Исследовательские работы по физике для 7-го класса по теме: "Строение вещества"

Разделы: Физика


Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.

Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности.

Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях.

Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования.

В статье представлены описания практических и лабораторных работ по физике из тетради “Юный исследователь” для учащихся 7 классов по теме “Строение вещества”, которую я сама составила и использую практически на каждом уроке при изучении нового материала или закрепления пройденного и в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены фронтально или индивидуально (дома или в школе).

Наблюдение делимости вещества.

Цель работы: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.

Приборы и материалы:

  • кусочек мела,
  • мензурка с водой,
  • пробирка с кристалликами перманганата калия,
  • пробирки с водой – 3 шт,
  • стеклянная палочка.

Выполнение работы.

1. Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5. Сделайте вывод:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках. Чем это можно объяснить?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Это интересно!!!

Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.

Наблюдение диффузии в воде и в воздухе.

Цель работы: наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.

Приборы и материалы:

  • флакон духов,
  • кусочек ваты,
  • пробирка с кристаллами перманганата калия,
  • мензурка с водой,
  • лист бумаги,
  • стеклянная трубка.

Выполнение работы.

1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Сделайте вывод:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Экспериментальное задание.

В стакан налейте слабый раствор крахмала в воде или смеси воды с графитом. Поместите этот стакан между светящейся электрической лампочкой и глазом, а между лампочкой и стаканом – кусок картона или черной бумаги с набольшим отверстием. Пронаблюдайте за движением одной-двух частиц в воде и опишите их движение.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.

Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.

Приборы и материалы:

  • 2 стакана с водой,
  • 2 пакетика чая,
  • холодильник.

Выполнение работы.

1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.

2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.

3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.

4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

5. Сделайте вывод:

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Контрольные вопросы.

1. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2.  Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быстрее?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Наблюдение взаимодействия частиц вещества.

Цель работы: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.

Приборы и материалы:

  • 2 стакана с водой,
  • 2 пакетика чая,
  • холодильник.

Выполнение работы.

1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?

___________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Сделайте вывод:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Контрольные вопросы.

1. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Почему части разломленного мела не удерживаются друг около друга при их соединении?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Это интересно!!!

В далеких просторах Вселенной на 15-16 см3 пространства приходится всего одна молекула вещества.

Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на лабораторных занятиях развивают исследовательские навыки, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении создания комплексных лабораторных работ и организации индивидуальной исследовательской работы.