Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию.
  • развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
  • воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Ход урока

Эпиграф.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтель

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока.

Вот и сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в анализе текста и написании сочинения-рецензии.

III. Целеполагание.

С какой целью вы пришли сегодня на урок?

Посмотрите внимательно задания-карточки и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.

Где пригодятся вам полученные знания? Вспомните задание С из ЕГЭ по русскому языку.

Я согласна с вами, ребята, так как задание С звучит так: Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту. Выскажите своё мнение о содержании текста. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте своё мнение. Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для данного текста; объясните их роль и приведите примеры использования их в данном тексте.

Цель на доске: (открыть) каждый из вас к концу урока должен уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, зная его особенности, совершенствовать навыки написания сочинения-размышления.

IV. Актуализация опорных знаний.

Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный на прошлом уроке.

Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи, какова его главная функция?

В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?

Какие средства художественной выразительности вам известны?

Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.

Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.

V. Проведение проверочных упражнений.

1. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Карточка-консультант №1. (Приложение №1)

Цель: среди предложенных текстов определите текст художественного стиля речи, опираясь на его основные особенности. Приступайте к работе в парах. Обсудите результаты и подготовьте план своего выступления. (Выступления учащихся)

При анализе любого текста и написании сочинения вы всегда должны помнить заветную формулу “Три кита” произведения: П = Т + И +Ф (записана на доске) Запишите формулу в тетрадь и попробуйте, ребята, её расшифровать. (Учащиеся называют понятие темы, идеи и формы произведения)

2. Тест открытого типа. (Приложение № 2)

Продолжаем работу. При анализе текста нам необходимо с вами знать и уметь определять средства выразительности. Предлагаю выполнить тест. Работа будет проводиться по следующему плану: 1,2,3 предложение выполняем вместе со мною, 4,5,6 – поработайте в парах, а 8,9,10 выполните самостоятельно. (проверка работы)

3. Тренировочные упражнения по алгоритму. Карточка-консультант №2 (Приложение № 3)

Цель: Уметь определять принадлежность текста к художественному стилю речи, тип речи , композицию.

Задание усложняется, вам предлагается определить тип речи и композицию текста. Подготовьте выступление, доказав свою точку зрения.

4. Тест закрытого типа. Цель: отрабатывать умение различать изобразительно-художественные выразительности (тропы и стилистические фигуры). (Приложение № 4)

Выполняем следующее упражнение. Работу выполняет каждый ученик по цепочке.

Какое затруднение вызвало у вас это задание?

5. Редактирование рецензии.

Учитель читает написанную рецензию на текст И.С.Тургенева. (Приложение № 5)

Ребята, вашему вниманию предлагается рецензия на текст И.С.Тургенева. Внимательно прочитаем её. Правильно ли написано сочинение согласно критериям оценивания сочинения на ЕГЭ? Исследуйте текст, обсудите свои наблюдения в паре и выскажите свою точку зрения.

(Далее идёт обсуждение рецензии, учащиеся находят ошибки и предлагают исправленные варианты)

VI. Творческая работа (упражнение творческого характера).

Для лингвистического анализа , совершенствования навыков написания сочинения я раздаю вам текст Л.Н.Толстого “Весна”. (Приложение №6) Ваша задача: написать сочинение-рецензию на текст художественного стиля речи, образно и красочно передать собственные впечатления о прочитанном тексте. Работать вы будете в малых группах. Координатор каждой группы выберет элемент композиции написания по жеребьёвке (жетоны: 1. Вступление. 2. Анализ содержания. 3. Языковой анализ исходного текста. 4. Отражение личностной позиции пишущего.). Я буду писать, ребята, вместе с вами (5. Заключение). Продуктом вашей деятельности будет монолог. Один представитель из группы защищает ваш ответ, а остальные ребята ему помогают.

VII. Защита творческой работы.

Цель: проанализировать правильность ответа другими группами. Оцените, пожалуйста, написание работы согласно критериям написания творческой работы К1, К2, К3, К4. (критерии оценивания сочинения на ЕГЭ)

VIII. Рефлексия.

Обратимся к цели нашего урока.

Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?

Какое задание у вас вызвало затруднение?

Сможете на ЕГЭ правильно определить принадлежность текста к художественному стилю речи и написать по нему сочинение-рецензию?

Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

IX. Домашнее задание.

Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений), докажите его принадлежность к данному стилю речи.