Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Понятие цикла. Циклические алгоритмы в живой природе"

Разделы: Биология, Информатика


Цели урока.

Учебная:

1) по информатике - познакомить учащихся с понятием циклического алгоритма на основе циклического развития животных.
2) по биологии - обобщить знания учащихся по теме “Развитие и размножение паразитических червей”.

Развивающая:

развитие логического и алгоритмического мышления школьников.

Воспитательная:

развитие познавательного интереса.

Тип урока: объяснение нового материала по информатике, опираясь на ранее изученный по биологии.

Вид: комбинированный, с использованием  информационных технологий.

Методы:

а) эвристическая беседа;
б) частично-поисковый демонстрационный
в) самостоятельная работа с дидактическим материалом (тесты)

Технические средства обучения:

1.Информационные программы (компьютер);

2.Плакаты:

а) по биологии: “Цикл развития печеночного сосальщика”
б) по информатике: “Графический цикл”,

“Циклический алгоритм”;

3. Пластиковая модель: “Развитие цепня”;

4. Схемы круговоротов на доске;

5. Указка, мел.

План урока

I. Организационный момент. Сообщение темы. Постановка цели урока.

II. Актуализация опорных знаний по информатике.

III. Углубленный опрос по биологии.

IV. Объяснение нового материала по информатике.

V. Сообщение учащихся.

VI. Закрепление. Тестирование учащихся.

VII. Домашнее задание.

VIII. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели.

Учитель информатики: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем интегрированный урок по информатике и биологии с использованием информационных технологий. Тема нашего сегодняшнего урока “Понятие цикла. Циклические алгоритмы в живой природе”, а цель урока - познакомиться с понятием цикла и циклическими алгоритмами, используя представления о циклическом развитие организмов. Но сначала повторим ранее изученный материал по теме “Алгоритмы”.

П. Актуализация опорных знаний по информатике.

  1. Что такое алгоритм?
  2. Из чего состоят алгоритмы?
  3. Назовите исполнителей алгоритмов.
  4. Какие виды алгоритмов мы изучили?
  5. Какой алгоритм называют линейным?
  6. Чем отличается разветвляющийся алгоритм от линейного?
  7. Какие способы записи алгоритма существуют?
  8. Как называется графический способ записи алгоритма? Почему он так
    назван?
  9. Перечислите блоки, из которых состоит блок-схема.

Учитель информатики: Поставьте оценки в листок опроса (Приложение 2) за эту часть урока. Сообщение оценок.

III. Углубленный опрос по биологии.

Ребята! А что такое цикл? Правильно, это повтор. В жизни мы очень часто встречаемся с циклами, из них и состоит наша жизнь. Например, смена времени года, смена времени суток, дней, недели и т.д. Но особую роль в природе играют биологические циклы.

Учитель биологии: Давайте вместе, ребята, вспомним, из курса биологии и географии какие процессы в природе происходят циклично:

1) круговорот воды в природе.

2) биологический круговорот

3) развитие растений

А теперь перейдем к развитию животных. Рассказать о цикле развития печеночного сосальщика и бычьего цепня, используя плакат. Изобразить схематически на доске их жизненный цикл и по модели “Развитие цепня” составить рассказ о его размножении.

Учитель биологии: Те, кто сейчас отвечал, поставьте себе оценки по этой части урока в листок опроса (Приложение 2).

Итак, из услышанного мы убедились, что многие процессы в природе происходят циклично.

IV. Объяснение нового материала по информатике.

Учитель информатики: Теперь снова перейдем к информатике. Итак, циклический алгоритм - это алгоритм, в котором есть повторения. Существует два типа циклических алгоритмов.

  1. простой цикл - ПОВТОРИТЬ, который используют, когда известно
    количество повторений;
  2. более сложный тип – это цикл ПОКА, который используют, если
    количество повторений не известно. Его рассмотрим подробнее.

Мы часто говорим: иди, пока не придешь, решай задачу, пока не решишь, переводи текст, пока не кончится. Ребята, ваши примеры, (учащиеся приводят свои примеры). Мы не знаем, сколько раз нам потребуется повторить одни и те же действия, чтобы получить результат, поэтому и используем слово ПОКА.

В общем виде запись циклического алгоритма будет выглядеть так: (плакат на доске).

Покажем тело цикла на рисунке, отображающем цикл развития печеночного сосальщика.

Мы рассмотрели циклы в живой природе. Это готовые алгоритмы. Но на уроках информатики нам нужно уметь самим составлять циклические алгоритмы. Давайте составим циклический алгоритм покраски забора:

подойти к левому краю забора,

пока забор не кончится, повторять,

покрасить одну доску,

шагнуть вправо на ширину доски.

Конец цикла.

Уйти.

А сейчас ответьте на вопросы:

  1. Какое здесь условие?
  2. Перечислите все действия, входящие в алгоритм.
  3. Выделите действия, образующие тело цикла.

Можно сделать вывод, что циклом или повтором называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз (или ни разу, если в заборе нет досок) до тех пор, пока выполняется некоторое условие.

Графический цикл изображается следующим образом: (блок - схема в виде плаката на доске)

Циклы бывают конечные и бесконечные. Цикл покраски забора конечный, а вот цикл развития животного каким может быть? Правильно, и тем, и другим. Он может стать конечным, если корову или человека, допустим, вылечить.

Учитель биологии: Но не только это. Цикл может закончиться и тогда, когда яйцо не попадет в воду, т. е. личинка не найдет промежуточного хозяина.

Ребята! В природе все устроено очень сложно, и вероятность развития новых организмов невелика, поэтому все паразитические формы обладают высочайшей плодовитостью с той целью, чтобы продолжить свой род.

V. Сообщение учащихся по биологии

о мерах борьбы и профилактики с паразитическими червями (гельминтами) (Рис. 1, Рис. 2).

VI. Закрепление.

Учитель информатики: Закрепление проведем как с использованием компьютера, так и без него. Вам предлагаются тесты по информатике и по биологии (Приложение 1). Пять человек одновременно работают за компьютером с тестами, остальные на листочках. Кто работает за компьютером, используют при выставлении оценки в лист опроса рейтинг знаний: 100% - “5”

87% - “4”

74% - “3”

Кроме этого, некоторым будут предложены карточки для закрепления понятия циклического алгоритма, (работа в парах).

VII. Домашнее задание.

По информатике: начертить блок-схему покраски забора.

По биологии: прочитать материал стр. 122-126 учебника по биологии, составить кроссворд, используя ключевые слова по изученной теме.

VIII. Подведение итогов.

Учитель информатики: Молодцы! Поработали хорошо и в листе опроса за один урок получили несколько оценок по обоим предметам, которые будут выставлены в журнал.

Учитель биологии: Закончить урок хотелось бы словами, взятыми за эпиграф сегодняшнего урока: “Любуясь Луной, помните: и Луна выполняет циклический алгоритм”, (на доске) До свидания!

Рис 1. Цепень (Тип Плоские черви)

Рис. 2 Трихинелла (Тип Круглые черви)