Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Музыка легкая и музыка серьезная". 8-й класс

Разделы: Преподавание музыки


Художественно-педагогическая идея:

“Вполне естественна любовь многих слушателей к подлинно художественной лёгкой музыке, в которой есть блеск, остроумие, задор, ощущение радости жизни. Но настоящее искусство составляет нечто более значительное, нежели миг приятного развлечения”.

И.В. Нестьев.

Музыкально-художественный и учебный материал:

  1. Токката и фуга d-moll. И.С. Бах.
  2. Токката и фуга d-moll. “Оркестр золотого света”.
  3. Портрет И.С. Баха.
  4. Таблицы: Музыка лёгкая; Музыка серьёзная.
  5. Фрагменты из романа Д. Лондона “Мартин Иден”.
  6. Карточки с цитатами.
  7. Текст песни Р. Паулса “Скрипач на крыше”.
  8. Стихи С. Ушакова “Бах”.

Ход урока

- На первом уроке в этой четверти я хочу приветствовать вас песней. Познакомившись с ней вы поймёте, какая музыка станет предметом наших размышлений.

Звучит песня “Скрипач на крыше” Р. Паулса.

Кто-то нам дарит талант, мы его не ценим.
Ах, как играл музыкант на подлунной сцене!
Звал своей скрипкою он в мир святой и чистый,
Но был в гитариста город мой влюблён.

Припев:

Скрипач на крыше, грустный мой скрипач.
Скрипач на крыше вспомни обо мне.
Скрипач на крыше, струн печальный плач
Я снова слышу в каждом сне.

Был не тщеславен, не горд, был он виртуозен,
Но усмехнулся народ:”Слишком уж серьёзен.
Так он от нас далеко на высокой крыше,
Мы почти не слышим музыкы его”.

Припев: Тот же.

Время - судья и палач - нас казнило строго.
Город покинул скрипач, стал невесел город.
Где-то играл гитарист, а во тьме тревожной
Вдаль по бездорожью уходил артист.

Припев: Тот же.

- Как бы назвали? (Скрипач на крыше).

- Почему такое странное название? Оно отражает реальность или это метафора (образное сравнение)? (Это образное сравнение).

- Как вы его понимаете? Почему авторы дали песне такое название? На этот вопрос мы ответим после того как разучим песню.

Разучивание: припев, 1-3 куплеты. Обратить внимание на длинные звуки окончаний. “Ах, как играл музыкант!” - восхищение.

- В какой мир звал? (“Звал своей скрипкою он в мир святой и чистый…”)

- Есть ли противопоставления? (Да. Скрипач и гитарист; На крыше и на земле). Исполнение.

- Какова же главная мысль произведения? (Скрипач играл музыку высокую, заставляющую людей мыслить, а гитарист играл музыку лёгкую, понятную всем).

- Вот об этих двух типах музыки мы и будем с вами говорить на уроках второй четверти: о музыке лёгкой и музыке серьёзной. (на доску таблицы).

- Вспомните слова песни в последнем куплете: “Город покинул скрипач, стал не весел город”. Почему невесел, ведь горожане не понимали его музыки? (Наверно скрипач успел заронить в них любовь к серьёзной музыке, они незаметно для себя приобщились к ней).

- Герой Джека Лондона Мартин Иден, простой рабочий парень, впервые услышал в исполнении знакомой девушки по имени Руфь классическое произведение. Каким же образом оно подействовало на него? (Зачитать фрагмент из романа Д. Лондона “Мартин Иден”).

“Это было совсем не похоже на звуки разбитого пианино, которое он слышал на матросских танцульках, или на оглушительную медь духового оркестра… Он не находил в игре девушки того простого и чёткого ритма, к которому привыкло его ухо. Иногда ему казалось, что он поймал ритмический рисунок, и он уже готов был подчинить ему строй образов, вставших перед ним, но тотчас же снова терялся в хаосе звуков…

Игра Руфи ошеломила Мартина, подействовала на него, как жестокий удар по голове, но, ошеломив и сокрушив, в то же время всколыхнула его душу”.

- Можно ли сразу, без подготовки понять и прочувствовать музыку серьёзную? (Не всегда. Для постижения серьёзной музыки необходима подготовка).

- Какая музыка в наши дни звучит чаще? (Легкая).

- А какой музыки мы слушаем больше на уроках? (Серьёзной). Почему? (Чтобы стать человеком духовно развитым, умеющим мыслить, рассуждать не только о делах житейских, но и о более серьёзных проблемах).

- Какие произведения, относящиеся к музыке серьёзной, мы с вами слушали на уроках первой четверти? (Перечисляют).

- А кто помнит это произведение?

Наиграть фрагмент Токкаты и фуги d-moll И. С. Баха.

- О чём написал Бах, какова главная идея его творчества в целом? (В его музыке воплотилась идея вселенской гармонии, гармонии мира, человека).

- Послушайте, что услышал в музыке Баха поэт Н. Ушаков.

Читаю стихи Николая Ушакова “Бах”.

Мне дорог Бах…
Ну, как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!

(Поэт услышал равновесие страстей, всеобъемлющую совесть, повесть о брошенной в века душе).

- Услышим ли мы с вами то же самое, что и поэт?

Звучит обработка Токкаты и фуги d moll в исполнении “Оркестра золотого света”.

- Понравилось? (Не совсем). Почему? (Не похоже на музыку Баха, хотя мелодия та же). Мелодия осталась, а что же изменилось? (Изменился образ, чувства, мысли). Да, оставив мелодию неизменной, музыканты лишили музыку Баха самого главного – авторского образа, души музыки. Из серьёзного философского произведения оно превратилось в музыку лёгкую, развлекательную: облегчённость чувства, мысли.

- Давайте послушаем фрагмент из Токкаты Баха в оригинале, а вы, слушая, прочитайте в карточках высказывания разных людей о музыке и выберете то, которое, наиболее созвучно с вашими представлениями о лёгкой и серьёзной музыке. Обоснуйте свою точку зрения.

Раздаю карточки с цитатами:.

“Между лёгкой и серьёзной музыкой не лежит непереходимой грани, но во всяком искусстве, будь то литература, живопись, скульптура или музыка, самое глубокое по мысли и чувству, самое ценное по красоте художественного воплощения, лежит в области серьёзного”.

Т. Попова.

“Истинная цель искусства лежит в служении нравственнос