Построение диаграмм средствами Microsoft Excel

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Рассмотреть понятие деловой графики и основные виды диаграмм.
  2. Познакомить учащихся этапами построения диаграмм.
  3. Формировать умения и навыки построения диаграмм с помощью графических средств табличного процессора.
  4. Развивать познавательные и исследовательские способности учащихся.
  5. Формировать информационную культуру.

Тип урока: - урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Пакет программ MS Office;
  4. Презентация;
  5. Инструкционные карты;

Ход урока

I. Организационный момент.

- Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г.Белинского:

“Человек страшится только чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

- Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы”

  1. Определение электронных таблиц.
  2. В чем заключается особенность электронных таблиц?
  3. Где применяются электронные таблицы?
  4. Основной элемент электронных таблиц?
  5. Адресация ячеек в электронных таблицах.
  6. Что такое диапазон ячеек?
  7. Способы выделения:
  • диапазона ячеек;
  • строки;
  • столбца;
  • нескольких диапазонов?

III. Изложение нового материала.

Учитель:

- Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики. Для этого существует графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям.

- Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

- При графической обработке числовой информации с помощью графического процессора следует:

а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим диаграммы 5 различных типов. На самом деле их гораздо больше, но эти – самые распространенные. С этими типами мы познакомимся, прослушав сообщения своих товарищей.

(Учащиеся выступают с короткими сообщениями по типам диаграмм. Выступление сопровождается презентацией).

Сообщение 1.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной”.

Сообщение 2.

Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке. В нашем случае опорная точка будет соответствовать одному дню недели.”

Сообщение 3.

“Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о всех трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек — по одной для каждого дня недели. Разница с предыдущей диаграммой будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три — по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково”.

Сообщение 4.

Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет”.

Сообщение 5.

Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

Порядок построения ярусной диаграммы очень напоминает порядок построения диаграммы столбчатой. Разница в том, что столбики в ярусной диаграмме ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно меняются правила расчета вертикального и горизонтального размера диаграммы. Вертикальный размер будет определяться не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Зато количество столбиков всегда будет равняться количеству опорных точек: в каждой опорной точке всегда будет стоять ровно один многоярусный столбик”.

Сообщение 6.

Областная диаграмма (диаграмма площадей) — гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках. Диаграмма площадей отличается от линейной диаграммы тем же, чем ярусная диаграмма отличается от столбчатой. При построении ярусной диаграммы каждый следующий столбик откладывается не от горизонтальной оси, а от предыдущего столбика. То же самое происходит и при построении диаграммы площадей. Но вместо построения столбиков (как это было в ярусной диаграмме) отмечается их высота, а потом эти отметки соединяются линиями (как это было в линейной диаграмме). Отдельные столбики здесь сливаются, образуя непрерывные области. Отсюда и название — диаграмма областей или диаграмма площадей. Каждая область соответствует какой-то одной величине, для указания на которую используется различная штриховка (раскраска). Раньше ярусами располагались столбики, теперь — линии (и очерченные ими площади)”.

Учитель:

- Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм.

Вызов Мастера диаграмм.

Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, следует в первую очередь выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная.

В результате появится первое окно Мастера диаграмм.

После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастера диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.

Шаг 1: выбор типа диаграммы.

Если таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Стандартные, Нестандартные. К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений.

Для того, чтобы выбрать один из стандартных типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.

Если вы хотите посмотреть увидеть, какая диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата. Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм.

Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.

Во втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.

Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала.

Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то Excel присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст.

В том случае, когда исходная таблица содержала заголовки строк или столбцов, в поле Имя отображается ссылка на ячейку, в которой содержится это имя.

Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее>.

Шаг 3: задание параметров диаграммы.

Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.

На этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма. Например, в некоторых случаях можно убрать одну из осей диаграммы. Для этого во вкладке Оси следует отменить галочку для одной из осей.

Во вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.

Во вкладке Подписи данных Мастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).

Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.

Во вкладке Легенда можно размесить в нужном месте диаграммы легенду. Легенда – это обозначение различными цветами колонок, соответствующих различным столбцам таблицы.

Шаг 4: размещение диаграммы.

В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.

IV.Закрепление. Практическая работа.

Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

Задание 1.

  1. Открыть рабочую книгу MS Excel.
  2. Внести данные в таблицу.
  3. По данным столбцов Товар и Цена построить гистограмму.
  4. По данным столбцов Товар и Количество построить круговую диаграмму.
  5. По данным столбцов Товар и Осталось дней построить линейный график.
Товар Цена Количество Сумма Срок годности Осталось дней
1 Сникерс 15 198 2970 15.05.2005 25
2 Марс 12 236 2832 30.06.2005 45
3 Баунти 12,5 504 6300 01.04.2005 21
4 Твикс 11 407 4477 15.07.2005 60
5 Шок 8 311 2488 15.06.2005 35
6 Спрайт 17 450 7650 01.09.2005 90
7 Кока-кола 21 300 6300 01.08.2005 75
8 Фанта 18 550 9900 15.07.2005 60

Задание 2.

  1. Открыть Лист 2 рабочей книги MS Excel.
  2. Внести данные в таблицу.
  3. По данным столбцов Источник информации и Названия городов построить гистограмму.
  4. По данным столбца Итоги построить круговую диаграмму.
Источник информации Москва С.-Петербург Белгород Итоги

(ср.знач.)

Справочники 16 10 8 11,33
Советы знакомых 56 48 75 59,67
Телевидение 60 45 50 51,67
Радио 20 29 12 20,33
Газеты 29 23 26 26
Реклама 5 10 10 8,333
Объявления 4 6 5 5
Советы продавца 23 18 20 20,33

Проанализировать полученные диаграммы и ответить на следующие вопросы в тетради:

  • Укажите три источника информации, которые используют большинство жителей этих городов;
  • Какой источник информации пользуется наибольшей популярностью:

а) в Москве;

б) в С.-Петербурге;

в) в Белгороде;

Укажите два источника информации, которыми пользуются меньше всего жители всех трех городов.

V. Итоги урока.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Итог урока подводится в виде игры “Крестики-нолики”. Класс делится на две группы “Крестики” и “Нолики”. Каждая группа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный группа ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставить три крестика или нолика в линию.

Вопросы командам:

1. Дать определение электронных таблиц;

2. В чем заключается особенность электронных таблиц?

3. Где применяются электронные таблицы?

4. Что такое диаграмма?

5. Что необходимо для построения диаграммы

6. Адресация ячеек в электронных таблицах.

7. Что такое диапазон ячеек?

8. Способы выделения:

  • строки;
  • столбца;

9. Способы выделения:

  • диапазона ячеек;

Учитель

- Сегодня на уроке мы увидели, как и где можно применять электронные таблицы, познакомились с элементами деловой графики.

(Учитель выставляет оценки за урок).

- Я благодарю вас за урок. Спасибо.