Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание снежинок"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  • Подготовить к домашнему сочинению.
  • Познакомить с элементами описания.
  • Научить передавать впечатление в высказываниях, использование эпитетов, сравнений в речи.

Оборудование: грампластинка “Снежная королева”, грамзапись “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Репродукции картин:

  • М.Грабарь “Февральская лазурь”;
  • К.Юон “Конец зимы. Полдень”;
  • Левитан “Март”;
  • Г.Нисский “Февраль. Подмосковье”.

Литература:

  • Г-Х. Андерсен “Снежная королева”;
  • С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”;
  • Гофман “Щелкунчик”.

Приложение:

  • Альбом “Зимний пейзаж”.
  • Карточки в форме снежинок.

На доске высказывания о снеге:

“Может вместо зимы на полях,
Это лебеди сели на луг?”

С.Есенин.

“Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит”.

А.Пушкин.

“Снег, словно мёд ноздреватый”.

С.Есенин.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Урок, ребята, необычный! Сегодня мы с вами будем знакомиться с элементами описания природы. Готовиться к сочинению – описание природы.

II. Постановка задачи

– Вы любите зиму? Сейчас мы это проверим. Природа прекрасна во все времена года. Мы так привыкли к ней, что порой забываем про неё. Она прекрасна и очаровательна. Во все времена она вдохновляет поэтов, писателей, композиторов.
Прислушайся, и ты услышишь, как загадочно журчит ручей, присмотрись, и ты увидишь, как плывут облака, как ярко светит солнце, как серебрится снег. Хороша русская природа! Ребята, в тысячу раз богаче люди, которые понимают природу, любят, ценят её. И сегодня мы с вами постараемся понять душу природы, раскрыть её тайны.

III. Изучение нового материала

– Ребята, как вы считаете, рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении, как называется?

Учащиеся: Пейзаж.

У учителя слово написано на бумаге. Он прикрепляет его к доске.

Это слово надо запомнить.  Подбираем слова, словосочетания. В “Толковом словаре” под редакцией С.И.Ожегова (стр. 495) читаем:

Пейзаж

  1. Общий вид какой-то местности.
  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Примеры:

  • Пейзажи русских художников.
  • Пейзажи в романах Тургенева.
  • Пейзажная живопись.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

–  Назовите детали зимнего пейзажа. (Сугробы, деревья в снеговых шапках, солнце в снегу, серебристый иней, хрустальные снежинки, белый снег на чёрную землю и.т.д.)

– Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите ответ на неё.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту,
Он на солнышке – румяный,
Под луною – голубой.
Он за ворот и в карманы залетает
К нам с тобой. (Cнег.)

– Какая часть речи помогла вам отгадать загадку? (Глаголы, прилагательные.)

– Вы правильно определили роль глаголов (слетает, сверкает, тает, залетает) и имён прилагательных, они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогает определить его. Героем урока будет снег. Снег часто становится героем сказок. Назовите такие сказки. (Братья Гримм – “Госпожа Метелица”, С.Маршак “12 месяцев”, Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.)

Учитель: В сказке “Снежная королева”, Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы – снежинки – сопровождают её во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Вот так описывает её автор.
Найдите описание Снежной королевы.

Учащиеся открывают сказку и зачитывают:

– За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая!
Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя.

– Ребята, какая она была?

– А что создаёт такое впечатление? (Ледяное сердце, ледяные глаза, веет холодом, на ней снежное платье.)

– И всё-таки она была прекрасна!

Ученики вместе с учителем читают и анализируют текст описания “Снежной королевы”, снежинок – слуг.

– Ребята, какие мы видим снежинки?

– Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду.
Это было так красиво!
Навстречу Герде нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба – небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние – нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые, дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие – стоглавых змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями.

– А почему Андерсен сравнивает снежинки с ежами, змеями? (Потому что они все злые, он хотел показать какие они недобрые.)

– В руках злого человека, даже такие прекрасные предметы могут вызывать ощущение страха, неуютности.
Но всё же снег – это прекрасное явление природы.

Звучит музыка (2 минуты).

– Послушайте отрывок из сказки.

Учитель: Прислушайтесь, ребята, за окном пурга. Дверь распахнулась. Залетели снежинки.

Появляются две девочки, красиво одетые в белое. В руках у них снежинки из бумаги, на них написаны задания для всего класса.</