Новая действительность и "новый" человек, изображенные в повести М. Булгакова "Собачье сердце" и в сатирических рассказах М. Зощенко

Разделы: Литература


Цель урока:

  • показать основные особенности изображения новой действительности и “нового человека” в повести М. Булгакова и в сатирических рассказах М. Зощенко;
  • рассмотреть отношение писателей к поднимаемым ими проблемам, показать мастерство и гражданское мужество писателей.

Материал:

  • портреты М. Булгакова и М. Зощенко;
  • магнитофонные записи с отрывками из произведений писателей.

Ход урока.

План.

I. 1. Изображение новой соц. обстановки в повести М. Булгакова “Собачье сердце”.

2. “Новый человек” - Шариков.

II. 1. Изображение новой соц. обстановки в сатирических рассказах М. Зощенко ( “Собачий случай”, “Агитатор”, “Жертва революции”, “Медик”, “Хозрасчет”, “Собачий нюх”, “Пациентка”, “Тормоз Вестингауза” и др.Р).

2. “Новый человек” в изображении М. Зощенко.

III. 1. Эволюция “маленкького человека” (от Гоголя до Зощенко).

2. “Новый мир” и “новый человек” в изображении М. Булгакова и М. Зощенко, мастерство и гражданское мужество.

“… после недавней революции все, в сущности, только началось. …юмор понимания, который не высмеивает, а как бы подбодряет смехом поскорей избавиться от невежества и прочих недостатков”.

Ф. Д. Кривин.

I.

1. Беседа.

- Кто является представителем новой действительности в повести М. Булгакова “Собачье сердце”?

- В чем причина конфликта между проф. Преображенским и домкомом во главе со Швондером?

- Какие мысли высказывает проф. Преображенский во время обеда (гл. 3) ? Как он относится к новой власти? Выберите из текста (гл. 3) выражения профессора, которые демонстрируют его общественную и этическую позицию.

2. Выборочное чтение “Дневника доктора Борменталя” (гл. 5) и беседа по прочитанному.

- Прав ли док. Борменталь, считающий, что проф. Преображенскому удалось создать нового человека и что можно “развить Шарика в очень высокую психическую личность”?

- Кто прав: проф., считающий, что у Шарика человеческое сердце, или Борменталь, считающий, что у героя сердце собачье?

- Какое значение вложил Булгаков в эпитет “собачье” в названии произведения?

Чтение по ролям отрывка (гл. 6) :разговор Шарикова с проф. Преображенским (или прослушивание его записи).

- Чьи мысли (свои или чужие) высказывает Шариков в споре с Филиппом Филипповичем? К чему сводится его “философия”?

- Как вы думаете, почему в роли повествователя выступает пес Шарик, а не Шариков?

- Только ли профессор создает Шарикова?

- Физическое (Преображенского) и идеологическое (Швондера) насилие над личностью. Чем опасна любая форма?

Чтение по ролям беседы Борменталя и Преображенского (гл. 8) (или прослушивание записи). Обсуждение диалога:

- Как объясняет профессор цели и оценивает результат своего эксперимента?

- В чем видит он социальные и нравственные уроки истории?

- Какие образы повести, на ваш взгляд, стали нарицательными, т. е. приобрели характер символа определенного человеческого типа?

II.

1. Прослушивание записи 2-3 рассказов М. Зощенко (или чтение учащимися).

Беседа.

- Кто является героем в рассказах М. Зощенко?

- Где, в какой обстановке изображены герои Зощенко? Какова их речь? Поведение?

- С каким подходом к изображению человека полемизировал М. Зощенко в своем творчестве 20-х г. г.?

- Какие формы выражения авторской позиции в творчестве М. Зощенко вы видите?

- Какими худ. средствами создается тип “зощинского” героя? Как можно назвать его в рамках традиций русской литературы? (“Маленький человек”).

III.

- Вспомните писателей и их произведения, в которых мы видели “маленького человека”.

- Какова эволюция “маленького человека” от Гоголя до Зощенко?

- Что вы можете сказать о новой действительности и “новых людях”, изображенных в произведениях М. Булгакова и М. Зощенко?

(“Новый мир” и “новый человек” - лозунги революционной, коммунистической идеологии, которые по-своему понимает неподготовленный к новой жизни простой обыватель.)

- Как эпиграф отражает тему урока? Сделайте свой вывод в письменном виде.