Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме: "Лексикология как раздел науки о языке"

Разделы: Преподавание русского языка


  • приготовили хорошие связные рассказы;
  • подобрали высказывания о русском языке;
  • обобщили самостоятельно сделанные выводы по сказам П.П. Бажова.

На уроке ученики работали со словарями, наблюдали тесную связь между двумя предметами: русским языком и литературой – приобщались к краеведческому материалу.

Ход урока

1. Слово учителя.

В нашем домашнем задании было необходимо составить устный текст научного стиля о лексикологии. Поэтому наша тема: “Лексикология как раздел науки о языке”.

Цель нашего урока: вспомнить и обобщить все известное по данному вопросу, поработать со словом как основной единицей языка.

Слушаем рассказ Молчановой Кати, все готовят рецензию.

2. Рассказ ученицы.

Лексикология – это раздел науки о языке, в которой изучаются лексическое значение, употребление и происхождение слов. Лексика – это весь словарный состав нашего языка. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение.

Слова могут быть однозначными (иметь одно лексическое значение) и многозначными (иметь несколько лексических значений).

Помимо прямого лексического значение слова могут иметь переносное значение. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

3. Рецензия Морозова Димы.

Катя составила текст научного стиля, правильно изложила материал, но не привела примеры.

Слово учителя. Приведите примеры омонимов по вашим рисункам. На доске – выставка рисунков.

Ответ Тигровой Юли.

Большинство слов русского языка известны всему народу – это общеупотребительные слова. Диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются профессиональными.

Язык постоянно развивается и обогащается, в него вливаются заимствованные слова, появляются неологизмы (новые слова), а некоторые слова выходят из повседневного употребления, становятся устаревшими.

4. Фронтальная беседа.

  • Где мы можем узнать лексическое значение слова? (В Толковом словаре.)
  • Попробуйте по лексическому значению узнать слово.

Письменная принадлежность – графитная палочка, обычно оправленная в дерево. (Карандаш).

Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом. (Книга).

  • Попробуйте сами раскрыть лексическое значение.

Стул – род мебели для сидения со спинкой (на одного человека).

Тетрадь – сшитые листы чистой бумаги в обложке.

  • По своему словарику приведите примеры однозначного и многозначного слов.

Резиденция, язык.

  • Составьте и разберите словосочетания с каждым значением слова “язык”.

Коровий язык, русский язык.

  • Для чего нам нужен язык (средство общения)?

- Передавать свои мысли, чувства;
- общаться, разговаривать;
- учиться, передавать свои знания.

  • Каково значение русского языка? (Ребята приводят примеры высказываний).

- “Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа” (К.Д. Ушинский).
- “Русский язык необыкновенно богат” (В.Г. Белинский).
- “Русский язык выразителен, свободен и гармоничен” (В.К. Кюхельбекер).

  • Записываем это предложение и выполняем его синтаксический разбор. Выполняем фонетический разбор слова “язык”.
  • На русском языке говорят многие народы.

Поэтому эпиграф к нашему уроку:

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”. (И.С. Тургенев).

  • Да, мы должны бережно относиться к каждому слову, правильно употреблять их в речи, умело использовать синонимы. По “Словарю синонимов” вы выбирали цепочки слов. Прочитайте их.

- I. Писать (посредством графики), строчить, катать, царапать, марать, черкать, ч'иркать.
- II. Писать (создавать произведение), сочинять, слагать, складывать, кропать, стряпать, марать.
- Частица (незначительное количество), крупица, капля, капелька, кроха, крошка, малая толика.

Много (большое количество), немало, полн'о, полным-полно, (разг., усилит.) страсть, жуть, ужас, страху сколько, видимо-невидимо, хоть отбавляй, деть некуда, не счесть, без числа, бессчетно, пруд пруди, непочатый край, невпроворот, навалом, по горло.

  • В литературоведении есть такое понятие – градация – расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. (Понятие заимствовано из латинского языка, от “ступень, степень”).

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым…

Запишем это предложение. Выполним морфологический разбор слов: “жалею”, “белых”.

5. Игра.

Первая группа учеников называет слово, вторая подбирает к нему антоним. (Работа со “Словарем антонимов”).

В литературоведении есть понятие – антитеза (греч. “противоположение”) – стилистическая фигура контраста. Резкого противопоставления.

Смотрим на строки произведений М.Ю. Лермонтова, находим антитезу.

Смерть и бессмертье,
Жизнь и погибель
И деве, и сердцу ничто.
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем.

Объяснить правописание указанных орфограмм.

5. Домашнее задание. Дома вы самостоятельно подберете по одному примеру градации и антитезы из произведений художественной литературы.

6. Слово учителя.

Мы с вами говорили о разных пластах языка (словах заимствованных, профессиональных, устаревших и т.д.). Из словарика вашего учебника приведите примеры таких слов.

- Лилейный (устар.). Белый.
- Ломберный (стол) (устар.). Предназначенный для игры в карты.
- Мазунчик (укр.). Смазливый молодой человек.
- Марафонец (спорт.).