Конспект урока на тему: "Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина "Старая черепаха")". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ произведения, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;
  • развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;
  • воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов.

Оборудование: работы учащихся (рисунки, коллажи, исследовательские работы, сочинения), оценочные листы.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Форма урока: защита проектов.

В основе урока – метод проектов.

Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделились на группы и выбрали себе задания:

Тема “Нравственный выбор Васи”

Подтемы в теме проекта Состав творческой группы Вопросы для раскрытия подтемы Форма выражения итогов проектной деятельности
Вася – главный герой рассказа. Ванеев Д.,

Бузулуков Д.,

Журавлева М.,

Скороход Р.,

Холоднов М.,

Ярцева М.,

Федоров Н.

Портрет литературного героя. Чего хочет Вася и как ведет себя при этом? (Примеры из текста) Какие черты характера раскрываются в поступках Васи? Как меняется душевное состояние мальчика? (Сравнить, сделать выводы, опираясь на текст.) Отношение автора к Васе (Лексическая работа). Словесное рисование, рисунок-портрет. Инсценировка фрагментов рассказа.

Устное выступление.

Исследовательская работа.

Проблемы, поставленные в рассказе. Бобылева Н.,

Обухова И.,

Ифутина К.,

Рычкова Т.,

Васильева В.

Как автор изображает черепаху и почему? Почему Вася решил вернуть себе черепаху? Как он приходит к этому решению? Почему в начале рассказа автор называет поступок мальчика свершением, а в конце – подвигом? Почему автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?

“Старый друг лучше новых двух”?

“Мир существует для тебя, но и ты для мира”?

Объяснить значение слов “нрав”, “нравственность”, “нравиться”. Что в них общего?

Коллаж “Милосердие”.

Коллаж “Свершение – подвиг”.

Сочинение.

Сочинение.

Письменный ответ на вопрос.

Особенности композиции рассказа. Карпукова О.,

Самигулин Э.,

Орехова А.

Традиционно ли построение рас-сказа? Определить его части. Вспомнить известные стилистичес-кие приемы. Подумать, какой стилистический прием лежит в основе рассказа. Привести аргу-менты. Объяснить роль данного стилистического приема. Исследовательская работа

Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась во внеурочное время. Здесь представлены материалы, подготовленные учащимися.

Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.

Ход урока.

I. Объявление темы урока.

Выступление первой творческой группы.

К доске выходит ученик.

- Я Вася. Мне всего 6 лет. Я маленький, худенький мальчик. В книге нет описания моего портрета, поэтому читатели представляют меня по-разному: кто – светлым, кто – темным (показывает на рисунки с его портретами). Автору важно было показать не внешность, а характер. А характер мой изменился после одной истории. Вот как это начиналось. Я пришел с мамой в зоомагазин… (Ученики инсценируют эпизод рассказа)

Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.

Продолжение сценки.

Дальнейшее выступление ученицы:

- Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.

Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи?

Проект ученика “Душевное состояние Васи”.

- Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью.

Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.

В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.

Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.

Выступает II группа учащихся.

Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске:

Проблемы

- милосердия

- совести

- долга

- подвига

Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”.

Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?”

Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме.

Ученица: следующая проблема, сформулированная автором, - это вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира?”

Чтение сочинения-рассуждения по данной проблеме.

Учитель: а как перечисленные проблемы связаны с темой урока? Чтобы это понять, обратимся к словарику. (Разворачивается доска, где записаны определения слов “нрав”, “нравиться”, “нравственность”. Ученица объясняет значения слов – класс пишет в тетрадях). Делается вывод о том, что значения однокоренных слов связаны с правилами поведения человека в обществе.

Учитель: то, о чем мы говорим: душевное состояние Васи, его поступки, проблемы произведения – все связано с нравственностью, а значит с темой урока.

Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.

Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?

Ответ: солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

Учитель: мы часто, помимо главного героя, называем автора. Какую роль играет автор в произведении?

Ответ: автор объясняет поведение героя, помогает понять душевное состояние мальчика, отношение самого автора к нему.

Проект “Отношение автора к Васе”.

В начале рассказа автор описывает Машку глазами мальчика, который хочет избавиться от своего маленького друга. Поэтому перед нами предстает не черепаха, а как говорит автор, “что-то”, словно бы ненужная вещь (цитата). В описании черепахи нет любви, об этом говорят метафоры: “приплюснутая голова”, “мертвая птица”. Рисуя черепаху глазами Васи, автор тем самым заставляет задуматься о главном герое, какой он человек. Очевидно, сам автор им недоволен. Вася совершил проступок и стремиться исправить его. После бессонной ночи, когда открылась мальчику истина, мы видим иное отношение автора к герою. Если, отдав Машку, Вася проявил бессердечность, то в конце рассказа в тексте появляются фразы, говорящие о его милосердии: “Ответ был в его растревоженном сердце”, “Нет” - сказало Васе его новое, мягкое, горячее сердце”, “…защемило сердце мальчика”.

Учитель: ребята, в своих проектах вы все отмечаете, что Вася в начале рассказа один, а в конце – другой. Давайте посмотрим, а связано ли содержание рассказа с его композицией?

Проект “Особенности композиции рассказа Ю. Нагибина “Черепаха”

- В основе рассказа прием антитезы. Противопоставлены черепахе: старая, ставшая ненужной Машка и молодые резвые маленькие черепашата. Противопоставлено отношение к ним как мальчика, так и его мамы. В начале рассказа Вася перед нами безответственный человек, а в конце в нем появляется “неотвратимое веление, название которого – долг”. Взаимоотношение главного героя с мамой также противоречивы. Вася никогда ни в чем не знал отказа, а теперь ему мать отказала. На приеме антитезы построены и взаимоотношения мальчика с природой (цитата). Противопоставлены и поступки Васи, поэтому в начале рассказа автор называет его поведение “едва ли не самым трудным испытанием”, а в конце – “первым добрым подвигом Васи”.

II. Подведение итогов:

  • заполнение учащимися индивидуальных карт, в которых они оценивают свою деятельность.
  • совместное обсуждение работ учащихся.

III. Домашнее задание: составить кроссворд к рассказу “Черепаха”.