Организация обучения физике в условиях многопрофильной школы

Разделы: Администрирование школы


МОУ СОШ № 21 находится на территории Ленинского района города Кирова.

Школа была открыта в 1986 году, почти за 30 лет работы педагогическим коллективом накоплен огромный опыт работы, имеются многолетние традиции.

В 2005- 2006 году в школе обучается 1453 ученика в 56 классах, из них 599 учеников из других микрорайонов г. Кирова. 1-я ступень – 20 классов, 2-я – 27, 3 - я – 9. Классов с углубленным изучением отдельных предметов – 15, их них 5 на 3-ей ступени обучения, остальные общеобразовательные.

№ п/п Профиль Углубление (предмет) Классы (в 2005-2006 уч.году)
1. Гуманитарный Русский язык 5-б, 10-а, 11-б
Литература -
Английский язык 2-а, 2-б, 3-а, 5-а, 6-а,б,в
2. Математический Математика 9-б, 10-б, 11-а
3. Естественнонаучный Физика -
Медицинский (химия,

Биология)

11-м
Биология 9-а

В школе трудится высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив (более 90 человек вместе с совместителями, в том числе, не менее 10 преподавателей вузов): 10 кандидатов педагогических наук, имеют высшую категорию 34 человека (38 %), первую – 28 человек (31 %), вторую категорию - 24 человека (27 %). В коллективе 5 Заслуженных учителей РФ, 7 отличников просвещения, 7 Почетных работников общего образования, 6 награжденных Почетной грамотой Министерства образования, 1 лауреат премии имени А.Н. Тепляшиной. Опыт педагогов признан в городе, области и в России. Опыт многих учителей занесен в областной банк передового педагогического опыта. Учителя нашей школы делятся опытом с коллегами на страницах городских, областных и центральных методических изданий, активно участвуют в различных профессиональных конкурсах.

На протяжении ряда лет школа сотрудничает с высшими учебными заведениями города. Спецкурсы, факультативы ведут кандидаты и доктора наук. Под их руководством учащиеся занимаются научно-исследовательской работой.

21-я давно имеет свое лицо в юго-западном районе города Кирова. По итогам рейтинга, опубликованного журналом “Карьера” в 1999, 2000, 2001 гг., она входила в число ста лучших школ России, являлась победителем конкурса “Школа года Кировской области – 2000”, лауреатом Всероссийского конкурса “Школа года” в 2001, 2003 г.г., в 2005 году школе присвоено звание “Школа 21 века”.

Материально-техническая база нашего образовательного учреждения, высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, сотрудничество с ВУЗами города, включение в исследовательскую деятельность учащихся школы позволило реализовать задачу осуществления профильного направления в образовательном процессе школы. В 1992 году были открыты гимназические классы (с 1 по 11 класс) и обучение в 8 – 11 гимназических классах носило профильный характер: гуманитарный, математический, естественнонаучный. В 2000/01 учебном году было открыто 3 класса с углубленным изучением отдельных предметов, в 2001/02 - 10, в 2002/03 - 12 , в 2003/04 – 12, в 2004/05 – 13. В связи с этим возникла необходимость разработать и внедрить рабочие программы по предметам, изучаемым углубленно: русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, иностранному языку. Накопленный опыт работы позволил в 2005/06 открыть уже 15 таких классов, из них гуманитарного профиля – 10, естественнонаучного – 2, математического – 3 класса.

В связи с концепцией предпрофильного и профильного обучения учащихся педагогический коллектив нашей школы в течение нескольких лет отрабатывал учебные планы для классов с углубленным изучением отдельных предметов.

Учебный план школы составлен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации и примерного учебного плана общеобразовательных учебных заведений Кировской области. Выдержена допустимая обязательная минимальная и максимальная учебная нагрузка по 7 – 11 классам, где изучается предмет “физика”.

Планирование учебного процесса близко к оптимальному.

Реализация школой программ по физике для общеобразовательных учреждений ведется в соответствии с базисным учебным планом школы.

Образовательная область 7кл 8кл 9 кл
Ф И З И К А 8 физич 8 общеобраз 9 биол 9 матем 9 физич 9 гуман 9 общеобраз
Инвариантная 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 3 ч
Школьный компонент - 2 ч - - - 2 ч - -
Факультативы (по физике) 1 1 1 - 1 1 - 1

предм

курс

Спецкурс по физике - 2 ч - - 1 ч 2 ч - -

 

Образовательная область 10 кл 11 кл
Ф И З И К А 10 гуман 10 мат 10 физич 10 биол

хим

10 общеобраз 11 мат 11 физич 11 гуман 11 биол-хим 11 общеобраз
Инвариантная 3 ч 3 ч 4 3 ч 3 ч 3 ч 4 3 ч 3 ч 3 ч
Школьный

компонент

- - 2 1 - - 2 - 1 1
Факультативы

(по физике)

- 1 1 - 1 1 1 - - 1
Спецкурс

по физике

- 1 ч 2 ч - - 1 ч 2 ч - - -

2. Учебные программы

Учебный план по физике реализуется по типовым программам (издательство ”Дрофа”,

Москва, 2000год):

2.1. Программы основной школы (7-9 классы)

7 класс

Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В.Перышкин

Учебник: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин “Физика – 7”, издательство”Просвещение”,

Москва, 2001год

8 класс

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин

Учебник: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин “Физика – 8”, издательство”Просвещение”,

Москва, 2001 год

9 класс

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин

Учебник: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин “Физика – 9”, издательство ”Просвещение”

Москва, 2001год

На ряду с новыми учебниками Е.М.Гутник, А.В.Перышкина учителя используют старые

учебники И.К.Кикоин, А.К.Кикоин “Физика-9”, Ландсберг (3-х томник) (в классах

математического углубления),

2.2. Программы средней школы (10 – 11 классы)

10-11 класс

Автор программы: В.А.Касьянов

Приложение к газете “Первое сентября” №29 – 2001год дает распределение часов

Из расчета 3 часа в неделю(102 часа)

Учебник: В.А.Касьянов “Физика – 10”, “Физика – 11”, издательство “Дрофа”, 2000год

На ряду с новыми учебниками В.А.Касьянова “Физика – 10”, “Физика – 11”, учителя используют:

1. Ландсберг (3-х томник) (в классах математического углубления),

2. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,Н.Н.Сотский “Физика –10”, М. “Просвещение”, 2003 год

3. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев “Физика –11”, М.“Просвещение ” 2003 год

В классах углубленного изучения физики:

Класс Программа, учебники Факультатив и спецкурсы
10-11 классы Программа для классов с углубленным изучением физики

Авторы: А.А.Пинский, Ю.И.Дик.

Москва, “ДРОФА”, 2000 год

Решение задач по углубленному курсу физики (1 час), спецкурс по отдельным курсам физики (2 часа)
8-9 классы Программа для классов с углубленным изучением физики

М, “Просвещение”, 1998 год

Решение задач по углубленному курсу физики (1 час), спецкурс по отдельным курсам физики (2 часа)

Ведущей идеей развития школы является удовлетворение разнообразных образовательных запросов и потребностей обучаемых, жителей микрорайона; обучение, развитие и воспитание каждого ученика как личности; создание условий, способствующих эффективному решению этих задач при сохранении и укреплении здоровья школьников.

В школе сохраняется полнота, целостность и преемственность всех компонентов образования: начального, основного общего и среднего (полного). Вариативность образовательных услуг позволяет удовлетворить заказ личности. Взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество учителей и учащихся в образовательном процессе обеспечивает каждому ученику самоутвердиться и самореализоваться.

В школе предусматривается возможность формирования знаний не только на базовом уровне, но и расширение области знаний посредством факультативов и индивидуальных занятий, обеспечивается достаточный уровень интеллектуального развития личности учащихся.

Формированию потребности в познавательной деятельности, в расширении и углублении знаний учащихся способствует широкая сеть факультативов (всего в школе 103 факультатива), кружков (89), спецкурсов (13).

Прежде, чем сформировать классы углубленного изучения отдельных предметов, проводится специальная пропедевтическая работа с учащимися, анкетирование и собеседование с родителями и учениками, диагностические работы, с учащимися будущих классов работает школьный психолог. На основании проделанной работы и полученных результатов формируются классы углубленного изучения отдкльных предметов, в том числе и физики.

Организация работы с учителями физики по обучению учащихся начинается с серьезной а) методической работы с коллективом учителей физики. В 2005 –2006 учебном году в нашей школе работает опытный состав учителей физики, только один учитель – молодой специалист.

Из пяти учителей физики: все с высшим образованием, четверо имеют высшую и первую категорию, у троих учителей – стаж работы более 25 лет, у одного – более 15 лет;

На МО учителей физики, проводимых не менее 1 раза в четверть, рассматриваются различные аспекты деятельности учителей физики, прорабатываются методические рекомендации к различным курсам физики, участие в прорабатывании и формировании вариативного и инвариантного вариантов учебного плана, происходит обмен опытом, творческие отчеты аттестующихся учителей.

б) Проведение вводных тестов (автор Ильина А.Н.) в 7-10-х классах с целью выяснения подготовленности уч-ся 7-х классов к изучению нового учебного предмета – физики и выявления пробелов в знаниях уч-ся 10-х классов на 1 этапе изучения физики в основной школе (7-9 классы). Проведение таких тестов дает возможность учителям физики быстрее узнать классы, отдельных учеников, интересующихся физикой, скорректировать некоторые учебные темы по часам.

в) Система работы учителей физики по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

г) Работа кружков и факультативов по физике, проведение спецкурсов для отдельных учащихся и классов.

д) Внеклассная работа по физике в школе:

- Школьная олимпиада по физике для уч-ся 7-11 классов, включающая в себя несколько туров: теоретический, энциклопедический, “задачи на смекалку”, экспериментальный,

“Физика вокруг нас”.

- Внеклассные мероприятия для учащихся по физике и астрономии.

е) Проведение выездных физико-астрономических сборов для учащихся (летние и зимние выезды в лагеря Кировской области) (См. приложение)

ж) Организация исследовательской работы уч-ся

Статистическая обработка результатов итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов говорит о глубоких и прочных знаниях, получаемых выпускниками нашей школы. Усвоение повышенного уровня содержания по предметам, изучаемым углубленно, происходит на достаточном уровне, что подтверждается призовыми местами выпускников на городских и областных предметных олимпиадах, дипломами конференций, турниров, конгрессов.

Положительные результаты осуществления образовательного процесса в школе подтверждается также показателями поступления выпускников в вузы и готовностью их к продолжению дальнейшего образования.

Ниже приводятся некоторые таблицы результатов за последние года

Результаты работы школы

1. Уровень обученности и качество знаний

Год Обучалось Успеваемость Качество знаний в % Количество отличников Закончили на “4” и “5”
2000-2001 1904 99,7% 41 64 717
2001-2002 1846 99,7% 46,2 60 726
2002-2003 1747 99,9% 44 53 651
2003-2004 1633 99,8% 44,5 52 617
2004-2005 1535 99,7% 49,5 53 639

2. Количество медалистов

Год Общее количество Золотых Серебряных
2000-2001 4 2 2
2001-2002 10 7 3
2002-2003 15 5 10
2003-2004 5 2 3
2004-2005 3 - 3

3. Призеры предметных олимпиад

Год Ломоносовский турнир Городских Областных Республиканских

(участие)

2000-2001 4 13 4 1
2001-2002 4 20 1 -
2002-2003 1 17 2 1
2003-2004 4 22 2 1
2004-2005 2 26 8 1

Участие школьников МОУ СОШ № 21 в олимпиадах, конкурсах по физике.

(2002-2006 учебный год)

Результаты городских олимпиад по физике (2002-2006 учебный год)

Учебный год Призеры

Дипломы I, II, III степеней

Похвальные отзывы
2002-2003 2 2
2003-2004 7 2
2004-2005 5 1
2005-2006 6 2

Результаты городских Ломоносовских олимпиад по физике (2002-2006 учебный год)

Учебный год Призеры

Дипломы I, II, III степеней

Похвальные отзывы
2002-2003 1 -
2003-2004 2 2
2004-2005 2 -
2005-2006 1 1

Результаты экзаменов по физике ЕГЭ (2005 год).

Школа Сдавали уч-ся Средний балл Самый высокий балл Результаты экзамена
5 4 3 2
21 12 59,5 69 1 10 1 -

Дипломанты научно-практических конференций, конгрессов, турниров

 

Год Конференции (краеведение экология, технология) Региональный конгресс “Шаг в будущее” Ломоносовский турнир
2000-2001 5 1 4
2001-2002 4 2 4
2002-2003 4 1 1
2003-2004 1 2 4
2004-2005 6 - 2
2005-2006     3

В школе созданы все условия для того, чтобы учащиеся осознанно и прочно овладевали знаниями и умениями, в том числе по предмету “физика”.

Созданы условия и для сохранения здоровья учащихся. Разработана и реализуется программа “Здоровье”. Для сохранения здоровья школьников в 1993 году в школе, первой в Кировской области, был создан Центр психического здоровья – филиал областной психиатрической больницы. В нем работают детский психотерапевт, психолог. Массажист, процедурная сестра. Они выявляют детей, страдающих нервными расстройствами, проводят курс лечения, включающий лечебную физкультуру, массаж, траволечение. Ежегодно в центре пролечивается более 100 детей.

Как учителя, так и учащиеся, и их родители положительно оценивают сложившиеся в школе гуманные отношения и благоприятный микроклимат. Социологический опрос выявил, что, в основном, родители удовлетворены услугами, которые предоставляет школа для обучения и развития их детей.

Результаты поступления учащихся в технические, педагогические ВУЗы, сдача выпускных и вступительных экзаменов по физике, интерес и желание учеников школы заниматься изучением физики в школе и углубленно, исследовательской работой, все это говорит о том, что педагогический коллектив школы, учителя физики организуют свою работу правильно, с учетом интересов и потребностей учеников, родителей, общества.