Анализ научно-методической работы за 2004–2005 учебный год МОУ "Лицей № 1 (физико-математический)"

Разделы: Администрирование школы


Анализ результатов НМР

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года нами пересмотрена структурно-функциональная модель методической службы МОУ “Лицей №1 (физико-математический)” и конкретизирована схема управления системой научной работы учителей (приложение 1) .

Цель научно-методической работы педагогического коллектива – повышение уровня мастерства педагогов и активизация научно-педагогических исследований.

Тема научно-методической работы – “Развитие инновационных процессов в лицейском образовательном пространстве на основе информатизации и технологий, гуманизации образования и воспитания”.

Для достижения поставленной цели использовались следующие формы работы: научно-методическая работа кафедр, продолжилась работа “Мастер-класса”, “Школы молодого учителя”, научного общества учащихся “Интеллект”, которые позволили добиться результатов, представленных в приложении 2.

Анализ работы научных руководителей

1. Результаты Городской научно-практической конференции “Юность и наука – третье тысячелетие”

В 2004-2005 учебном году научной работой в Лицее занимались 17 педагогов и 2 педагога-совместителя.

В конференциях различного уровня приняли участие все педагоги, занимавшиеся НИОЭР с учащимися:

Лицейская НПК – 95% педагогов (18 чел.);

Городская НПК – 84 % (16 чел.);

Региональная НПК – 26% (5 чел.);

Всероссийские НПК – 100% (19 чел.) против 7 чел. в 2003-2004 уч.г.

Необходимо отметить, что количество научных работ обучающихся представленных на конференцию городского уровня по сравнению с прошлым годом увеличилось, хотя количество педагогов, занимающихся с юными исследователями сократилось в почти в 2 раза. Этому есть объективные причины, количество часов на научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу с учащимися по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось.

В 2004–2005 учебном году педагоги, занимающиеся научно-исследовательской работой с учащимися повысили качество её выполнения, что отражено на результативности Городской научно – практической конференции “Юность и наука – третье тысячелетие”. Изменилось понимание педагогов о роли научно-исследовательской работы в современных условиях образования, а это отразилось в свою очередь на участии в научных конференциях и семинарах различного уровня.

Но, тем не менее, есть и определенные недоработки. Необходимо более качественно продумывать выбор и проводить отбор учащихся-исследователей, отслеживать одаренных детей, и не привлекать к работе над несколькими темами в разных областях знаний одних и тех же учащихся одновременно, так как по положению Городской научно – практической конференции один обучающийся может представить работу только в одной секции.

Необходимо привлекать к научным исследователям опытных педагогов, в частности из числа совместителей, а молодых учителей обучать методики проведения и написания НИР.

Итоги работы научных руководителей в сравнении с прошлым 2003 – 2004 учебным годом представлены в диаграмме 1.

Итоги работы научных руководителей в 2004 – 2005 уч.г. по сравнении с прошлым 2003 – 2004 уч. г.

Диаграмма 1

Итоги Городской научно – практической конференции 2005 г.

Диаграмма 2

(Л-1 – Лицей№1, Л-2 – Лицей №2, Г-4 – гимназия №4, Г-5 – гимназия №5, Г-48 – гимназия №48).

Дипломами за лучшие работы Городской научно – практической конференции “Юность и наука – третье тысячелетие” награждены:

1 место Г-48 – 11 дипломов;

2 место Лицей №1 (физмат) – 7 дипломов;

3 место Г-5 – 6 дипломов;

4 место Г – 4 (многопрофильная) – 5 дипломов и Л– 2 (искусств) – 5 дипломов.

Необходимо отметить, что в этом учебном году уровень научных исследований учащихся Лицея №1 на фоне других инновационных учреждений повысился по сравнению с 2003 – 2004 уч. г. По количеству дипломов мы оказались на втором месте в городе, после Гимназия № 48. Количество благодарственных писем невелико. Здесь мы на 3 месте после Гимназии №48 и Гимназии №5.

Таким образом, из 26 работ представленных на Городскую научно-практическую конференцию “Юность и наука – третье тысячелетие” отмечены дипломами и благодарственными письмами – 19 работ.

Для увеличения качественных научно-исследовательских работ необходимо в Лицее создать базу для подготовки юных исследователей. Такой базой должна стать “Малая научная академия”, где обучающимся 5 – 7-х классов будут даны основные навыки выполнения и написания научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ. И тогда старшеклассники, для которых проводится Городская научно-практическая конференция, в совокупности с грамотным руководством работ смогут выходить на высокий уровень качества, а значит и призовые места.

Кроме того, для улучшения руководства и организации научно-исследовательскими работами необходимо провести обучающие семинары, организовать подписку на журнал “Научно-исследовательская работа школьников”. Всем кафедрам усилить работу по вовлечению и как можно большего количества учащихся в научно-исследовательскую работу.

2. Результаты Национальной образовательной программы “Интеллектуально – творческий потенциал России”.

В этом учебном году педагоги активно работали с обучающимися в рамках национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России”.

Проект “Познание и творчество” заочные олимпиады и конкурсы (биология – учитель Кондратьева Ж.Г.; химия – учитель Борягина Л.Г.; математика 6 кл. учителя Сергеева А.Д., Невтриносова М.А.; английский язык: 10 кл. – учитель Машко Л.А., учащиеся 5 – 7-х классов – учителя Кабанова И.Г., Гусева М.Ю. (по 30 чел.), Мельник В.Я.; история (конкурсы посвященные 60-летию победы) – учителя Габдуллина З.З., Осипова Г.А., Петина О.В.; творческий конкурс “Восхождение к образу” – учитель Герасимова Н.Н.).

В открытых российских конференциях этой программы приняли участие все педагоги, работавшие с обучающимися над их исследованиями. В общей сложности было отправили на заочный конкурс 32 научно – исследовательские работы не только подготовленные в этом учебном году, но и сделанные в прошлом. Этому способствовал тот факт, что управление образования Администрации города Норильска выделило определенные средства на погашение организационных вносов. 10 работ получили свидетельства Лауреатов заочного конкурса конференции “Юность, наука, культура” и “Первые шаги в науку”.

3. Результаты выездных мероприятий программы “Одаренные дети”

В этом учебном году наши юные исследователи побывали на 6 выездных мероприятия различного уровня.

1. Международный математический турнир старшеклассников им. Колмагорова г. Екатеринбург. 6 учащихся 11-10 классов, награждены свидетельствами участников. (подготовка команды – учитель математики Брусков А.Л., Сопровождающий делегации – учитель математики Грачев А.В.) Поездка осуществлена за счет средств программы “Одаренные дети” и родителей.

2. Фестиваль наук и искусств, проводимый программой “Интеллектуально-творческий потенциал России” в г. Москва. Вящева Татьяна 8Г и Карпов Влад 7Б стали Лауреатами этого фестиваля в номинации “Литературное творчество” (Герасимова Н.Н.). Поездка была осуществлена на средства родителей и спонсоров.

3. Российский лингвистический турнир “PLASMA CAMP” г. Обнинск. команда из 6 человек получили свидетельства участников и награждены дипломом как самая активная команда турнира (подготовка команда – учитель английского языка Машко Л.А., руководитель делегации – учитель английского языка Сурикова Я.С.). Поездка осуществлена за счет средств спонсора – отдела региональных проектов ГК “Норильский никель”.

4. Московский Международный Форум “Одаренные дети” Гулевская Римма 8А номинация “Юный журналист” и Пляскин Степан 6А номинация “Литературный салон”. Ребята были удостоены специального приза жюри (Кузьмина Н.Б., Лобода Л.В.) Поездка осуществлялась за счет средств управления образования, программы “Одаренные дети”..

5. XII Всероссийские юношеские Чтения им. В.И. Вернадского г. Москва. Тихонова Мария 9А (Научный руководитель Домнина О.Г.) награждена грамотой за “Лучший устный доклад” на секции “Медицина и здоровье человека”; Асланова Елена 9А (научный руководитель Осипова Г.А.), её работа опубликована в сборнике трудов как лучшая (из 250 в сборник вошли только 65). Финансирование полностью за счет программы “Одаренные дети” управления образования Администрации г. Норильска.

6. Всероссийская открытая конференция “Первые шаги в науку” г. Обнинск. Лосенко Денис 10 А (техническое творчество и изобретательство) (Колин А.Г.), участвовал в рамках конференции в тест-рейтинговой олимпиаде и занял 3 место среди школьников России 9-11 классов. Минтянова Александра 9А удостоена диплома Лауреата в номинации (Искусствоведение) (Осипова Г.А.), Дерябин Борис также стал Лауреатом в этой секции (Кузьмина Н.Б.) Поездка осуществлена за счет средств программы “Одаренные дети” и родителей.

Анализ научно-методической работы кафедр.

Научно-методическая работа была запланирована каждой кафедрой в мае 2004 года. Работа с членами кафедр велась в направлениях:

  • Повышение педагогического мастерства.
  • Освоение новых педагогических технологий.
  • Проведение Дней науки.
  • Научно – методическая работа учителей.
  • Научно – исследовательская и опытно-экспериментальная работа обучающихся.
  • Участие учителей в конкурсах.
  • Инновационная деятельность.
  • Работа с одарёнными детьми, причём этому направлению уделено особое внимание.
  • Внеклассная работа по предмету.
  • Публикации.
  • Укрепление материально-технической базы.

Все предметные месячники кафедр прошли на высоком уровне: торжественные открытия (ярмарка знаний) и закрытия, были задействованы все параллели, все учителя дали уроки разных форм, проведены внеклассные мероприятия: игры, КВНы, вечера. В рамках предметных месячников были проведения олимпиады, оформлены стенгазеты, спецвыпуски газеты “Вести Лицея”, все мероприятия освещались в видеоновостях. Материалы были систематизированы, 8 педагогов направили их на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, проводимый газетой “Первое сентября”.

Все накопленные методические наработки по предметам необходимо направлять и на другие конкурсы, а также в различные издательства.

Отмечена методическая работа с молодыми специалистами членов кафедр математики, естественных наук, гуманитарных наук.

Повысилась инициативность кафедр, стал нередким выход на городской уровень. Так кафедра математики провела два заседания ГМО на базе Лицея, провела 4 семинара для учителей выпускных классов по решению задач категории “В” и “С” в ЕГЭ. Учителя кафедры математики, физики, ИВТ, гуманитарных наук и английского языка проводили консультации для учителей города Норильска по различным направлениям.

Ведётся мониторинг активности участия педагогов в различных мероприятиях, что учитывается при аттестации учителей.

Показательной формой отчетности научно-методической работы каждой кафедры является ведение кафедрального журнала. Именно такая форма отчетности будет введена в следующем учебном году.

Результаты работы “Мастер-класса”

Творческий отчёт учителя русского языка и литературы высшей категории Ли Венеры Евгеньевны, проводившей в 2004 – 2005 учебном году городской мастер-класс, вызвал интерес учителей города. В общей сложности занятия посетили 58 человек. Сама система “Мастер-класса” выводит методическую работу лицея на новый рубеж, так как это явное признание высокого уровня профессионализма наших преподавателей.

Наиболее распространённой формой работы мастер-класса было теоретическое обоснование идей технологии и представление системы уроков. Обсуждение результатов совместно с мастером и слушателями показало, что, понимая актуальность и целесообразность изучаемых методов, слушатели активно внедряют эту технологию в свой учебно-воспитательный процесс.

В этом учебном году были представлены темы, востребованные педагогами города: содержание работы над текстом научного стиля, публицистического стиля, художественного стиля, развитие речи в жанре устного высказывания. новые формы работы: имитационная игра, моделирование, это, во-первых сделало обучение наглядным и действенным, во-вторых, позволило сразу включить технологию в свой учительский опыт многим педагогам города.

Анализ работы “Школы молодого учителя”

Тема работы школы молодого учителя в 2004-2005 учебном году: “Знания и умения учителя–залог творчества и успеха учащихся”.

Задачи: 1. Формировать и воспитывать у молодых учителей потребность в непрерывном образовании, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.

2. Реализовывать знания, полученные в процессе самообразования.

Цель работы школы молодого учителя: Помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые технологии в образовательный процесс.

В первом полугодии согласно плана работы, было проведено три занятия.

В сентябре обсуждались вопросы:

1) критерии оценки деятельности школы;

2) психолого-педагогические основы совершенствования деятельности учителя;

3) знакомство с нормативно-правовыми документами лицея.

В ноябре на занятии школы педагог-психолог Лисова Т.А. провела диагностику профессиональных качеств учителя и его личностных качеств, а также были обсуждены результаты участия молодого учителя математики Мацовой О.Е. в городском фестивале “Свежий ветер “. Проанализирована работа учителей за первую четверть и выданы учителям памятки-рекомендации:

1) как подготовить современный урок;

2) виды и типы уроков;

3) как анализировать урок.

Во втором полугодии было проведено 5 занятий посвященных вопросам модернизации образования в России. В январе был обсужден вопрос о ЕГЭ и модернизации образования, в феврале – профильное обучение: в поисках оптимальной модели, о модернизации образования в Красноярском крае; в марте на занятии выступили учителя Петина О.В. и Феоктистова О.Е. со своими разработками элективных курсов.

На занятиях школы молодого учителя в 2004 – 2005 учебном году педагоги познакомились с рекомендациями по составлению планов элективных курсов и обзором литературы по указанной тематике. Даны рекомендации – памятки по психологической подготовке к ЕГЭ, методам и организационным формам обучения, обсуждались вопросы из практики: “приёмы педагогической техники”. Был проведен практикум “Педагогические ситуации”, в котором приняли участие все молодые учителя.

Результаты работы Научного общества учащихся “Интеллект”.

В 2004 -2005 учебном году была выполнена одна из задач по созданию активного, деятельного центра НОУ и его “продуктивного” характера работы. Ребята научились ставить перед собой задачу, находить пути её решения, проявлять инициативу, реализовать свои творческие возможности. Фестиваль науки и творчества показал, что актив НОУ проявил себя не только в научной, но и во внеклассной жизни Лицея. Работа НОУ направлена на то, чтобы вовлечь в научную работу как можно большее количество лицеистов. С этой целью проведены мероприятия: “Посвящение в лицеисты”, Зимняя школа, провели лицейский конкурс “Ученик Года”, заочные олимпиады по всем предметам, школьные, краевые и Всероссийские. В этом учебном году в ряды юных исследователей вступили учащиеся 5-го и 6-х классов.

Самым важным мероприятием для научного общества учащихся стала организацию Зимней физико-математической школы. С начала декабря началась подготовка мероприятия: были распределены обязанности по организации и проведению. Центр отвечал за техническую подготовку – встречи, участие в проведении открытия и закрытия, подготовка и выдача свидетельств об окончании. Формы работы с учащимися: математика – лекционно-семинарские, физика – лабораторные, психология – тренинги. В этом учебном году была предложена новая форма работы школы – физико-математический брейн-ринг, который по оценке учащихся наиболее интересен, так как создает для каждой команды момент соревнования и дает возможность мобилизовать свои знания. В этом году зимняя школа была только для старшеклассников и проводилась в течении одного учебного дня.

Научная деятельность – важная сфера деятельности лицеиста, она влияет не только на уровень обучения, но и на формирование личности. Необходимо усилить не только работу НОУ, но и научно-исследовательскую работу в преподавании как предпосылку глубокого научного исследования. Модернизируя работу юных исследователей, мы направляем методическую работу учителей так, чтобы приоритетными методами работы с учащимися на уроке были: частично-поисковый и исследовательский.

Формы взаимодействия МОУ “Лицей №1 (физико-математический)” с ВУЗами России

Согласно Генерального соглашения от 21.10.2003 г. в 2004 – 2005 учебном году продолжилась совместная работа с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов”. Был организован на базе Лицея №1 центр довузовской подготовки, в котором прошли обучение по программе вступительных экзаменов данного вуза 45 человек.

Направления модернизации НМР в 2005-2006 году

Модернизируя структуру научно-методической работы, нами более подробно расписан механизм инновационного обновления содержания образования. Особое внимание уделялось модифицированию образовательных программ, технологических моделей индивидуальной научной работы. В организационные формы научной работы добавились проекты и фестивали педагогических идей. Разработана система мониторинга НМР учителей, система “обратной связи”, что позволяет учителю самому следить за ходом своей работы, давать ей объективную оценку, видеть перспективы личного развития и развития научно-методической работы Лицея, проводить грамотный анализ и ставить перед собой новые реально достижимые цели, выходить на научно – методический совет с предложениями о проведении мероприятий, способствующих инновационному развитию Лицея.

Для решения задачи формирования профессиональной элиты продолжаем реализовывать целевую программу “Одарённые дети”, которая позволит нам воспитывать школьников как современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать их последствия, обладают толерантностью, мобильностью, конструктивностью и развитым чувством ответственности. Для кооперации старшей школы с учреждениями высшего профессионального образования продолжит работу центр довузовской подготовки Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, а также планируется организация такого центра Санкт-Петербургского государственного университета.

В сете краткосрочной программы перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению (в условиях эксперимента) муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск в 2005 – 2006 учебном году планируется провести педсовет “Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения”. Активизировать профориентационный центр, который регулярно доводит до сведения лицеистов информацию о потребностях рынка труда в том числе с учётом международных тенденций, рейтинги учреждений профессионального образования.

Серьёзное внимание было уделено модернизации материально-технической базы лицея с помощью технологического оборудования. Каждая кафедра издала визитку в информационном формате, которая обновляется с учетом новых результатов и достижений педагогов, внедряет технологии открытого образования.

Для повышения активности научно-методической деятельности педагогов планируется организация проектной деятельности предметных кафедр в области образования, лучшие проекты представлять на педагогических чтениях, краевых и российских конкурсах, выдвигать на грантовые программы. Провести лицейский конкурс на лучшую кафедру, смотр-конкурс кабинетов, кафедральных стендов.

В целях расширения публичности деятельности Лицея отдельно планируется издательская деятельность педагогов и учащихся во всероссийском конкурсе, организованном газетой “Первое сентября”. Продолжить сотрудничество с городскими средствами массовой информации для информационного обеспечения инновационных достижений и результативности работы МОУ “Лицей №1 (физико-математический)” в образовательном пространстве города Норильска.

Цель методической работы на 2005-2006 учебный год – в рамках модернизации российского образования сформировать оптимальную модель управления научно-методической работой лицея.

Задачи:

  • Продолжить мониторинг результатов и процесса научно – методической работы, обеспечив гласность и прозрачность обсуждения.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов лицея через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционной формы.
  • В связи с повышением уровня квалификации педагогических кадров лицея повысить уровень методической работы через внедрение в работу предметных кафедр научно-проектной деятельности.
  • В свете перехода к предпрофильной подготовке и профильного обучения внедрить в учебно-воспитательный процесс “Портфолио”, систему профориентационной и информационной работы, систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся, элективные курсы.
  • Расширить публичность деятельности Лицея для привлечения нового контингента обучающихся, высококвалифицированных педагогов и повышения уровня конкурентоспособности профильного образовательного учреждения в образовательном пространстве муниципального образования город Норильск.