компетенции способствует не только повышению уровня образованности выпускника, но и формированию нового типа интеллекта, иного образа мышления, определяющего отношение людей к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным, информационным процессам окружающего Мира.

Внедрение информационных технологий в процессе подготовки специалистов осуществляется при помощи следующих аспектов:

1. Внедрение электронных учебников и учебных пособий.

Электронные учебники и учебные пособия – эквивалент бумажных носителей, имеющий ряд достоинств, а именно:

  • работа в интерактивном режиме;
  • изучение материала в любом порядке;
  • работа в собственном темпе;
  • наглядность и использование всех форм восприятия информации;
  • получение практических навыков и результатов в процессе работы;
  • возможность самоконтроля.

Так же в это направление включается разработка учебно-методических комплексов и лабораторно-практических занятий.

Внедрение электронных учебников и учебных пособий наиболее актуально для младших курсов, т.к. способствует повышению заинтересованности студентов специальностью, которую они приобретают.

2. Внедрение специализированных программ.

Внедрение специализированных программ наиболее актуально для таких дисциплин как “Инженерная графика”