Урок-исследование по теме: "Графические редакторы"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Данный урок относится к области информационных технологий, является первым в разделе “Технология обработки графической информации”, рассчитан на 2 спаренных учебных часа. Материал урока вводит учащихся в мир компьютерной графики. Безусловно, это область, которую хочется реально увидеть, а не слушать разговоры о ней. Поэтому большее значение для учащихся имеет возможность практической работы по созданию графического изображения и его простейших преобразований.

Урок построен в технологии создания проблемной ситуации для учащихся на этапе познавательной мотивации, обеспечивающую необходимость проведения исследования “Что такое графические редакторы?” через практическую работу на компьютере.

Поиск решения проблемы проводится в малых группах (по 3 человека) с использованием дидактического материала, на основании которого учащиеся создают и редактируют графические изображения: растрового типа – 1-я и 3-я группы, векторного типа – 2-я и 4-я группы. Сравнение результатов практической работы помогает учащимся связать факты, обменяться ими: 1-я и 3-я группы – рассматривают результаты практической работы 2-й и 4-й группы, и соответственно, 2-я и 4-я группы – рассматривают результаты практической работы 1-й и 3-й группы. Соотнесение “своего” результата и “чужого” вызывает необходимость продуктивной мыслительной деятельности учащихся, что позволит сформулировать вывод на этапе организации информации.

После подведения итогов урока и его рефлексии возникает новая проблема – какова технология работы в графических редакторах? Такое развитие событий способствует постановке новой проблемы и процессу поиска ее решения, а значит и нового интересного урока. 

Класс

8

Тема урока:

Графические редакторы

Цели урока:

 

Познавательная

(обучающая)

Создать условия для формирования учащимся представлений о технологии обработки графической информации на компьютере путем знакомства с типами графических редакторов

Воспитательная

Создать условия для повышения информационной культуры учащихся путем знакомства с разновидностями компьютерных технологий обработки графических изображений.

Развивающая

Создать условия для развития критического мышления учащимся путем классификации типов графических редакторов.

Создать условия для развития логического мышления учащимся путем исследования типов графических изображений.

Создать условия для развития творческого мышления учащимся путем сравнения результатов исследования типов графических изображений.

Задачи урока:

Задачи на учащегося

Критерий достижения

Инструментарий

  1. Знать, что такое ГР и его назначение
Знает, что такое ГР и его назначение Задание 1
  • Знать типы ГР
Знает типы ГР Задание 2
  • Знать основные возможности ГР
Знает основные возможности ГР Задание 3
  • Знать типы компьютерных графических изображений
Знает типы компьютерных графических изображений Какими бывают компьютерные графические изображения?
  • Уметь работать по предложенному алгоритму
Умеет работать по предложенному алгоритму Задание 1 исследовательской работы
  • Уметь сравнивать полученные результаты исследования
Умеет сравнивать полученные результаты исследования Таблица в исследовательской работе
  • Уметь обобщать, делать выводы
Умеет обобщать, делать выводы Задание 2 исследовательской работы
  • Выявлять достоинства и недостатки растровой и векторной графики
Выявляет достоинства и недостатки растровой и векторной графики

Перечень

учебных демонстраций:

  1. Презентация “Проблемный вопрос” – <Приложение 5>.
  2. Презентация “Компьютерные графические изображения” – <Приложение 6>.

Оборудование урока:

  1. Принтер.
  2. Графические редакторы: MS Paint (растровый редактор), Flash (векторный).

Использованная литература:

Н.Угринович. Информатика и ИТ. 2003. §§7.1., 7.2.1.

Раздаточный материал:

“Растровое изображение – какое оно?”:

задание 1 – <Приложение 1>,

задание 2 – <Приложение 4>.

“Векторное изображение – какое оно?”:

задание 1 – <Приложение 2>,

задание 2 – <Приложение 3>.

Домашнее задание:

§§7.1., 7.2.1.,читать конспект, выполнить задание в тетради.

Структура урока:

Этапы урока

Отведенное время

  1. Познавательная мотивация. Постановка проблемы.

10’

  • Исследование.

40’

  • Обмен информацией.

10’

  • Организация информации. Обобщение.

5’

  • Применение.

10’

  • Рефлексия.

3’

  • Домашнее задание.

2’

Ход урока:

 

1. Познавательная мотивация. Постановка проблемы

При изучении нового раздела “Технология обработки графической информации” следует отталкиваться от интуитивных представлений о графических объектах, имеющихся у учащихся. Целесообразно учителю вести беседу в форме диалога, задавая учащимся вопросы, на которые они могут дать ответ. Беседу, например, можно вести следующую:

Учитель: В своей повседневной жизни мы постоянно имеем дело с различными объектами. Этим обобщающим словом можно назвать все, что нас окружает. Каждый объект обладает некоторыми свойствами, или признаками, по которым его можно отличить, сравнить, установить взаимосвязь между ним и другими объектами. Объект может сам выполнять или над ним можно совершать некоторые действия.

При работе на компьютере мы имеем дело со специфическими объектами – компьютерными. Назовите знакомые компьютерные объекты.

Учащиеся: Мы уже познакомились с основными объектами Рабочего стола в среде Windows: папка, файл, окно, меню.

Учитель: Компьютерные объекты называются привычными словами, взятыми из повседневной жизни. И признаки, и действия, и вид у компьютерных объектов схожи с привычными, повседневными. Например, объект “окно” имеет свои составляющие: строка заголовка, рабочая область, линейка прокрутки, кнопки. Чем отличаются компьютерные объекты от реальных?

Учащиеся: Разница лишь в том, что их нельзя взять в руки. Они графические. Мы можем видеть их на экране монитора и управлять мим при помощи манипулятора.

Учитель: Перечислите графические объекты, окружающие нас.

Учитель ведет беседу с учащимися в форме диалога, в результате которой происходит демонстрация презентации (<Приложение 5> – слайд 1).

Учитель: Как создаются эти графические объекты?

Учащиеся: При создании графических объектов в жизни мы берем новый лист бумаги, инструменты, палитру красок и рисуем.

Учитель: Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроках?

Учащиеся: Как создаются компьютерные графические объекты.

Учитель сообщает учащимся, что начинается изучение нового раздела “Технология обработки графической информации”.

Учитель: Мы знаем, что компьютер является моделью человека, работающего с информацией. Значит, компьютер может работать с графической информацией. Тогда нашу схему можно дополнить “Графические объекты” “Компьютер” (<Приложение 5> – слайд 2).

Учитель: Эти объекты совместимы?

Учащиеся: Да.

Учитель: Как это изобразить в схеме?

Учащиеся: Поставить знак “+”

В процессе беседы с учащимися образуется схема “Графические объекты” + “Компьютер”

Учитель: Что означает “компьютер” в схеме?

Учащиеся затрудняются дать аргументированный ответ.

Учитель: Итак, возникла проблемная ситуация – необходимо закончить данную схему:

“Графические объекты” + “Компьютер = ?”

Учащимся предлагается разрешить проблемную ситуацию путем проведения исследования.

2. Исследование

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы.

Работа в группе состоит из двух этапов:

1 этап – Проведение исследования предложенного задания:

группе 1 и 3 – “Растровое изображение – какое оно?”, задание 1 (<Приложение1>);

группе 2 и 4 – “Векторное изображение – какое оно?”, задание 1 (<Приложение2>).

Результатом исследования является заполненная таблица.

2 этап – Формулирование выводов исследования.

Группы обмениваются результатами исследования (заполненными таблицами) и отвечают на поставленные вопросы в задании:

группа 1 и 3 – “Векторное изображение – какое оно?”, задание 2 (<Приложение3>);

группа 2 и 4 – “Растровое изображение – какое оно?”, задание 2(<Приложение4>);

Результатом этой работы является сформулированный вывод.

3. Обмен информацией

Заслушивается отчет групп о проделанной работе. В ходе отчета учащиеся формулируют вывод по вопросу:

“Растровое изображение – какое оно?” – группа 2 и 4;

“Векторное изображение – какое оно?” – группа 1 и 3.

4. Организация информации. Обобщение

Учитель: Итак, проблемной ситуацией нашего урока являлась незаконченная схема:

“Графические объекты” + “Компьютер = ?”.

Используя результаты исследования, дополните данную схему.

Учащиеся в группах отвечают на поставленный вопрос этапа мотивации и приходят к выводу:

Для создания и обработки графических изображений используются графические редакторы, поэтому схема имеет следующий вид:

“Графические объекты” + “Компьютер = технические устройства + графический редактор”.

Происходит демонстрация презентации (<Приложение 5> – слайд 2).

5. Применение

Учитель: Как вы думаете, какова тема урока? Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Графические редакторы.

Задание 1.

Дайте определение графическому редактору, используя имеющиеся знания и приобретенные в ходе исследовательской деятельности.

Учащиеся: Графический редактор — это компьютерная программа, предназначенная для создания, редактирования и просмотра графических изображений, а также для их сохранения на внешних носителях и печати на бумаге.

Учитель: Полученная схема напоминает левую часть формулы, добавим знак “=”:

“Графические объекты” + “Компьютер = технические устройства + графический редактор” = . Чего в ней не хватает?

Учащиеся: Правой части.

Задание 2.

Закончите полученную формулу:

“Графические объекты” + “Компьютер = технические устройства + графический редактор” = ?

Учащиеся: “Графические объекты” + “Компьютер = технические устройства + графический редактор” = компьютерные графические изображения растрового или векторного типа.

Происходит демонстрация презентации (<Приложение 5> – слайд 3).

Учитель: Какая существует связь графического редактора с нашим исследованием?

Учащиеся: Поскольку для создания и обработки графических изображений используются графические редакторы, то по типу создаваемых изображений графические редакторы делятся на две категории: растровые и векторные. Растровые графические редакторы создают растровые изображения (его примером является ГР MS Paint), векторные графические редакторы создают векторные изображения (его примером является ГР Flash).

Задание 3.

Сформулируйте возможности графического редактора.

Учащиеся: Графические редакторы позволяют:

  1. Изменять размеры изображений;
  2. С помощью специальных инструментов строить фигуры;
  3. Выбирать цвета, толщину линий;

Остальные возможности помогает дополнить учитель:

  1. Изменять масштаб изображений;
  2. Закрашивать нужную область;
  3. Добавлять текстовую информацию.

Для систематизации информации урока используется презентация (<Приложение 6>).

6. Рефлексия

Учитель выясняет, что наиболее значимое узнали или чему научились на уроке учащиеся, что им может пригодиться в жизни, какие значимые умения приобрели.

Учитель: Что еще хотелось бы узнать о графических редакторах?

Учащиеся: Познакомиться с технологией работы с графическими изображениями, как работать в графических редакторах.

Учитель: Графические редакторы предоставляют возможность выбора инструментов для создания и редактирования графических изображений в любом месте окна редактора. Инструменты имеются и в растровом, и в векторном графическом редакторах, однако принципы работы с ними несколько различаются. Каковы они? Ответ на этот вопрос вы попытаетесь найти на следующем уроке на основе выполненного домашнего задания.

7. Домашнее задание

Учитель: Запишите домашнее задание.

Придумать и нарисовать в тетради графический объект для дальнейшего создания его в среде графического редактора.