Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-проект в 4-м классе по теме: "Книгу создаем мы сами"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель урока: подготовка выпускников начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности в среднем звене.

Задачи:

  • закрепить знания, полученные на уроках ББГ в начальной школе;
  • познакомить учащихся с элементами проектной деятельности;
  • изготовить (создать) книгу, как продукт проектной деятельности (самостоятельно или с привлечением одноклассников, учителя или членов семьи);
  • привлечь учащихся к чтению и работе в школьной библиотеке.

Практическая значимость:

  • активизация работы с книгой;
  • развитие творческих способностей.

Результативность:

В ходе работы над проектом дети закрепляют знания, полученные в курсе начальной школы, и создают конечный результат проектной деятельности – книгу.

Урок проходит в 2 этапа:

1 этап – теоретический урок;

2 этап – защита проектов (через 2 недели после 1-го)

Ход урока

Ребята, с самого первого класса, как только вы пришли в школу, мы с вами встречались не только в библиотеке, куда вы приходили, чтобы взять почитать ту или иную книгу, но и на библиотечных уроках, где я рассказывала вам о книге и библиотеке. Давайте же вспомним: о чем вы узнали на библиотечных уроках в начальной школе.

Итак, когда вы пришли в первый класс, 1-го сентября вас ждала школьная библиотека. Там вы узнали, что такое библиотека, кто в ней живет, и с тех пор постоянно знакомитесь, с новыми и новыми ее жителями – литературными героями, читая книги, узнаете много нового и интересного. А кто из литературных героев полюбился вам больше всех? (Ответы детей)

Затем вы научились бережному обращению с книгой. Давайте вспомним: чего же не любят книжки? (Ответы детей)

  • Когда их берут грязными руками.
  • Рвут.
  • Загибают страницы.
  • Кладут в них различные предметы: ручки, карандаши, тетради, линейки.
  • Рисуют в них, спутав с альбомом для рисования.

Во втором и четвертом классе вы узнали, что кроме книг, существуют еще газеты и журналы (периодические издания). Какие журналы и газеты вы знаете? (Ответы детей).

А еще во втором классе вы узнали из чего состоит книжка (ряд восстанавливается с помощью детей)

  • Обложка.
  • Титульный лист.
  • Книжный блок.

В 3-м классе мы говорили о том, что кроме художественной литературы: сказок, рассказов, стихов существует научно-познавательная литература (“Почемучкины книжки”, энциклопедии) и учились пользоваться ею.

Быть грамотным и внимательным читателем мы с вами учились в 4-м классе.

Итак, мы вспомнили, о чем вы узнали и чему научились на библиотечных уроках во время обучения в начальной школе. А теперь, давайте попробуем разобраться: какой путь проходит книга, прежде чем получится такой - какой мы привыкли видеть ее.

Прежде чем книга попадет к читателю, над ней потрудится очень много людей:

  • Лесорубы – валят лес.
  • Водители – везут этот лес на деревообрабатывающий комбинат;
  • Рабочие на заводе сделают из него бумагу.

И вот бумага готова и лежит на складе, а что же на ней будет написано?

Кто пишет книги, ребята? (Ответы детей) Правильно, писатель. Он много думает, а может даже и путешествует, прежде чем напишет …, нет, еще не книгу, пока она называется рукопись.

Ребята, а интересно ли вам читать книжку, где одни только буквы? Нет, конечно, и потому часто вместе с писателем работает художник. Он читает рукопись и готовит рисунки к тексту, а возможно книжка будет иллюстрирована фотографиями, тогда их будет готовить кто?, правильно – фотограф.

И вот текст написан, иллюстрации подобраны, кажется, книга готова. Но ведь она всего одна. Хотя раньше так и было – каждую книгу переписывали от руки, и она была в одном экземпляре. Теперь книги печатают в типографии. Чтобы книгу напечатали, писатель несет рукопись в издательство. Там первым ее читателем станет редактор – он посоветует, что нужно сделать для того, чтобы книжка выглядела привлекательной, и ее захотели прочитать много-много людей.

Какие иллюстрации или фотографии лучше вставить в будущую книжку посоветует художественный редактор.

Технический редактор – подберет шрифт и оформление книжки.

А вот ошибки, которые могут быть в тексте, исправит корректор.

Вот теперь готов проект книжки и ее можно нести в типографию, где на большущих машинах, на больших-больших листах бумаги напечатают текст, соберут его в книжку и отправят на склад, откуда ее автомобилем, поездом, самолетом или пароходом отправят в магазин или библиотеку, где новую книгу уже ждут читатели.

Ребята, а хотели бы вы сами создать книжку?

Так что нам мешает? Предлагаю попробовать вам самим издать книгу. Для этого мы и вспомнили с вами сегодня все, что изучали на библиотечных уроках в течение 4-х лет. Итак, мы начинаем работу над проектом, который назовем ……………….(Выбирается название проекта из предложений детей.).

Ребята, а знаете ли, вы что означает слово “проект”?

Проект – замысел, план или предварительный текст какого-либо документа. Т.к. книга тоже является документом, мы и будем с вами создавать (проектировать) книгу.

1 этап. Подготовка:

  • Определяется тема и цель проекта (в соответствии с интересами участников проекта и запросами их как читателей школьной библиотеки)
  • Формируется рабочая группа (создаются группы по работе над проектом в соответствии выбранной теме или индивидуально).

2 этап. Планирование:

  • Определяются источники и способы сбора информации (с ребятами проговаривается, где они могут взять информацию для своего проекта:

- в библиотеке (городской, домашней, школьной);
- через Интернет;
- консультации компетентных людей или специалистов в данной отрасли.

  • Определяется способ представления результатов (формирование проекта).
  • Распределяются задачи (обязанности) между членами команды.

3 этап. Исследование:

Сбор и уточнение информации (в течение всего периода работы над проектом учащиеся консультируются с учит