Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Описание природы. Зима" (урок развития речи)

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Познакомиться с особенностями текстов описания природы: композиция, языковые средства, стиль речи, связь предложений в тексте.
  2. Подготовиться к написанию миниатюры, используя личные наблюдения; в качестве образца произведения признанных мастеров слова, иллюстрации и репродукции картин художников.
  3. Продолжить работу над развитием творческих речевых способностей и воспитания чувства прекрасного у учащихся.

Оформление урока:

1. Эпиграф:

. . . Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова…действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать.

К. Паустовский.

2. Цветные фотографии зимнего пейзажа, иллюстрации, репродукции картин художников, рисунки учащихся.

3. Фонограмма. Альберт Ниеман “Ноктюрн для арфы”, Клод Дебюсси “Арабеска”.

4. На партах – тексты с описанием зимней природы, подготовленные учениками; фотографии, иллюстрации зимнего пейзажа.

Оформление доски:

цвет,

краски

нетронутая белизна снега; сиреневый; золотисто-розовый; голубой, густо-синий в тени;

опаловый в лунную ночь; переливающийся звездами; ослепительно-блестящий на солнце

снежный покров воздушно-легкие снега; воздушная пышность; глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый
звуки сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки; звенел, хрустел…

Ход урока

1. Вступительная беседа с классом.

- Тема нашего урока “Описание природы. Зима”, то есть описание зимней природы. С типом речи - описанием - мы уже знакомы: описывали предмет, животное.

- Что лежит в основе описания?

С описанием природы мы тоже встречались, как частью повествовательного текста. Помните, “Первый снег” К. Паустовского (изложение): “Белый и ровный снег наполнял комнату…”.

А сегодня цель нашего урока – познакомиться с особенностями описания природы, подготовиться к написанию сочинения-миниатюры – описание зимнего пейзажа.

- Что значит миниатюра?

Обратите внимание на стенды, где представлены репродукции картин, фотографии, иллюстрации зимних пейзажей, рисунки ваших сверстников. Многие художники писали “зимние, снежные” картины. Художник не просто рисует на картине зиму, снег – он передает с помощью красок своё отношение к природе.

Работа с текстами.

У вас на столах тоже есть иллюстрации, они вам сегодня пригодятся.

А сейчас посмотрим, как можно словом передать красоту зимнего пейзажа.

- Приведите примеры описательных текстов.

- Расскажите, по каким признакам вы узнаете описание.

(Дети читают приготовленные тексты, 1-2)

Вывод: Композиция описания – представлен объект речи, затем его признаки (каков он?). Вывод может быть намечен автором и делается читателем.

- Какую картину вы представляли, когда слушали текст описания?

- С помощью чего это стало возможно? Какие языковые средства использовал автор?

(Сравнение, метафоры, эпитеты, слова в переносном значении…)

Вывод: Итак, языковые средства отличаются выразительной силой в передаче мыслей и чувств, общий взволнованный характер описания, красочность изображения – все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину.

Все перечисленное - это признаки какого стиля речи? (Художественного)

Вывод: Если мы хотим передать личное отношение к конкретному предмету, явлению, то у нас скорее всего создается художественное описание.

- Посмотрите на свой текст.

- Как предложения связаны между собой?

(Вспомним, что называется цепной и параллельной связью).

У кого нет своих текстов, обращайтесь тексту упражнения № 254.

Вывод:

- Каким способом можно связать предложения в описаниях природы? (Цепной и параллельной)

Прочтите текст (1 ученик)

Итак, зимняя природа.

(По ходу открывается доска со “снежными” словами)

- Какие цвета преобладают зимой?

- Какое настроение создается красками зимы?

- Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?

Эти словосочетания помогут вам в работе.

- Какие части речи преобладают? (Прилагательные, причастия)

Для того, чтобы описывать природу, надо её наблюдать.

Любил природу и умел наблюдать Михаил Михайлович Пришвин.

Послушайте его миниатюру “Первый мороз” (наизусть читает ученик)

- Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали бы к этой миниатюре?

Примерные ответы учеников:

- Ночь (молчаливое течение ночи, величавое)

- Первый мороз (изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого всё кажется седым)

- Солнце и обильная роса как алмазы

- Королева – сосна.

(В ходе словесного рисования ученикам предлагаются вопросы, активизирующие их внимание к деталям картины, к языку описания)

- Как писатель дает нам почувствовать: первый мороз был легким, нестрашным? (Лужи не замерзали, явилось солнце - и всё обдалось сильной росой)

Следующая миниатюра – “Зимнее утро”. Ученик выразительно читает текст.

- Как писатель выразил своё отношение к рисуемой картине?

(Молодой собакой прыгала в груди моей радость)

- Почему он использует такое сравнение?

(Вероятно, потому что сам был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями; молодая собака выражает свою радость особенно бурно)

- Почему утро названо пушистым?

Подумайте, почему прилагательные в далеком, высоком (здании) употреблены здесь именно в таком порядке, а не в обратном?

(Наверное, по закону благозвучия)

Перескажите текст

Учитель:

- Мы прослушали и прочитали описания природы, созданные мастером слова. Читая или слушая любое из них мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую нарисовал автор.

- Почему?

Вспомним, как отвечает на этот вопрос К. Паустовский? (Упражнение 222)

А сейчас вам предстоит самим написать зимнюю миниатюру, опираясь на иллюстрации, которые приготовили, личные наблюдения и воспоминания.

Для того, чтобы вы более ярко и образно передали свои мысли, я негромко включу музыку. Она поможет вам быть точными, сделает вашу речь выразительнее.

Ученики работают 5-7 минут.

Чтение и обсуждение зимних миниатюр, написанных учениками.

Критерий оценки: видел ли автор “за словами то, о чем писал”?