Коллективное творческое дело как средство развития лидерских качеств младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики.

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:

  • Какова основная идея КТД?
  • В какой форме будет проходить КТД?
  • Кого привлечь к участию?
  • К кому обратиться за помощью?
  • Когда провести стартовую беседу?

В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:

  • Что и для кого будем делать?
  • С кем вместе это будем делать?
  • Кто будет участником?
  • Кто и кому будет помогать?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Предлагаем 2 КТД, разработанные и проведенные в 4 классе, которые способствовали эффективному развитию лидерских качеств младших школьников.

Коллективное творческое дело “Радуга творчества”.

Коллективное творческое дело “Путешествие в страну Знаний”

Цель первого КТД: Развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов.

Задачи:

  1. Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.
  2. Выявление потенциала лидеров.
  3. Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.

Этапы проведения КТД “Радуга творчества”:

  1. Формирование разновозрастных групп из учащихся 1-4 классов (по цветам радуги)
  2. Знакомство с консультантами – учащимися педагогического класса (10-11 кл.)
  3. Подготовка к представлению команды (защита своего цвета):
    - эмблема;
    - девиз;
    - визитная карточка.
  4. Представление команд.
  5. Подготовка проекта “Гимназия будущего”.
  6. Защита проектов.
  7. Подведение итогов.

Цель второго КТД: создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников 10 лет.

Задачи:

  1. Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми.
  2. Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.
  3. Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

КТД проводилось в форме путешествия по станциям для учащихся 1 класса:

  • “Театр – экспромт”
  • “Музыкальная”
  • “Литературная лихорадка”
  • “Зажигательные танцы”
  • “Игровая”
  • “Веселый эрудит”

Этапы КТД “Путешествие в страну Знаний”:

  1. Старт КТД (сообщение темы, выбор совета дела, распределение поручений)
  2. Промежуточный этап (ребята находили новую информацию, составляли сценарий итогового КТД, изготавливали костюмы, продумывали станции, репетировали)
  3. Итоговое КТД “Путешествие в страну Знаний”.

После проведения КТД были подведены итоги на общем сборе класса в форме коллективного обсуждения.

При коллективном обсуждении ребята ответили на следующие вопросы:

  • Что удалось?
  • Что не удалось?
  • Почему?
  • Что нужно учесть на будущее?

Планирование, подготовку и проведение КТД осуществили ученики самостоятельно. Учитель выступил в роли координатора.

Рассмотрим эти КТД.

В ходе первого КТД, чтобы самостоятельность детей проявилась в полной мере, были созданы разновозрастные группы под руководством старших школьников. Именно они выполняли роль консультантов. Это надо было сделать обязательно, чтобы авторитет учителя не оказывал давление на учащихся и не снижал желание проявлять самостоятельность, активность, инициативу. На этом этапе учитель наблюдал за учениками, а учащиеся стали активными участниками коллективной деятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что педагог на данном этапе должен обязательно поменять свою позицию, отказаться от мелочной опеки учащихся, постоянных назиданий и руководства. Важно специально создать ситуацию, которая освободила бы младшего школьника от давления авторитета учителя. Ситуация “учитель – наблюдатель”, а роль учителя – консультанта выполняли старшеклассники педагогического класса, оказалась результативна в плане создания обстановки свободы, открытости для всех без исключения учащихся. Это способствовало развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся.

Во втором КТД роль педагога изменилась. Если в первом он выступал в роли наблюдателя, то во втором он стал координатором деятельности. Ребята сами придумали, подготовили и провели мероприятие для учащихся 1 класса. Данное КТД направлялось на стимулирование самостоятельности учащихся, воспитание ответственности за порученное дело. Каждый ребенок, выполняя индивидуальное задание, вносил свою лепту в общее дело, тем самым сопереживал и стремился к успешной реализации общей цели.

Активное включение учащихся в специально разработанные КТД, анализ результатов позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе.

1. Педагог должен изменить свою позицию, отказаться от мелочной опеки. Для этого требуется:

  • обладание личностными качествами (открытость, расположенность к детям, инициативность, креативность и др.);
  • знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников;
  • знание психологических особенностей учащихся начальной школы;
  • умение создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий; стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
  • создание ситуации “успеха”;
  • освободить учащихся от давления авторитета учителя;

2. КТД должно быть личностно-значимым для каждого ученика;

  • Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требуется, на наш взгляд, дополнительная работа по поиску эффективных условий, направленных на развитие лидерских качеств младших школьников. Поэтому исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях.