Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Задачи урока:

  • дать краткую характеристику внутренней политики Александра I и выяснить причины, которые привели к восстанию декабристов;
  • систематизировать ранее полученные знания;
  • продолжать работу над развитием навыков отбора и обработки научной информации, усвоения знаний по нескольким источникам;
  • воспитывать чувства уважения к неординарным личностям государства Российского;
  • развивать навыки публичного выступления.

Оборудование урока: портретная галерея (Александр I, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С.П. Трубецкой и другие); сборник документов “Декабристы”.

ХОД УРОКА

Написанные на доске цитаты создадут определенный настрой у ребят на восприятие материала.

…Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

А.С. Пушкин.

“Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение”.

А.И. Герцен.

Урок начинается со вступительной лекции учителя:

После окончания войны 1812–1813 гг. многие надеялись на изменение внутреннего положения в России. Александр I понимал необходимость перемен.

1. Аракчеев – проект освобождения крестьян:

  • покупка имений в казну;
  • 2 десятины земли крестьянам;
  • 5 млрд. руб. ежегодно на 200 лет.

Царь ознакомился с проектом, и … на этом все закончилось.

2. 1818 г. – намерение дать России конституционное правление.

Новосильцев должен был разработать проект конституции (Вяземский, Сперанский, польская конституция).

К 1821 г. “Государственная уставная грамота Российской империи”.

  • законосовещательный орган, состоящий из двух палат: верхняя – Сенат, нижняя – Нижняя палата;
  • федеративное устройство (12 наместничеств);
  • неприкосновенность личности;
  • свобода печати.

Проект отложен.

3. Армия.

Военные поселения Аракчеева (Новгородская область). Служили мужчины в возрасте от 18 до 45 лет, военная форма, строился один дом на 4 семьи, которые должны были вести общее хозяйство.

Просуществовали до 1857 г.

“Сфинкс, неразгаданный до гроба”.

В ответ на непоследовательную политику Александра I стали возникать тайные антиправительственные организации.

1816 г. – “Союз спасения” (30 человек).

1818 г. – “Союз благоденствия”.

1821 г. – организация распущена и образованы “Северное общество” и “Южное общество”.

Любопытно, что члены тайных организаций пытались воздействовать на общественное мнение легальными средствами, в том числе личным примером (освобождали своих крестьян, вели просветительскую работу).

Александр I, безусловно, знал о возникших тайных обществах. Даже чиновникам правительство не запрещало состоять в них. Так, одним из учредителей “Союза благоденствия” (позднее – руководителем “Северного общества”) был Н.И.Тургенев – чиновник Министерства финансов. Александр I не считал себя вправе судить и наказывать участников этих обществ, так как сам в первые годы правления увлекался либеральными идеями. Лишь незадолго до смерти император отдал приказ об аресте ряда участников “Южного общества”.

19 ноября 1825 г. умер Александр I. Участники тайных обществ решили воспользоваться этим обстоятельством.

Вторая часть урока представляет собой самостоятельную лабораторную работу. Класс делится на несколько групп (учебных пар), в зависимости от количества обучающихся в классе. Всего должно быть 10 групп, но может быть и меньше, все зависит от желания учителя и того, как он скомпонует документальный материал. Обучающиеся самостоятельно анализируют документы на основе приведенной ниже памятки.

Памятка для анализа документов

1. Прочитай документ и определи его характер.

2. Установи происхождение документа, время его создания, его полноту.

3. Определи основное содержание документа, его идеи, лица и события.

4. Вырази свое мнение о надежности источника. Выдели факты, которые подтверждаются другими источниками.

5. Найди в документе основные акценты автора. Выяви его симпатии и антипатии. Чьи взгляды он представляет. Компетентность автора.

6. Попытайся выявить неточности, ошибки или умышленное искажение информации. Дай общую оценку его достоверности.

7. Проанализируй язык автора.

8. Подчеркни те места, которые непонятны в документе, уточни смысл (в словаре, энциклопедии, у учителя).

9. Дай общую оценку источника с точки зрения известных тебе знаний по изучаемой проблеме.

Каждой группе также нужно ответить на несколько вопросов по тексту документов (смотри документы в Приложении).

К-1.

Вопросы:

1. Какие общественные силы препятствовали освобождению крестьян?
2. Какую позицию в этом вопросе занимал Александр I?
3. Как вы думаете, мог ли Александр I стать союзником декабристов?
4. Какие исторические условия возникновения революционного движения в начале XIX века? Чем оно отличается от стихийных крестьянских восстаний?

К-2.

Вопросы:

1. Какие источники “революционных мнений” в России С.И. Муравьев-Апостол считает наиболее важным?
2. Как повлияли на взгляды С.И. Муравьева-Апостола и его товарищей Отечественная война 1812 г. и заграничный поход?

К-3.

Формирование революционных взглядов декабристов.

Вопросы:

1. Какие изменения произошли в жизни страны и армии после возвращения Александра I из Европы в 1815 г.?
2. Кто входил в первое тайное общество? Какую цель оно ставило?
3. Как И.Д.Якушкин относился к крепостному праву? Почему его родственник, узнавший о плане освобождения крестьян, решил, что Якушкин “сошел с ума”?

К-4.

Вопросы:

1. Какую тактику предусматривал первый устав тайного общества? Какую ситуацию надеялись использовать члены тайного общества для ограничения самодержавия?
2. Чей опыт использовали создатели тайных обществ? В чем состояла цель Военного общества? Почему тайные общества были так привлекательны для тогдашней молодежи?

К-5.

Вопросы:

1. Как представлял себе П.И. Пестель будущее устройство Русского государства?
2. Как “Русская правда” рассматривает проблему ликвидации крепостного права?
3. Как, по-вашему, относился Пестель к дворянству? Докажите вашу точку зрения, привлекая текст “Русской правды”.

К-6.

Вопросы:

1. Какой государственный строй предполагался в России согласно “Конституции” Никиты Муравьева?
2. Как решает “Конституция” крестьянский вопрос?
3. Какие права и привилегии сохраняет император? Каким образом ограничена его власть?

К-7.

Вопрос:

1. Почему политическая ситуация в стране и столице казалась членам тайного общества благоприятной для выступления?

К-8.

Вопросы:

1. Декабрист М.Бестужев рассказывает в своих воспоминаниях о начале восстания в лейб-гвардии Московском полку. Каким образом Бестужевым и их единомышленникам удалось поднять солдат на восстание? Как вели себя офицеры полка? Как вы оцениваете такую тактику декабристов? Чем она объяснялась?
2. Из документов видно, что декабристы не посвящали солдат в свои истинные цели. Как вы думаете, случайно это или закономерно? Какую роль отводили заговорщики рядовым солдатам и народным массам в своей революции?

К-9.

Задание:

На основе изученного документа расскажите о восстании Черниговского полка. Почему это восстание можно назвать ошибкой?

К-10.

Вопросы:

1. Какое обвинение судьи декабристов считали основными?
2. Отразились ли в приговорах истинные цели тайных обществ?

От каждой группы выступают по одному человеку. В результате выступлений от каждой группы воссоздается картина движения декабристов.
Учитель по ходу выступлений дополняет и уточняет ответы обучающихся. Затем подводит итоги и характеризует внутреннюю политику после смерти Александра I и поражения восстания декабристов.

  1. 1826 г. – утверждено Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Главная задача – политический сыск.
  2. Принят новый устав о цензуре – “чугунный”.
  3. Уваров – “теория официальной народности” (самодержавие, православие, народность).
  4. Разрастание бюрократического аппарата.
    “Россией правят столоначальники”

В завершении урока проводится закрепление. Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. “Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой” (А.С. Пушкин);

“Сфинкс, неразгаданный до гроба…” (П.А. Вяземский) – так отзывались о нем современники. Кого они имели в виду? (Александра I).

2. О каком событии известный дипломат, выдающийся поэт Ф.И. Тютчев писал:

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил…
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный пламень растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не оставила следов.

– Какие еще поэтические отклики на это событие вы знаете? (Восстание декабристов, 1825 г.; А.С. Пушкин “Послание в Сибирь”, А.И. Одоевский “Ответ А.С. Пушкину”).

Литература:

1. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Пакет – комплект документов. – М., 1993.

2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков (10–11 классы): Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 2000.

3. 1000 вопросов и ответов по истории. – М, 1998.