Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Вводные слова и конструкции" (обобщение знаний)

Разделы: Преподавание русского языка


Концептуальная цель: развитие языкового чутья и языковой культуры.

Цель: развитие правильности и выразительности речи.

Задачи:

1. Повторить теоретические сведения о вводных словах и конструкциях и знаки препинания при них.

2. Развить навыки пунктуационного анализа предложения.

3. Совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы.

4. Роль вводных слов и конструкции в речи.

Проблемный вопрос: Какова роль вводных слов в речи?

Этапы (стадии) урока Деятельность учителя на уроке, комментарий к ходу урока Деятельность учащихся на уроке
1 стадия

Вызов

1. Вступительное слово о целях и задачах урока.

    Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали несколько уроков. Поэтому частично повторим теорию, будем развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы. Конечно же, как и на любом уроке, опираясь уже на известное, изученное, узнаем что-то новое и интересное о вводных словах и конструкциях. И новое – это роль вводных слов в речи.

    Мы будем наблюдать за употреблением вводных слов и предложений, а к концу урока вы сами сможете сказать об их роли в речи.

2. Актуализация опорных знаний.

Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов.

(вводное – ВВОДИТЬ (вспомнить лексическое значение слов вводить, ввести: 1. заставить войти, привести куда-нибудь. 2. кого-что во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим), слово, КОНСТРУКЦИЯ (новое) – дается лексическое значение (1. строение, сооружение. 2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение);

Вводными называются слова, которые не связаны с членами предложения грамматически.
  отличие слова от словосочетания и предложения (СЛОВО – единица языка, которая служит для называния отдельного понятия, ОТДЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – сочетание двух или нескольких слов грамматически и по смыслу, ПРЕДЛОЖЕНИЕ – сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль), пунктуация – расстановка знаков препинания). Вводными могут быть словосочетания и предложения

(Учащиеся вспоминают уже известное)

  А так ли важно ставить знаки препинания?

(ответы учащихся).

В классическом примере КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти. А в шутке про кисель из резины:

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки… -

Мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.

  Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального художественного приема, когда писатель с его помощью ярче, эмоциональнее, глубже может выразить речь.

Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в предложениях с вводными словами и конструкциями (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

  • ЗАПЯТАЯ
  • СКОБКИ
  • ТИРЕ
 
  (Составляется обобщающая таблица