Урок литературы в 5-м классе по теме: "Почему рассказ Р.Брэдбери "И грянул гром" называют рассказом-предупреждением?"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • выяснение основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения;
  • воспитание ответственности человека за свои поступки.

Оборудование:

  • рассказ Р.Брэдбери “И грянул гром”;
  • портрет писателя;
  • выставка книг писателя;
  • рисунки учащихся;
  • видеофильм.

Оформление доски:

Тема урока.

Эпиграф:

Фантастика — это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей. (Р.Брэдбери)

Ход урока

I. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

“Машина времени” — так и называется один из самых известных фантастических романов XIX века. Написан он в 1895 году, автор его — Герберт Уэллс (1866–1946). Зачем Уэллс отправляет своего героя в будущее? Уже не затем, чтобы показать читателю невероятные изобретения и неведомые возможности человеческого разума. Когда он задавал вопрос “А что если?”, его интересовало не будущее техники, а будущее человечества: а что если бы человек смог совершить путешествие во времени? Каким бы тогда он увидел будущее общество?

Возьмём один из самых известных рассказов Брэдбери — “И грянул гром”. Здесь мы снова встречаемся с машиной времени. Брэдбери продолжил игру, начатую Гербертом Уэллсом. Однако писатель не просто нажал кнопку “назад в прошлое” вместо кнопки “вперёд в будущее”. Он выдвинул новую фантастическую гипотезу, поставил новый фантастический эксперимент: а что если бы человек попал в прошлое? Что если бы своим появлением он что-то изменил в мире прошлого? Как бы это повлияло на будущее?

Гипотеза — обоснованное предположение, с которого начинается путь к научному открытию.

Главный вопрос, на который мы должны дать ответ, заявлен в теме урока. Чтобы ответить на него, разберемся в прочитанном.

II. Аналитическая беседа по тексту, в процессе которой учитель обращается к детским рисункам (по мере необходимости).

Учитель выслушивает юных художников, сопоставляет изображения на рисунках.

1. Что заставило Экельса отправиться в Прошлое?

Объявление о сафари, наличие денег, желание убить динозавра.

2. Попав в джунгли, проводник Тревис объясняет Экельсу, почему нельзя сходить с Тропы. Перечитайте в тексте это место.

Поняли вы, в чем смысл теории Тревиса?

Теория Тревиса состоит в том, что, если нарушить что-то в Прошлом, пусть даже уничтожить самое малое: убить мышь, уничтожить растение – все это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, к изменению хода эволюции.

3.Уверен ли Тревис в правильности своей теории?

“Покуда нам неизвестно совершенно точно, что наши вылазки во Времени для истории – гром или легкий шорох…”

4. Не вступает ли в противоречие теория Тревиса и его действия? Почему организуется сафари, если велик риск повлиять на ход событий, изменить Будущее?

Сафари для Тревиса и его сотрудников – средство заработать деньги, хотя они осторожны в обращении с Прошлым. Создана Тропа, шлемы служат защите Прошлого от бактерий Будущего, из тела динозавра удаляются пули.

Автору необходимо отправить героев в Прошлое, чтобы показать, что может произойти, если забыть об ответственности перед будущим.

5. Какие требования предъявляются к человеку, желающему отправиться в Прошлое?

“Мы вовсе не желаем отправлять в прошлое таких, что при первом же выстреле ударяются в панику”, - говорит Тревис. От путешественников требуются смелость, хладнокровие, выдержка.

6. Соответствует ли Экельс этим требованиям?

Экельс струсил, когда увидел динозавра. Он бросил своих товарищей и сошел с Тропы, зная о последствиях такого поступка.

7. Проследите за тем, как нарастают страх и смятение Экельса. Только ли это страх перед динозавром? Чего еще боится Экельс?

Экельс был уверен, что заплатив деньги, он обеспечил и свою безопасность. Его охватил страх за свою жизнь.

8. Какие чувства автор и герои испытывают перед динозавром?

Выражает ли автор восхищение перед динозавром? Если да, то почему?

Автор и герои испытывают смешанные чувства: с одной стороны, страх перед Ящером, с другой – восторг перед “великим богом зла”, созданным природой.

9. Какие последствия повлекла за собой гибель бабочки? Почему погибает именно бабочка?

Каким образом композиция рассказа помогает ответить на этот вопрос?

Последствия поступков Экельса ужасны: изменилась атмосфера, уровень равития человечества резко снизился (объявление с ошибками), на выборах победил диктатор Дойчер, и люди радуются этому.

Бабочка – символ хрупкости и красоты. Что же станет с миром, если из него уйдет красота?

Кольцевая композиция помогает понять замысел автора.

10. Как вы поняли смысл финала? Почему Тревис сначала пощадил Экельса, а затем, в финале рассказа, все же убил его?

Экельс совершил преступление перед человечеством, и Тревис выносит ему смертный приговор. Поначалу проводник не был уверен в правильности своей теории, увидев, к каким последствиям для человечества привела гибель бабочки, он решается на убийство.

III. Мини-сочинение.

О чем предупреждает Р.Брэдбери читателя в рассказе “И грянул гром”?

(Зачитываются несколько работ.)

Брэдбери предупреждает, что все мы ответственны перед будущим за каждый свой поступок.

11. Почему рассказ получил такое название?

Гром - предупреждение, гром-расплата для тех, кто не думает о последствиях своих поступков, несознательно подходит к решению вопросов. Гром сопровождает появление динозавра, звучит в момент убийства Экельса.

12. Можете ли вы вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт, факты негативного воздействия поступков человека на будущее?

Ребята говорят об экологических проблемах.

Демонстрируется видеофрагмент из фильма “Воздействие человека на окружающую среду”.

IV. Слово учителя.

В результате фантастического эксперимента читатель должен усвоить два урока — явный и скрытый.

Явный урок говорит о том, чего не надо делать. Брэдбери предупреждает читателей об опасности, грозящей всем людям: “Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его”. Охотник-любитель Экельс, вернувшись на миллионы лет назад, чтобы поохотиться на динозавров, невольно раздавил одну маленькую бабочку. И что же? Этого ничтожного происшествия хватило, чтобы вызвать печальные последствия для человеческого общества XXI века. Брэдбери предлагает читателю пугающее уравнение: если смерть одной бабочки может так повлиять на будущее, то как же повлияют на него дурные дела современного человека — уничтожение целых видов животных, вырубка леса, загрязнение атмосферы и многое, многое другое!

Скрытый урок говорит о том, каким надо и каким нельзя быть человеку перед лицом будущего. Надо быть таким, как охотник-профессионал Тревис, — не только осторожным, но и смелым. Нельзя быть трусом — таким, как охотник-любитель Экельс. Именно в человеческой трусости Брэдбери и видит угрозу будущему. Читатель сталкивается с ещё одним уравнением: вот как минутная трусость одного человека отразилась на ходе истории — подумай, что будет, если струсишь ты?

V. Домашнее задание.

Сделайте сообщение об отрицательном (положительном) воздействии поступков современного человека на будущее человечества.

VI. Вывод. Обращение к эпиграфу.

Фантастические эксперименты Брэдбери учат читателя личной ответственности перед будущим, перед историей. Но не только. Ещё важнее, что они учат изумляться миру, в котором мы живём, и мечтать о будущем.