Природные зоны России в произведениях русских писателей и поэтов

Разделы: География, Литература, Внеклассная работа


Географический вечер, который проводится после изучения темы “Природные зоны России”

Цели вечера:

  • Закрепить знания о природных зонах России, научить ребят видеть межпредметные связи, (в данном случае “литература – география”), использовать знания о своем регионе.
  • Развитее коммуникативных и лидерских навыков, творческих способностей, умения работы в едином коллективе и в инициативных группах.
  • Воспитание любви к России и своей малой родине – Якутии.

Форма организации: Творческие группы.

Оборудование: Мультимедийная система для проецирования фотографий, магнитофон и аудиокассета с записанной звуковой дорожкой вечера, на стенf[ – стенгазеты, сделанные учащимися по природным зонам России, костюмы для участников представления, а также необходимые декорации для каждой из сцен.

Подготовительный этап работы:

Инициативные группы учащихся находят материал о природных условиях каждой из природных зон России, а также литературный материал с описанием природы, который потом классифицируется по принадлежности к той или иной природной зоне. Делается монтаж аудиозаписи, которая звучит в течении всего вечера, при этом обязательно учитывается время действия каждой из сцен. Ребята не занятые в вечере рисуют стенгазеты, посвященные определенной природной зоне.

Действующие лица:

  • Редактор газеты
  • Журналисты (6 человек)
  • Секретарь газеты
  • Оленевод
  • Геологи (2 человека)
  • Альпинист

Сцена 1 - редакция

(Кабинет редакции журнала “Лик”, идет заседание редакционного совета)

Редактор: Наше сегодняшнее собрание обусловлено тем, что рейтинг нашего журнала медленно, но верно ползет вниз. Как показал спрос общественного мнения – нужно быть поближе к природе.

Журналист 1: В моде все натуральное.

Редактор: А потому, с целью написания серии научно-популярных статей, вы отправляетесь в командировку от редакции.

Журналист 1: И при том очень далеко.

Журналист 2: Куда?

Журналист 1: Подальше.

Журналист 2: Что вы хотите сказать, что к белым медведям на север или в тундру нас сошлете?

Редактор: Да.

Журналист 2: О нет!

Редактор: Не нет, а да. Все необходимое получите у завхоза.

(Звучит песня “Я не знаю где встретиться…”)

Сцена 2 - тундра

(В темноте около костра сидят постепенно замерзающие журналисты в походном одеянии и пытаются сварить ужин, на сцену проецируется изображение костра, звучит песня “Увезу тебя я в тундру”)

Журналист 1: Это все наш редактор – ведь взбредет же в голову отправить нас в такую жуть-в тундру, на мерзлоту, в Якутию. Другие на Кавказе отдыхают, а мы, для разнообразия в тундре – у костерка.

Журналист 2: Да уж, небо весь день и то, подстать настроению, хмуро, вечно покрыто облаками и в воздухе мыться можно. Зачем душ, если вода кругом в воздухе.

Журналист 3: И под ногами хлюпает: болото, мох как губка, напитанная водой, кустики какие- то понатыканы.

Журналист 2: Которые, кстати, как липучки какие-то цепляются к штанам и рвут их.

Журналист 1: Да… ничего себе командировочка – серость, сырость, вокруг ни деревца, да и дубак такой, что хоть волком вой. А под ногами – вечная мерзлота.

Журналист 2: Ну что вы разнылись. Я вот тут специально для поднятия боевого духа в книжках покопалась перед отъездом, ну и нашла…

Мчусь тундрой, белыми снегами,
Куда олень меня везет,
И юкагирскими огнями
Вдруг озарился горизонт.
На небе, где столпились звезды,
Возникло много ярких дуг,
Как будто где-то вспыхнул воздух,
Вдруг осветилось все вокруг.
Внезапно стал румян.
Красивые большие волны
Забушевали надо мной,
Путь указуя, звали словно
Людей на север мой родной.

Журналист 3: Все б тебе по книжкам рыться, а ты вокруг-то посмотри, благо ночь светлая, мне ж на пленку снять нечего, кроме мышей этих местных – леммингов ни зверушки ж нету…

Журналист 2: Нет, ну если присмотреться, то на горизонте можно увидеть и оленей. Прямо картинка “так вот ты какой - северный олень”. Только во множественном варианте – целое стадо.

Журналист 1: Мне кто-то говорил, что тундра – это песнь оленеводов.

Журналист 3: Вот и он – вспомни появится, пригласить бы надо.

(На сцене появляется “местный житель”, журналисты пытаются завести разговор и расспрашивают его про оленей, в ходе беседы “оленевод” рассказывает о северном олене:

Северные олени интересны как пример замечательного приспособления к жизни в суровых условиях. Северные олени не проваливаются в снег, потому что у них широкие копыта, которые помогают свободно передвигаться даже по болотам и топям. Шерсть у северных оленей тоже особенная: у всех животных волоски у основания толще, а на концах – тоньше. У оленей же – наоборот. Благодаря этому шерстинки плотно прилегают друг к другу и даже во время сильного ветра надежно защищают оленя от холода. Шерсть служит оленю и “спасательным поясом”: северные олени хорошо плавают, потому что волосинки внутри пустые. Это особенно необходимо оленям во время их весенних и осенних переходов, когда может встретиться большая река. Нередко и пурга застает оленей в пути. В таких случаях стадо сбивается плотней (кочуют олени всегда стадом, иногда очень большим – по несколько тысяч голов) – плотным табуном идти теплее. Ну, а если олень отстал? Во время пурги – верная гибель! И на этот случай у оленей есть специальное “приспособление”. При движении оленей далеко вокруг слышно сухое потрескивание – это сухожилия ног трутся о кости и издают такие звуки. Их услышит отставший и найдет стадо. Жители Севера давно оценили замечательные качества оленей: их теплый мех, крепкую кожу, вкусное мясо. Однако охотиться на северных оленей нелегко: они чутки, осторожны, быстры в беге. С давних пор народы Севера разводят домашних оленей, и они заменяют им всех домашних животных: и овец, и коров, и даже лошадей; оленьи и собачьи упряжки были до недавнего времени единственным транспортом на севере. Запряженный в легкие санки олень бежит со скоростью 10 км в час и везет груз в 100 кг.)

Журналист 1: А где ж мы про травку-муравку местную разузнаем…

Оленевод: В тундре растут: зеленые мхи, кустарники брусники, голубики. Грибов много, их хорошо видно; благодаря прохладному климату, грибы долго остаются не червивыми. Для грибников тундра – “настоящий” рай. При движении на юг, деревьев становится побольше.

(Разговор затухает, в зале полное затемнение, звучит песня “Под крылом самолета”)

Сцена 3 – тайга

(Журналисты пытаются пробраться сквозь заросли, на сцену проецируется изображение густых таежных зарослей)

Журналист 2: Вот бы все-таки понять, чем же мы так насолили нашему начальству. Мало того, что в тундре гнус заел…

Журналист 1: Не съел?

Журналист 2: Нет, не съел, здесь комар доест. Так вот…мало гнуса, теперь мы в его компании “гуляем” по этому огромному хвойному царству разнообразия: лиственница, ель, сосна. Я, кстати, где уже это читала…

“Седая тайга!

Седая, потому что она древняя и мудрая, как многоопытный воин-охотник или мудрец – сказитель.

Седая тайга! Это наш родной дом, наша любовь и утешение.

Тайга – родной дом?

Да! И в прямом и в переносном смысле. В тайге мы и трудимся. Тайга укрывает нас от холодных ветров.

Я люблю подниматься над якутской тайгой на быстрокрылом самолете. Самолет летит час, другой, третий, четвертый, а тайге нет конца и края. На тысячи километров раскинулась она – от южных границ Якутии до полуостровов тундры.

Под крылом самолета на солнце бесчисленные озера поблескивают, словно драгоценные камни, извилистые ленты полноводных рек сверкают, как алмазные нити, на зеленом бархате лесов. А громады гор, а долины и аласы!

А как хороша тайга вблизи!

Стройные и крепкие, как дубы, тянутся ввысь лиственницы. Не отстают от них и медноствольные сосны. Молчаливо застыли темно – зеленые ели. Выше всех поднимаются горделивые кедры, ветки которых гнутся под тяжестью плодоносных шишек. Шелестят шелковистой хвоей пихты. Красуются серебристые тополя и нарядные березы. Берега рек и озер, просторы аласов украшают задумчивые ивы. Карликовые березы образуют непролазные чащобы – аяны. А янтарь брусники, небесная голубизна голубицы, рубиновые и темно – мраморные гроздья красной и черной смородины, розовые россыпи земляники!”

Журналист 1: Нужно во всем видеть плюсы, как этот якутский автор, ведь теперь вокруг деревья.

Журналист 3: И потеплее как-то.

Журналист 2: Чувствуется, что движемся на юг.

Журналист 1: Но говорят, что зимы здесь очень даже не очень – холоднее, чем в тундре, так как океан не греет.

Журналист 3: Теплее - холоднее какая разница все равно под ногами болото.

Журналист 2: Тебя должна согревать мысль о торфе – его здесь огромные залежи. И, кстати, здесь же у нас самые огромные месторождения газа и нефти и тут полно нефтяников и геологов. Как вам девочки перспектива встретить в темном лесу пару “темных” мальчиков?

Журналист 3: Артем, а ты у нас провидец – вот и они.

(На сцене появляются два геолога, в ходе беседы с которыми геологи рассказывают, что нефть и газ скорее всего будут там где долгое время накапливались осадки. Поэтому наличие мощного осадочного чехла является важным поисковым признаком. Известно, что нефть и газ предпочитают пористые проницаемые породы. Обнаруженные на поверхности или вскрытые на глубине буровыми скважинами, они тоже могут навести на след.

Чтобы “охота” на подземные залежи не стала бесконечно долгим и дорогим процессом, а приносила действительно значимые результаты, и стоила как можно дешевле, ее проводят в два этапа. Первый этап – поисковый, проводятся в большом объеме геолого-геофизические исследования. На втором этапе бурят разведочные скважины.

На территории России крупнейший нефтегазоносными районами являются: Западная Сибирь (наиболее крупный), Волго – Уральский (второй по значению в России),северный Прикаспий, Тимано-Печерский, Восточно – Сибирский, в т.ч. и Ленно – Тунгусская и Ленно – Вилюйская нефтегазоносные провинции, расположенные на территории Якутии, с крупнейшими месторождениями Иреляхским, Средне – Ботуобинским, Тасюряхским, Талаканским).

Сцена 4 – редакция

(Редактор в нервном напряжении мечется по кабинету, секретарь записывает за ним его слова)

Редактор: Нужно что-то делать с нашими ребятами в экспедиции

Секретарь: Никакой продуктивности. Что это такое: очерки и фотоработы по тундре и тайге пришли вместе. Там что нет почты?

Редактор: Есть, конечно, только не особо хорошо работающая.

Секретарь: Нужно посылать новеньких.

Журналисты 4 и 5: Вызывали?

Редактор: Заходите. Вы отправляетесь в экспедицию по лесам и степям Русской равнины, ну а там и на Кавказ заглянете. Не забывайте вовремя посылать материал.

Сцена 5 - широколиственный лес

(На сцену проецируются фотовиды Русской равнины, звучит песня “Волга”, уже новые журналисты шагают по сцене)

Журналист 4: Нет, ты видел тех троих?

Журналист 5: Кого?

Журналист 4: Да тех, кто в тундру и тайгу командирован был – все изъедены комарами, простывшие – жуть!

Журналист 6: Ты сочувствуешь им или смеешься? Если смеешься то, извини, но насмешки здесь излишни. Между прочим, они большую часть страны отпахали, а нам теперь предстоит лишь прогулочка по Русской равнине, которая почти вся видоизменена человеком. Везде встречаются поля да поселения, да и к Москве поближе.

Журналист 6: По сравнению с ними у нас рай, а не командировка.

Журналист 5: Светло, тепло и почти сухо.

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мeртвой колотушкой.

Журналист 4: Родные березки, липа, осинки. Чудо, а не работка. Гораздо теплее

Журналист 6: Понорамки побогаче.

Журналист 4: Так же как и живности побольше.

Журналист 6: Произвожу съемку местности.

Сцена 5 - степь

(Журналисты на привале, отдыхают, звучит песня “Степь, да степь кругом..”)

Журналист 5: Степь, да степь кругом, путь далек лежит…

Журналист 4: Слушайте, обалдеть можно от ощущения простора - горизонт по циркулю обвести можно. Никакой холмик – не помешает.

Журналист 5: Ну ты еще полети от восторга. А я вот пить хочу. Суховато тут.

Журналист 4: Зато тепло.

Журналист 5: За что за то? Тепло и сухо – условия комфорта лишь для местных травок, но не для меня.

Справка

Журналист 4: Я вот все удивляюсь, как же все эти былиночки могут устоять под напором постоянных ветров?

Журналист 5: И не говори. Тань, еще не одного дня не было без ветра.

Журналист 6: Ветер не помеха. Особенно для сельхозработ, пшеница здесь растет – будь здоров! Для нее здесь все условия: тепло, чернозем класс, а уж что касается воды – то надо же чем-то людям заниматься, вот и занимаются поливом.

Журналист 5: Слушай, Паш, если ты такой умный объясни, зачем здесь деревья полосами среди полей насажены?

Журналист 6: Это защита от пыльных бурь, которые здесь довольно часты, да и снег зимой задерживают на полях, а то сдует, а его не так уж и много.

Журналист 5: Не понимаю, что в степи красивого, что в ней восхищало русских писателей…

(Вынимает книгу из рюкзака)

читаешь и диву даешься “Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!”

Сцена 6 - горы Кавказа

(Журналисты пытаются карабкаться в гору, на сцену проецируются фотовиды кавказских гор, звучит песня о Кавказе)

Журналист 6: Природа – это не математика и широтная зональность очень часто в природе нарушается в силу местных особенностей географической среды. Вот тебе и нарушение равнины – горные цепи Кавказа.

Альпинист: Чем выше в горы, тем все холоднее, как будто к северу перемещается, да и дышать труднее

Журналист 4: Внизу была степь – простор.

Альпинист: Потом будет лес, тайга.

Журналист 5: А там и тундра не далеко, т.е. высоко.

Журналист 4: Но все это с какой-то особенной грацией представляется на фоне гор.

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной.
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

Журналист 5: Это наше последнее задание. Завтра домой.

(Звучит песня “Домой…”)

Сцена 7 – редакция

(Все журналисты, редактор вместе обсуждают программу составления репортажей “О природе”, звучит песня “Я не знаю где встретиться …”)