Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание снежинок"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Подготовить к домашнему сочинению.
  • Познакомить с элементами описания.
  • Научить передавать впечатление в высказываниях, использование эпитетов, сравнений в речи.

Оборудование: грампластинка “Снежная королева”, грамзапись “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Репродукции картин:

  • М.Грабарь “Февральская лазурь”;
  • К.Юон “Конец зимы. Полдень”;
  • Левитан “Март”;
  • Г.Нисский “Февраль. Подмосковье”.

Литература:

  • Г-Х. Андерсен “Снежная королева”;
  • С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”;
  • Гофман “Щелкунчик”.

Приложение:

  • Альбом “Зимний пейзаж”.
  • Карточки в форме снежинок.

На доске высказывания о снеге:

“Может вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг?”

С.Есенин.

“Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит”.

А.Пушкин.

“Снег, словно мёд ноздреватый”.

С.Есенин.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Урок, ребята, необычный! Сегодня мы с вами будем знакомиться с элементами описания природы. Готовиться к сочинению – описание природы.

II. Постановка задачи

– Вы любите зиму? Сейчас мы это проверим. Природа прекрасна во все времена года. Мы так привыкли к ней, что порой забываем про неё. Она прекрасна и очаровательна. Во все времена она вдохновляет поэтов, писателей, композиторов.
Прислушайся, и ты услышишь, как загадочно журчит ручей, присмотрись, и ты увидишь, как плывут облака, как ярко светит солнце, как серебрится снег. Хороша русская природа! Ребята, в тысячу раз богаче люди, которые понимают природу, любят, ценят её. И сегодня мы с вами постараемся понять душу природы, раскрыть её тайны.

III. Изучение нового материала

– Ребята, как вы считаете, рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении, как называется?

Учащиеся: Пейзаж.

У учителя слово написано на бумаге. Он прикрепляет его к доске.

Это слово надо запомнить.  Подбираем слова, словосочетания. В “Толковом словаре” под редакцией С.И.Ожегова (стр. 495) читаем:

Пейзаж

  1. Общий вид какой-то местности.
  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Примеры:

  • Пейзажи русских художников.
  • Пейзажи в романах Тургенева.
  • Пейзажная живопись.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

–  Назовите детали зимнего пейзажа. (Сугробы, деревья в снеговых шапках, солнце в снегу, серебристый иней, хрустальные снежинки, белый снег на чёрную землю и.т.д.)

– Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите ответ на неё.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту,
Он на солнышке – румяный,
Под луною – голубой.
Он за ворот и в карманы залетает
К нам с тобой. (Cнег.)

– Какая часть речи помогла вам отгадать загадку? (Глаголы, прилагательные.)

– Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает, залетает) и имён прилагательных, они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогает определить его. Героем урока будет снег. Снег часто становится героем сказок. Назовите такие сказки. (Братья Гримм – “Госпожа Метелица”, С.Маршак “12 месяцев”, Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.)

Учитель: В сказке “Снежная королева”, Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают её во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Вот так описывает её автор.
Найдите описание Снежной королевы.

Учащиеся открывают сказку и зачитывают:

– За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая!
Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя.

– Ребята, какая она была?

– А что создаёт такое впечатление? (Ледяное сердце, ледяные глаза, веет холодом, на ней снежное платье.)

– И всё-таки она была прекрасна!

Ученики вместе с учителем читают и анализируют текст описания “Снежной королевы”, снежинок – слуг.

– Ребята, какие мы видим снежинки?

– Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду.
Это было так красиво!
Навстречу Герде нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние – нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые, дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями.

– А почему Андерсен сравнивает снежинки с ежами, змеями? (Потому что они все злые, он хотел показать какие они недобрые.)

– В руках злого человека, даже такие прекрасные предметы могут вызывать ощущение страха, неуютности.
Но всё же снег – это прекрасное явление природы.

Звучит музыка (2 минуты).

– Послушайте отрывок из сказки.

Учитель: Прислушайтесь, ребята, за окном пурга. Дверь распахнулась. Залетели снежинки.

Появляются две девочки, красиво одетые в белое. В руках у них снежинки из бумаги, на них написаны задания для всего класса.

Первая: Тсс…Когда идёт снег, хочется помолчать, подумать…

Вторая: Подставить ладошку и посмотреть на чудо – зимнее – снежинку.

Девочка из класса: Милые снежинки, расскажите о себе.

Первая: Я очень боюсь тепла, поэтому я быстро таю, если ко мне кто – нибудь прикасается, люблю медленно падать, кружиться…

Вторая: Я – модница! Люблю сверкать, искриться, люблю менять свои платья, они у меня такие красивые! Узорчатые, кружевные!

Снежинки: Мы такие все разные и по форме, и по цвету, и на ощупь, и звучим по-разному.

– Сейчас мы вам вручим небольшие подарки – снежинки, на них задания, подберите красивые слова, высказывания, сравнения, эпитеты. Одним словом подберите снежные слова.

IV. Самостоятельная работа

Дети работают 5 минут; затем говорят слова учителю. Учитель на доске оформляет в виде таблицы.

Цвет, краски.

Действие

Звук

 

 

 

 

   

Цвет: нетронутая белизна снега;

Краски:

  • сиреневый, золотисто-розовый;
  • густо-синий в тени;
  • опаловый в лунную ночь;
  • переливающийся звёздами;
  • ослепительно блестящий на солнце.

Снежный покров на взгляд и на ощупь:

  • воздушно лёгкие снега;
  • воздушная пышность;
  • глубокий;
  • хрупкий;
  • ноздреватый;
  • рыхлый;
  • пушистый;
  • зернистый;
  • снег, словно мёд ноздрей.

Звуки:

  • сыпался как стеклянный дождь;
  • падающий с ёлки;
  • звенел;
  • хрустел.

Действие:

  • валит снег и стелет шаль;
  • сверкает;
  • серебрится;
  • хрустит;
  • вязнет;
  • слетает;
  • тает;
  • залетает;
  • скользить по снегу;
  • падает;
  • мелькает;
  • вьётся;
  • ложится белой пеленой;
  • иней на снегу сверкает.

V. Творческая работа

Учитель: Видите, как много мы вспомнили снежных слов. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество оттенков снега в разное время дня и года. Обратите внимание на репродукции картин великих русских художников:

  • “Февральская лазурь” М.Грабарь
  • “Конец зимы. Полдень” К.Юон
  • “Март” Левитан
  • “Февраль. Подмосковье” Г.Нисский

– Художник не просто рисует на картине снег – он передаёт с помощью красок своё отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость и грусть. Какими красками рисует художник?
Обратите внимание на доску. Вот как описывают снег русские поэты.
Но не только в стихах мы встречаем воспоминания о снеге. Оказывается снег может быть и героем музыкального произведения. Например, музыкальной сказки. У русского композитора Петра Ильича Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана “Щелкунчик”. Многие из вас её читали, видели балет. Вспомните, что там происходит.

Учитель напоминает краткое содержание сказки. Герои сказки попадают в заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок.

– Чайковский назвал этот чудесный танец “Вальс снежных хлопьев”. Послушайте отрывок.

Учитель включает грамзапись, и скажите, что происходит в лесу?

– Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершите вместе с героями сказки путешествие в зимний лес.
Представьте себе, что мы тайком пробрались с вами в зимний сказочный лес и вам нужно будет увидеть, услышать и нарисовать словами “Вальс снежных хлопьев”. А рисовать и описывать вам будет легко, т.к. вы были в зимнем лесу и наблюдали за снегом, какой он, как звучит, какой на ощупь, как лежит на ладошке, о чём он “говорит” и т.д.

Звучит музыка 2 минуты “Вальс снежных хлопьев”. Закрыли глаза, отдохнули.

– Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у Вас создала? Устно составляем словесную миниатюру. (Кто желает, может рисовать красками).
События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет всё вокруг. Каким вы видите снег, деревья, ночное небо? Опишите снежинки. Какие они? Какие движения совершают они в морозном воздухе? С каким настроением кружатся снежинки?
Итак, я слушаю ваши устные этюды.

VI. Домашнее задание

Написать дома сочинение-миниатюру: Когда я слышу “Вальс снежных хлопьев”.

VII. Обобщающее слово учителя

– Итак, густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. Но в небе, словно огромный глаз великана, светит жёлтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания елей, берёз. На их пушистых ветках, на самой поляне – кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов – снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев снежок. Но вот нежно зазвенели замёрзшие берёзовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закружил одну, другую снежинку.
В одно мгновение началась настоящая метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, снегом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья. Однако и снежинки, и ветер скоро устали. Нежные хлопья опустились вниз, на ветки елей, на поляну. Всё замерло. Кончился бесконечный радостный танец. В лесу опять тихо и спокойно.