Разработка занятия по элективному курсу на тему: "Алгебра плюс"

Разделы: Математика


ЦЕЛЬ: рассмотреть применение алгебраического аппарата для решения экономических и химических и физических задач.

ПЛАН:

1 этап. Решение устных задач.

2 этап. Решение экономических задач с применением формул простого и сложного экономического роста.

3 этап. Решение химических задач:

а) опыт;
б) написание химической реакции;
в) переход от реакции к составлению системы уравнений;
г) решение системы уравнений;
д) проверка результата решения.

4 этап. Решение физических задач с помощью рисунка.

5 этап. Подведение итога занятия.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

1. Устный счет. Плакат с заданиями (ребусы).

2. Слова Н. К. Крупской “Математика (основная наука) обрастает целым рядом прикладных наук и ... знание основ математики обличает овладение прикладными науками”

3. Формулы простого и сложного процентного роста.

4. Рисунок для решения физической задачи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 этап.

1. Вопросы классу.

Угадай, кто как зовется,
За день продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто .... (Товар)

Возьми ты первую из нот,
И к ней прибавь ты слово ход.
Получишь то, о чем мечтает любой,
Кто бизнес начинает. (Доход)

Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем стоили нитки.
Получил одни... (Убытки)

2. Работа по плакату (ребусы, приложение 1).

2 этап.

Работа в группах: 1 - экономисты, 2 – химики, физики.

На 2 этапе ведущую роль ведет 1 группа, 2 группа помогает и участвует в работе.

Каждому учащемуся даны задания (на листах задачи, приложение 2)

Решение:

№ 1 Sn = (1 + 10/100)4 * 2000 - 1,14 * 2000 = 2928,2 (руб.)

№ 2 1 а) (1 + 20*5/100) * 5000 = 10000 (руб.)

2 б) (1 + 20/100)5 * 5000 = 12 441,6 (руб.)

№ 3 Sn = (1 + 120/100) * 10 000 000 = 22 000 000 (руб.)

22 млн. рублей - 20 млн. рублей = 2 млн. рублей

№ 4 50 000 - 40 500 = 9 500 (руб.) 9500 / 40 500 * 100 % = 23,5 %

№ 5 Sn = bl*(q4 - 1) / q- 1 = 10 *(216-1)/1 = 10* 65535 = 655350 (руб.)

Переход к третьему этапу. Расшифруйте, что написано:

Вопрос (вода) еда

Опрос (.......) быт

(Опыт)

3 этап.

Для решения этой задачи (приложение 3) надо знать mzn и V газа. Узнаем это опытным путем. (Учащиеся проводят опыт).

Находим mzn взвешиванием, а V газа - опытом.

Составляем реакцию:

Zn + 2HCl=ZnCl2 + H2

2А1+6HCl=2AlCl3+3H2

Zn-x

Al-y

V= 22,4 х + 3/2 *22,4у

m = 65 х + 27у

m = М V =Мl = Мч / Мц

В систему подставляем данные m и V, и решаем систему. В конце проверяем, чему равна сумма х и у, она должна быть равной m.

4 этап.

Рассмотрим еще одну задачу из области физики: Кастрюля диаметром 26 см и высотой 15 см наполнена водой. Под каким минимальным углом к горизонту надо посмотреть, чтобы увидеть центр ее дна? Какова будет при этом кажущаяся глубина кастрюли – больше или меньше половины реальной глубины?

Решение:

Sin= OB/OC=0,655

Sin=1,33*0,655?0,871

=60?35’

Угол к горизонту =29?35’

Кажущаяся глубина будет равна ОД1

h1=O1Дctg=13*0,563=7,3 см < h/2

5 этап. Итог занятия.

Применение алгебраического аппарата для решения задач показывает, что надо повышать уровень знаний, как по математике, так и уметь применять их в других науках. Этот элективный курс помог еще раз убедиться, что математика прикладная наука “и естествоиспытателям нельзя быть, не получивши начальных знаний в математике...” (Менделеев Д. И.)