Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально.

Н.Е. Щуркова

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16).

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание было уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

В практике своей работы творчески интерпретируем методические рекомендации по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению дошкольников специальных (коррекционных) ДОУ г. Санкт — Петербурга и адаптации их к условиям детского сада общего вида.

При организации работы появился ряд проблем, которые требовали своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
  • Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
  • Разрозненность информации.
  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
  • Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Задачи:

  • защита прав и интересов ребенка;
  • массовая диагностика по проблемам развития;
  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
  • консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
  • групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:

  • оказание помощи в решении проблем:
  • формирования здорового образа жизни;
  • личностных проблем развития ребенка;
  • выбора образовательного маршрута;
  • преодоления затруднений в обучении;
  • разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
  • гигиеническое нормирование нагрузок;
  • обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
  • организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Для организации службы сопровождения в учреждении был проведен мониторинг обеспеченности специалистами, которые будут осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. Мониторинг показал, что учреждение в целом укомплектовано штатами для создания психолого-медико-педагогического консилиума. Но для обеспечения наиболее полного сопровождения необходимо заключить договора с МОУ “Центр диагностики и консультирования” для привлечения к работе консилиума, в необходимых случаях учителя-дефектолога и с МУЗ “Детская поликлиника №3” для привлечения к работе таких врачей, как: невролог, окулист, кардиолог, отолоринголог и др., а также с МУЗ “Психиатрический диспансер” для консультаций психиатра.

Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка учреждением был взят с некоторой адаптацией у М.Р. Битяновой и представлен в следующем виде:

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей;
  • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  1. сбор информации о ребенке;
  2. анализ полученной информации;
  3. совместная выработка рекомендаций;
  4. консультирование всех участников сопровождения;
  5. решение проблем;
  6. анализ выполненных рекомендаций;
  7. дальнейший анализ развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.

Основные этапы системного сопровождения:

  1. диагностический этап;
  2. поисковый этап;
  3. консультатив