Конспект урока по теме: "Термодинамика. КПД тепловых машин. Решение задач"

Разделы: Физика


Цели:

Обучающие:

  1. Повторить, углубить, систематизировать полученные знания о тепловых двигателях, КПД, опираясь на расчетные данные, полученные в ходе урока.
  2. Совершенствовать ранее приобретенные знания по нахождению КПД с использованием понятий температура, количество теплоты.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникабельные способности, уметь выделить главное.

Воспитательные:

  1. Развивать культуру речи, взаимопомощь и сотрудничество.
  2. Воспитывать эстетический вкус, толерантность
  3. Воспитывать нравственное отношение к любым явлениям в любой среде.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос

- Какие виды тепловых машин помните? (ДВС, реактивный, паровой, паровая турбина) см. КиМ 10 класс “физика”

- Как работают тепловые двигатели? (превращение внутренней энергии топлива в механическую)

- Вам предлагается вспомнить особенности работы каждого двигателя, проверить ваши знания помогут тесты, лежащие на партах. На это вам дается 1-2 минуты (1.Г; 2.А; 3.Б; 4.В)

- Назовите основные элементы теплового двигателя (Нагреватель, рабочее тело, холодильник) ) см. КиМ 10 класс “физика”

- Как вычислить работу рабочего тела? Выйди и напиши.

- Что называется коэффициентом полезного действия?

- Исправьте формулы

Конструкция реальных тепловых двигателей не позволяет достичь максимального КПД в силу больших тепловых потерь. В зависимости от типа двигателя, его конструкции КПД современных двигателей составляет примерно 25-65%

А сейчас мы приступим к решению задач. Каждый ряд представляет собой команду, положительный результат зависит от каждого. За небольшой промежуток времени (15 минут) необходимо решить по три задачи каждой паре. Одна задача – оценка “3”, Две задачи - “4”, справились со всеми – “5”. Посмотрите на доску. Сейчас это три белых листка с цифрами. К концу задания вас ждет сюрприз. Решив первую задачу подходите и приклеиваете карточку с задачей к ячейке с соответствующим ответом. (Если все карточки наклеены верно, вы соберете паззл с фотографией)

Посмотрите, что у нас получилось. Прекрасные якутские цветы – сардаана, подснежник, занесенные в Красную Книгу Якутии, и чудесный вид на нашу Великую реку Лену.

Что надо, чтобы нашим детям и внукам тоже видеть неописуемую красоту природы?

Создание тепловых машин оказало существенное влияние на технический прогресс и сегодня велика их роль в развитии промышленности, энергетики, транспорта. В настоящее время серьезно рассматриваются проблемы предотвращения загрязнения окружающей среды их вредными выхлопами. Ведь топки тепловых электростанций, ДВС непрерывно выбрасывают в атмосферу вредные для растений, животных и человека вещества. Особую опасность представляют автомобили, число которых непрерывно растет, а очистка отработанных газов затруднена (см. КиМ 10 класс “физика”).

Давайте попробуем обозначить основные направления борьбы с отрицательными последствиями применения тепловых двигателей:

  • Добиваться полного сгорания топлива.
  • Повысить эффективность сооружений, препятствующих выбросу в атмосферу отходов.
  • Электромобили.
  • Горючее из безвредных веществ.
  • Замкнутый цикл водоснабжения электростанций.
  • Экономное расходование электроэнергии.

Почему выключая лишнее освещение мы помогаем охране окружающей среды?

  • Уменьшаем использование полезных ископаемых.
  • Меньше потребление – меньше выбросы.

Д/З Глава 6. Повторить, упр. 6 докончить, подготовить сообщение по вопросам:

Возможные изменения климата в результате деятельности человека.

Проблемы воздействия человека на биосферу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4