Как применять обучающие игры на уроках

Разделы: Информатика


Компьютерные обучающие игры на уроке. Что это: польза или вред? Помогают ли они нам, учителям, обучать детей или дети просто играют?

Мнения многих учителей и ученых об использовании компьютерных игр в учебном процессе нежелательно, аргументируя это отрицательными последствиями их использования. Другие, напротив, предлагают чаще прибегать к компьютерным играм на уроке, порой очень сильно переоценивая их возможности. Но даже самую хорошую компьютерную обучающую игру применять в процессе обучения необходимо в нужное время, в нужном месте (т.е. на нужном этапе урока) и в необходимом количестве, соблюдая медицинские требования.

Итак, под игрой мы понимаем такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение какой-либо цели.

Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков здесь выступает компьютер.

Понятно, что на уроке используются не “стрелялки”, “бродилки” и т.д., а обучающие компьютерные игры.

В обучающей компьютерной игре можно приобретать знания, умения и навыки посредством деятельности по заданным правилам. В них необходимо выделять два компонента: обучающий и игровой. На уроке один из компонентов может преобладать, т.е. игра во время обучения и обучения во время игры.

Если преобладает обучающий компонент, то игра предоставляет широкие возможности, связанные с восприятием знаний, умений и навыков, их применением, отработкой. В случае же преобладания игрового компонента игра может использоваться в качестве средства для наглядности и повышения мотивации к обучению.

Все обучающие игры можно разделить на три вида:

  1. Тренирующие: закрепляющие и контролирующие, отрабатывающие имеющие навыки у ребенка.
  2. Обучающие игры – это игры, которые способны помочь ученику приобрести новые знания, умения и навыки.
  3. Развивающие игры – игры, способствующие выявлению и развитию различных способностей и навыков у учащихся.
  4. Комбинированные игры – игры, в которых все выше описанные виды переплетаются между собой.

Прежде чем учителю применять какую-либо игру на своем уроке важно знать её вид, потому что это поможет определить правильное место игры на уроке. В зависимости к какому виду учитель отнесет компьютерную игру, можно определить, на каком из этапов традиционного урока можно её применить более эффективно.

В традиционном уроке выделяют четыре основных этапа:

  1. Актуализация знаний.
  2. Ознакомление с новым материалом.
  3. Закрепление учебного материала.
  4. Контроль и учет знаний.

В основе любой обучающей компьютерной игры лежит логическая структура, которая состоит из оперативного, тактического и стратегического уровней. И если рассматривать все эти уровни по отдельности, то можно заметить, что в конкретной игре преобладает один из них. Рассмотрим все эти уровни.

Оперативный уровень – это совокупность действий внутри программы между двумя последовательными действиями играющего. Результатом такого действия является отображение всех перемещений и изменений на экране компьютера. Этот уровень компьютерных игр ближе всего к психомоторной деятельности человека и от играющего требуется только быстрота и четкость при нажатии клавиш. Игры такого уровня наиболее эффективны на первых этапах ознакомления ребенка с компьютером, здесь отрабатываются навыки работы с клавиатурой.

Тактический уровень определяется совокупностью игровых действий, ведущих к достижению какой-либо цели и в результате таких действий, грающий достигает либо улучшения результата, либо ухудшения. Эти игры уже требуют более высокого уровня психической деятельности. При их применении на уроке тренируется зрительная память, умение быстро принимать решения. Игры этого уровня лучше всего применять на четвертом этапе традиционного урока, т.е. при закреплении и контроле изученного материала.

Стратегический уровень позволяет планировать всю игру, которая строится таким образом, чтобы добиться какой-либо цели или выигрыша. На этом уровне от играющего требуется преимущественно интеллектуальная деятельность, и игры такого уровня протекают медленно, но они развивают воображение, логическое мышление, и они же предполагают наличие определенной подготовки. На уроках такие игры полезно использовать в развивающих целях.

Зная структуру и уровни компьютерной игры, можно в полной мере реализовать её возможности на уроке.

Любую компьютерную игру, применяемую учителем на уроке необходимо, прежде всего, проанализировать по следующим вопросам:

  1. На каком этапе урока применяется данная игра?
  2. Каковы учебные цели, лежащие в основе игры?
  3. Какой из методов классического обучения может поддерживать игра?
  4. Удовлетворяет ли материал, содержащийся в игре, требованиям содержания и адекватности материала, ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам?
  5. Обеспечивает ли игра обратную связь от обучаемого к компьютеру и возможность адаптации полученных знаний?
  6. Учитываются ли психофизиологические особенности учащегося?
  7. Соответствуют ли способы управления в игре индивидуализации обучения?

Подобный анализ позволит учителю эффективно и обоснованно использовать на уроке компьютерные обучающие игры, и не только преподавателем информатики, но и учителем любого другого предмета.