Из опыта работы в творческих мастерских на уроках литературы

Разделы: Литература


Американский психолог Д. Морис утверждает: “Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… если бы все процессы, с которыми они связаны – чувство удивления и любопытства, тяга к пробам, поискам и находкам,- можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество”.

Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся творческой активностью, воображением, пишут их легче и лучше. Нужно заметить, что детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес со стороны окружающих. Следовательно, очень важно и нужно развивать творческие способности учащихся.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Развивать данную концепцию помогает технология творческих мастерских.

Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу “Французская группа нового воспитания”. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.

На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Главная цель мастерской на уроках литературы – организовать работу по развитию связной речи, показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения. Обучение в мастерских организовывается на деятельностном подходе, коллективном способе обучения. Занятия строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости каждого ученика. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Педагог развивает мотив достижении, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.

Работа начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… - и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают в малой группе, т.е. обучение ведется в диалоговом, интерактивном режиме, опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:

  1. Индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
  2. Работа с материалом ( текст, схемы, краски, модели, проект).
  3. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  4. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  5. Творчество.

Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:

  1. Выработать коммуникативные навыки.
  2. Развить устную и письменную речь учащихся.
  3. Обогащать словарный запас.
  4. Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
  5. Строить текст сочинения в определенной композиционной форме.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения. Первые мастерские организовываются в 5 классе и представляют собой обобщение и систематизацию знаний по теме в творческой форме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

  • репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
  • развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
  • решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом)
  • решение творческих задач.

Следующий вид мастерских носит психологический характер и направлен на решение проблем личностного плана и развитие психических процессов. Это серия уроков “Сказки о себе”. Предварительно проводится работа по изучению структуры сказок, элементов сказки, художественных особенностей. Конечный результат – перевоплощение учеником в образ и аллегорическая сказка о себе. По такому же принципу организованы мастерские “История Красной Шапочки”, “История Желудя”. Такие мастерские основаны на известном тексте и носят диагностический характер, позволяют выявить внутренние, личностные проблемы учащихся.

Усвоению термина-понятия “образ” способствуют мастерские по созданию образа: “Моя Осень”, “Снежинка”, “Картина, которой нет на свете”, “Звук – Цвет - Смысл”.

Мастерские в старших классах носят поисковый, научно-исследовательский характер и требуют выполнения опережающего домашнего задания. В 10 классе при изучении творчества И.С. Тургенева целесообразно проведение мастерской “Язык мимики и жестов в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Результатами такой работы стали выступления учащихся на научно-практической конференции. В рамках мастерской предварительно была организована серия занятий по психологии: изучение жестов с их расшифровкой, составление характеристики поведения, внутреннего состояния человека.

“Экскурсия по городу Глупову” по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина требует от учащихся знания текста, фантазии, творческого подхода. Для организации заочной экскурсии “экскурсоводы ” заранее составляют карту города, план маршрута, изготовляют альбом с рисунками достопримечательностей города, с портретами градоначальников и др.

К уроку-мастерской “Цитатник” учащиеся заранее читают произведения писателя и собирают цитаты на заданную тему. В нашей практике есть “Цитатник А.П.Чехова”. Мастерская строится в форме защиты сборника цитат – философских размышлений. Так же строится “Защита поэтической тетради стихотворений А.А.Фета”. Подобная работа позволяет учителю сэкономить урочное время и расширить возможности изучения творчества поэта. Учащиеся получают опережающее домашнее задание: читать стихи поэта. В сборник ребята включают стихотворения по определенному (ими выбранному) принципу. Это могут быть стихотворения на одну тему, либо по принципу создания образа, либо по использованным автором изобразительно-выразительным средствам, либо стихотворения-посвящения и другое. Автор-составитель сборника решает сам. Структура сборника состоит из следующего плана:

  1. Предисловие (ученик объясняет принцип построения своего сборника, дает краткий анализ творчества, если необходимо, знакомит с биографией поэта).
  2. Стихотворения (выбраны учеником) с указанием даты и истории написания (где возможно).
  3. Иллюстрации (на усмотрение составителя).
  4. Анализ одного стихотворения.
  5. Стихотворения собственного сочинения, перекликающиеся с творчеством данного поэта (если есть).
  6. Список использованной литературы.
  7. Оглавление.

Теперь красочно оформленные рукописные или напечатанные с помощью компьютерной техники детские книги можно использовать на уроках литературы и русского языка.

Нам удалось составить сборники и на тему Великой Отечественной войны к 60-летию Победы. Вместо оригиналов текста в сборники был включен интерпретированный пересказ одного произведения.

Хорошие отзывы со стороны общественности вызвала мастерская “В музее детали А.П.Чехова”, организованная к юбилею писателя учащимися 7 класса. Ребята сочинили и историю гайки, и историю медали на груди у Толстого, и историю гвоздя на стене. В музей привели собаку Очумелова, крыжовник в виде варенья, воспроизвели Жалобную книгу с реальными жалобами, пожеланиями, предложениями в адрес класса.

Творческая мастерская – условие для развития литературно-творческих способностей школьников. При этом условии сочинения не превращаются в тяжкую повинность с последующим переписыванием сборников лучших сочинений, а служит повышению уровня самооценки, самоуважения, духовному и нравственному развитию учащихся. Мы учимся видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях. Творческие мастерские формируют человека активного, уверенного в себе, творчески относящегося к любому делу.