Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально.

Н.Е. Щуркова

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16).

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание было уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

В практике своей работы творчески интерпретируем методические рекомендации по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению дошкольников специальных (коррекционных) ДОУ г. Санкт — Петербурга и адаптации их к условиям детского сада общего вида.

При организации работы появился ряд проблем, которые требовали своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
  • Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.
  • Разрозненность информации.
  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
  • Непринятие проблем ребенка со стороны родителей.

Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута.

Задачи:

  • защита прав и интересов ребенка;
  • массовая диагностика по проблемам развития;
  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
  • консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса;
  • групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:

  • оказание помощи в решении проблем:
  • формирования здорового образа жизни;
  • личностных проблем развития ребенка;
  • выбора образовательного маршрута;
  • преодоления затруднений в обучении;
  • разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
  • гигиеническое нормирование нагрузок;
  • обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
  • организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Для организации службы сопровождения в учреждении был проведен мониторинг обеспеченности специалистами, которые будут осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. Мониторинг показал, что учреждение в целом укомплектовано штатами для создания психолого-медико-педагогического консилиума. Но для обеспечения наиболее полного сопровождения необходимо заключить договора с МОУ “Центр диагностики и консультирования” для привлечения к работе консилиума, в необходимых случаях учителя-дефектолога и с МУЗ “Детская поликлиника №3” для привлечения к работе таких врачей, как: невролог, окулист, кардиолог, отолоринголог и др., а также с МУЗ “Психиатрический диспансер” для консультаций психиатра.

Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка учреждением был взят с некоторой адаптацией у М.Р. Битяновой и представлен в следующем виде:

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей;
  • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  1. сбор информации о ребенке;
  2. анализ полученной информации;
  3. совместная выработка рекомендаций;
  4. консультирование всех участников сопровождения;
  5. решение проблем;
  6. анализ выполненных рекомендаций;
  7. дальнейший анализ развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.

Основные этапы системного сопровождения:

  1. диагностический этап;
  2. поисковый этап;
  3. консультативно-проективный (или договорной) этап;
  4. деятельностный этап;
  5. рефлексивный этап.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;
  • обращение родителей за консультациями;
  • обращения педагогов, администрации;
  • обращение специалистов других социальных служб.

Реально “сопровождение” заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия постарались определить четко функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в таблице.

Приложение 1

В учреждение разработан вариант системы сопровождения через создание условий.

Приложение 2

Консилиумы проводятся систематически 1 раз в месяц. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы.

Приложение 3

По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения.

Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:

  • удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;
  • уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
  • способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;
  • успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

Для определения эффективности службы сопровождения используется метод катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после перевода ребенка, а затем раз в год.

Примерная схема сбора катамнеза (предложена Шипицыной Л.М., Хилько А.А.)

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Возраст.
  3. Соматический статус.
  4. Психический статус.
  5. Приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности.
  6. Характер адаптации по мнению специалистов учреждения, в которое он поступил.
  7. Характер адаптации ребенка по мнению родителей.

Анализ катамнеза выпускников проводится с участием всех специалистов службы сопровождения в ходе педагогического совета.

В результате:

  • Созданы условия для гармоничного развития личности каждого ребенка.
  • Создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей в группах общего вида.
  • Разработан механизм взаимодействия учреждения с МОУ “Центр диагностики и консультирования”, медицинскими учреждениями.
  • Разработаны варианты психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для групп общего вида и специализированных групп (2 варианта).
  • Обеспечивается комплексное сопровождение детей, позволяющее оказывать своевременную реальную помощь с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников.
  • Повысились творческий потенциал, компетентность и мастерство педагогов.
  • Понизился уровень психического выгорания сотрудников, улучшился микроклимат.

В своей работе опирались на следующие литературные источники:

  1. Головченко Г.В., Андреева Л.А., Егорова Л.А., Евстешина О.И. О работе городской медико-психолого-педагогической комиссии Москвы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.52-56.
  2. Долженко Ю.А. Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. — Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.
  3. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№2.-С.14-16.
  4. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№3.-С.63-67.
  5. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. — М., АРКТИ, 2001.-64с.
  6. Информационное письмо Министерства образования РФ № 27 12722-6 от3.04.2003 г. “Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект”.
  7. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№3.-С. 65-67.
  8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб, Речь, 2003.-240с.
  9. Леонгард Э.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№2.-С.3-7.
  10. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. –М., ВЛАДОС. 2003.-С.337-353, 356-361.
  11. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2002.-№2.-С.41-52.
  12. Новые формы работы с семьей: Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Рубцовска. Рубцовск: МОУ ДО “Информационно-методический центр”, 2004.
  13. Опыт работы психолого-медико-социального центра “Юго-Запад” г. Москвы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1999.-№2.-С.59-75.
  14. Остапенко Ю.И. Проблемы реабилитации детей с особыми нуждами.//Дефектология.-2005.-№1.-С.3-8.
  15. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием.-М., Академия, 1999.-432с.
  16. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч.ред. Л.М.Шипицына.-СПб., Детство –ПРЕСС.-2002.-352 с.
  17. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/Под ред. Л.М.Шипицыной-М., ВЛАДОС, 2003.-528с.
  18. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  19. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-С.86-96.
  20. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№1.-С.80-86.

Материалы по данной теме были представлены в виде презентации.

Приложение 4