"В поисках своего призвания" (курс занятий по профессиональному самоопределению школьников)

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цели:

  • определить профессиональную направленность ребенка, выявить его основные интересы и склонности;
  • расширить знания учащихся:
    • о профессиях, их специализации,
    • о занятости населения в регионе,
    • о востребованных специальностях в регионе,
    • о средних и высших профессиональных учебных заведениях города.

ЗАНЯТИЕ № 1

I. Знакомство с детьми, участвующими в занятиях

Все сидят в кругу, каждый по очереди называет свое имя (так как хочет, чтобы его называли на занятиях), цель его прихода на занятия. Определяются правила поведения на занятиях и принципы поведения в группе:

  1. “Здесь и теперь”.
  2. Искренность и открытость.
  3. Конфиденциальность.
  4. Активность.
  5. Принцип “Я”.

Учитель рассказывает форму проведения занятий (чередование практических и теоретических заданий). Дети вносят свои предложения.

Вступление учителя: Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня “живут” лишь 5–15 лет, а затем либо “умирают”, либо изменяются до неузнаваемости. Во-вторых, сам человек не есть нечто застывшее и “намертво” связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Следовательно, вопрос о поиске, выборе и овладении профессией является центральным в жизни каждого человека.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь.
Все профессии, существующие и в государственном секторе, и в частном бизнесе, можно разделить на 5 больших групп – в зависимости от того, на что в конкретном случае направлена активность человека. При этом можно выделить пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ.
Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “Человек – природа”.
Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее ремонтом, составляют группу “Человек – техника”.
На слуху сегодня и профессии менеджера, маркетолога, дилера.
Все эти “рыночные” специальности относятся к группе “Человек – человек”.
Большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками или символами. Это программист, брокер, банкир.
Группа профессий типа “Человек – художественный образ” относится к сфере искусства.

Каждый ученик определяет для себя желаемую группу, а потом определяет на выбор несколько профессий. Все записывается на листочке и откладывается, потом достается на последнем занятии, где сравниваются полученные результаты с желаемыми.

Учитель: По преданию, записанному Платоном, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: “Познай самого себя”. Основная идея этих слов заключается в утверждении врожденности дарований и способностей. Вместе с участниками разбираем схему “Структура профессиональной ориентации”.

Структура профессиональной ориентации

– Значение способностей при выборе профессии велико, так как от них зависит успех деятельности, они являются ее необходимым условием. Наличие способностей к определенной работе дает возможность человеку наиболее успешно справиться, отсутствие же их вызывает различные трудности.
Сегодня вы познакомитесь с необычным словом латинского происхождения – оптант. Каждый из вас может назвать себя человеком, юношей или девушкой, учеником или ученицей. На наших занятиях вы выступаете еще в одной, новой для вас роли – в роли оптантов.
Слово “оптант” означает “выбирающий профессию”.
Вам предстоит ответить на вопросы:

  • Выбрали ли вы будущую профессию?
  • Продуманы ли вами пути ее получения?
  • Имеются ли резервные, запасные варианты?
  • Что вас привлекает в выбранной профессии?

II. Изучение базовых понятий курса

Участники высказывают свое мнение по поводу каждого определения, учитель обобщает и дает точное определение.

  • Профориентация;
  • Роль психолога-профконсультанта;
  • Профессия – род трудовой деятельности;
  • Различие трудовой деятельности (дворник, уборщица) от профессий;
  • Различие понятий: профессия, специальность, должность (например, бухгалтер, главный бухгалтер, бухгалтер-экономист; учитель – учитель физики – завуч);
  • Дайте три определения слову “квалификация”.
  • Что такое вакансия?
  • Знакомо ли вам слово “карьера”?
  • Что такое призвание.

III. Заполнение анкеты оптанта

ЗАНЯТИЕ № 2

Берись за то, к чему ты сгоден,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.

И.А. Крылов

– Как вы понимаете смысл данного высказывания?

I. Беседа о профессиональной направленности

Рассказ о необходимости для каждого человека найти в жизни свое назначение, призвание.

“Человек рождается дважды”, –   говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста – уходит корнями в его детство, юность. Например, существует легенда, что в голландских семьях, когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает ребенку на них 2 извилины. Буква М по-голландски означает “мнение” –  “человек”, а если перевернуть – латинская W, что означает “верх” –  2 работа”.
Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание. (А.Л. Сайко. “Все мы родом из детства”)
Вы – перед выбором будущей профессии. Но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит ли она вам или нет. Не нарисовав ни одной картины, ни разу не взяв в руки кисть, вряд ли можно понять, есть ли у вас талант художника. Правда, все виды труда испробовать невозможно. Поэтому выбор карьеры – это не только поиск, но одновременно и самоограничение, предполагающее отказ от многих профессий.

II. Диагностическая часть

  1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО).
  2. Методика “Карта интересов”.
  3. Тест “Самооценка”.
  4. Тест “Потребность в достижении”.

По информации, полученной из тестов, можно проанализировать некоторые качества личности и характера.
Например, если у вас обнаружились развитые интересы области профессий типа “Человек – природа”, то, по-видимому, вы – человек мечтательный, лиричный, добрый. Любите животных, растения, вообще живую природу. Умеете чувствовать “настроение” пейзажа, времени года. Для вас природа – живое, одухотворенное существо. Вы предпочитаете уединяться в каком-нибудь живописном уголке. Скорее всего, у вас дома есть домашние животные. Неудивительно, если вы немного пишете стихи и всегда с удовольствием перечитываете в книгах описание пейзажей.
Если вы определили свои интересы в сфере “Человек – техника”, тогда у вас технический склад мышления. Любимые предметы у вас – математика и физика, в свободное время возитесь с различными механизмами. Знаете практически все модели автомобилей. По характеру такой человек немногословен, предпочитает сразу же приступить к делу, любит ручной и физический труд. В общем – человек сдержанный, основательный в своих поступках и решениях.
Сфера 2 “Человек – человек”. Вы – человек общительный, активный, живой и подвижный. У вас много друзей, вам нравится бывать в компаниях. Вы наблюдательны, умеете понимать характеры людей, их настроения, знаете, как вести себя в той или иной ситуации, как разрядить напряженную атмосферу, уладить ссору между друзьями. Вам интересно размышлять о том, какие внутренние причины лежат в основе того или иного поступка знакомого человека, какие цели он перед собой ставил, чего добивался. Вы умеете установить психологический контакт с собеседником, поддержать интересную беседу.
Если ваши интересы лежат в сфере “Человек – знак”, то можно предположить, что вы склонны к уединению. Предпочитаете кропотливый труд – проведение сложных расчетов, занятие кодированием. Любите рассуждать на абстрактные темы.
Если вас интересует сфера “Человек – художественный образ”, то вы – человек эмоциональный, увлекающийся, часто действуете по настроению, импульсивно. Мечтательны, любите фантазировать. Может, владеете музыкальным инструментом, рисуете, пишете стихи, увлекаетесь моделированием одежды, дизайном. Такие люди любят модно одеваться, стараются придать своей внешности блеск, артистичность, оригинальность. В жизни не любят однообразия и уныния, всегда стремятся наполнить ее особым смыслом.

ЗАНЯТИЕ № 3. “ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ”

1. Сообщение оптанту о результатах диагностики.

2. Обсуждение полученных результатов.

3. Вывешивается плакат “Дела студента”.

  1. Серьезная подготовка к каждому экзамену.
  2. Расширение круга знакомств.
  3. Работа по будущей специальности.
  4. Поездки в студенческие лагеря.
  5. Стажировки.
  6. Походы.
  7. Посещение научного кружка.
  8. Свидания.
  9. Поездки на курорт.
  10. Тусовки.
  11. Посещение научных конференций.
  12. Подработка.
  13. Подготовка к семинарам.
  14. Путешествие по миру.
  15. Воспитание ребенка.
  16. Сон на лекциях.
  17. Дискотеки.
  18. Спокойный отдых дома (книги, сериалы).
  19. Прогуливание лекций.
  20. Хобби.

Дети должны проранжировать этот список для себя.

4. Представьте, что вы уже учитесь в институте. Составьте для себя расписание на неделю. Затем обсуждение.

5. Вы закончили институт. Соберите себе багаж. Что бы вы забрали домой из института?

6. Список “Ценностные ориентиры”.

  • Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность).
  • Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемые жизненным опытом).
  • Здоровье (физическое и психическое).
  • Интересная работа.
  • Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).
  • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  • Наличие хороших и верных друзей.
  • Общественное признание, уважение окружающих, коллектива.
  • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры).
  • Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих сил, возможностей).
  • Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное развитие).
  • Развлечение (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей).
  • Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях).
  • Счастливая семейная жизнь.
  • Счастье других, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа.
  • Творчество.
  • Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий).

Дети должны выбрать одну главную для себя ценность, которой хотят добиться в жизни.
Затем сравнивают цель жизни с тем, что они делали в институте. Если они совпадают, то это говорит о том, что ребенок уже определился в своем будущем.

7. Подведение итогов работы.

ГРУППОВАЯ РАБОТА С ОПТАНТАМИ. ТЕХНОЛОГИИ.

“Предмет рассказывает о хозяине”

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе.

“Самоанализ”

Каждый участник получает лист и делит его на 4 части.

Инструкция: Дай 10 ответов на вопрос “Кто я такой?”. Сделай это быстро. Запиши ответы в 1-й столбик. Во 2-й столбик –  ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои родители. В 3-й столбик – как бы отозвался о тебе участник группы, сидящий слева от тебя. Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив лист от соседа в пустой столбик, запиши 10 ответов на вопрос: “Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?”.

Потом ведущий перемешивает листы и зачитывает характеристики из последнего столбика. Группа должна определить, о ком идет речь. Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все 4 набора ответов.

“Кто ты?”

Участникам на спинах крепятся листы бумаги. Каждый должен написать каждому, хотя бы один ответ на указанный вопрос. Потом характеристики обсуждаются и анализируются.

“Маятник”

1. Двое участников встают лицом друг к другу, третий стоит между ними, закрыв глаза и расслабившись. Первые двое, положив руки ему на плечи, начинают раскачивать его, постепенно увеличивая амплитуду колебания.
Этим приемом диагностируется степень доверия.

2. Все ребята по очереди встают на стул и спиной падают в руки остальных участников.

“Письма в чемодан”

Каждый участник получает пустые карточки по количеству участников, в которых он может написать пожелания всем остальным членам группы персонально.