Семейный литературный клуб

Разделы: Организация школьной библиотеки


Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

Л. Жаркова, директор Российской государственной библиотеки в статье “Возвращение домой” замечает: “Реалии современной жизни диктуют новые условия – работа с семьей должна стать одним из главных забот библиотекаря”. Подобный вывод сделан не случайно, ведь именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, “зарождаются” истоки детской души и основы мировоззрения. Осенью 2005 года в школе № 9 г. Череповца на базе 4 “Б” класса (классный руководитель Корюкина В.А., воспитатель Горячева Е.В.) был создан литературный семейный клуб. Девизом которого стали слова А.С. Пушкина: “Чтение – вот лучшее учение”.

Основными задачами клуба стали: стремление раскрыть творческий интеллектуальный потенциал каждого участника, помочь в самовыражении, проявлении своих способностей. Через неформальное общение укреплять сотрудничество между семьей и образовательным учреждением.

Формой работы между семьей и библиотекой было выбрано проведение литературных игр. Выбор этот не случаен. Ведь именно игра позволяет лучше узнать: характер, привычки, организационные способности, творческие возможности учащихся и найти пути более правильного воздействия на каждого из них. Очень важно то, что игра сближает детей и взрослых. Помогает установить более тесный контакт, доверительные взаимоотношения.

Первая игра проходила в 2005 году и была посвящена произведению Жюль Верна “Дети капитана Гранта”. Известно, что данный писатель ценится не только как автор увлекательных приключений, но и писатель который проясняет цели исследования, помогает ученым в выборе жизненного пути и даже в известном роде является соавтором. Ученые – физики, химики, географы, астрономы, вулканологи. Исследователи космоса и океанских глубин проявляют интерес к Ж. Верну не только читательский, а вполне профессиональный интерес.

Поэтому при разработке игры были продуманы задания не только на общее знание книги “Узнай героя” “Выбери ответ” “Вопросы о Паганеле”, но и требующие внимательного, вдумчивого чтения без пропускания авторских отступлений и описаний природы (“Узнать страны”, “Распределить животных, птиц и растений с редкими названиями на три группы”, согласиться или опровергнуть утверждение: “так или не так”).

Сказать, что перед началом игры я испытывала волнение – не сказать ничего. Возникало множество вопросов. Захотят ли взрослые занятые люди потратить свой выходной на посещение школьных мероприятий? Не будет ли это посещение слишком формальным, когда родители предпочитают быть лишь в роли пассивных зрителей? Не окажутся ли вопросы и задания слишком трудными или наоборот, слишком неинтересными? К счастью, опасения не оправдались. В назначенное время пришли шесть семей. Дети и взрослые разделились на команды и игра началась. Было видно, как “ревностно” относятся команды к успехам друг друга. Как дети с удивлением отмечают, что они играют наравне с родителями. Более мелкие детали по содержанию лучше помнили дети. Там, где нужно мыслить логически, впереди оказались родители.

Следующая игра была посвящена 65-летию Победы и проводилась по книге В. Катаева “Сын полка”. В начале игры была рассказана история создания книги, об откликах на это произведение, “полке “сынов полка”. Затем команды отвечали на вопросы о героях, рассказывали о Ване Солнцеве, отмечали, как меняется его отношение к миру, решали “военный” кроссворд. Девизом мероприятия стала слова Е. Леца: “Любовь к Родине не знает границ”.

На третьем заседании клуба игра проходила по произведению В. Некрасова “Приключения капитана Врунгеля”. В отличие от первых двух игр, где все задания были литературного, интеллектуального плана, в игре по произведению В. Некрасова использовались элементы подвижных игр (“попади в шляпу”, “сиамские близнецы” т.д.).

Литературный клуб действовал в течение года. Его основными принципами стали: открытость – любой желающий мог посетить клуб, стать участником игры; добровольность посещения клуба; неформальность общения. После игр состоялись чаепития, на которых не только обсуждалась игра, высказывались отзывы, но и обсуждались темы взаимодействия семьи и школы, в процессе воспитания культуры чтения.

В 2006 году работу клуба было решено продолжить, но уже с первоклассниками. При проведении мероприятий для детей 6-7 лет следует учитывать психолого-педагогические особенности этого возраста.

Стремление к лидерству, неумение уступать, работать в команде, чрезмерно эмоциональная реакция на проигрыш, наивное эмоциональное отношение к книге, поэтому несколько изменились правила проведения игр. От соревнований между взрослыми и детскими командами перешли к соревнованию между семьями, изменились конкурсы, больше стало подвижных игр (“Возьми приз”, “Перейди болото”, “Картошка в ложке” и др.) появилась у клуба и своя четкая тематика. Если в четвертом классе использовались произведения –приключения, произведения научно-популярного характера и произведения о Великой отечественной войне и юмористическая литература, то в этом году все игр проводятся по сказкам советских, зарубежных писателей. Выбор не случаен. Л.П. Стрелкова в своей книге “Уроки сказки” замечает: “Те уроки, которые дает сказка – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка”.

С начала года были проведены две игры по сказкам братьев Гримм и по книге П. Ершова “Конек-Горбунок”. При подготовке к этим играм дети рисовали иллюстрации к произведениям.

В дальнейшем планируется провести игры по сказкам А. Пушкина и К. Чуковского.

Такое совместное сотрудничество библиотеки, школы и семьи помогает, как библиотеке, так содействует и повышению качества совместной работы, так и повышению роли семьи и школы в руководстве чтением.

Приложение 1

Приложение 2