Урок по русской литературе "Тропинка к Есенину" (с применением элементов технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Разделы: Литература


Тема: Тропинка к Есенину

Цели урока:

Образовательные. Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина.

Развивающие: Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения.

Воспитательные. Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Эпиграф: “Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами”. Уолт Уитмен

Опережающие задания:

  1. Посмотреть телевизионный художественный фильм “Есенин”.
  2. Прочитать стихотворение С. А. Есенина “Письмо матери”.
  3. Сделать видеозапись заката солнца.

Оборудование урока: Слайды, видеозапись, томик стихотворений С. А. Есенина.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Дорогие ребята, каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих – это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора “Тропинка к Есенину”.

2. Анализ первых впечатлений от просмотра фильма “Есенин”.

(На экране слайд портрет Есенина, эпиграф урока.) В этом году страна отмечала 110-летие со дня рождения Сергея Есенина. Отмечают юбилей: (ответы учащихся):

- если человек достоин этого;

- если это великий поэт.

К юбилею были показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства? Ответы учащихся: “Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос”. Сложился следующий образ поэта:

- непонятный,

- много пьющий,

- скандальный,

- глубоко любящий свою Родину,

- очень талантливый.

3. Составление синквейна “Есенин”.

Попробуем выразить свои впечатления в синквейнах. (На слайде образец составления синквейна, учащиеся работают в тетрадях).

Синквейн учительницы на слайде.

Есенин.

Непонятный и великий.

Пьет, скандалит, творит.

Вот задача: что за человек?!

Океан.

(Учащиеся читают свои синквейны)

4. Притча о материнском сердце.

Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери” (На слайде портрет Матери)

Послушаем притчу о материнском сердце. “Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви. Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал. Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?”” (Беседа по содержанию притчи)

(На слайде рисунок “Сердце на ладони”)

Высказывание Антуан де Сент – Экзюпери Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга” пишут в тетрадях.

Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику.

5. Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точки зрения.

(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”)

Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?

Ответы учащихся:

- он любящий сын,

- остро чувствует тоску, боль матери,

- с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,

- раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”,

- нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”.

6. Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.

В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки.

Злое начало

Доброе начало

Горький пропойца

Кабацкая драка

Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть

Я по-прежнему такой же нежный

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

7. Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.

Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала

Пропойца

1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”

2. Слухи пошли: скандальный поэт

3. Страдает мать от этого

4. Муки совести.

5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”

(Учащиеся сами заполняют эту таблицу)

8. Составление синквейна “Письма”

Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…

Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время. (Учитель читает отрывки из писем дорогих ему людей, в зависимости от того, насколько они воспринимаются тепло учащимися).

Составляем синквейн (коллективно составленный синквейн):

Письма.

Добрые, нежные.

Греют. Ласкают. Любят.

Как мне не хватает вас.

Солнышко.

Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека.

Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет:

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать мне не дает

Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:

Жизнь – возможность, используйте её.
Жизнь – красота, восхищайтесь ею.
Жизнь – блаженство, вкусите его.
Жизнь – мечта, осуществите её.
Жизнь – вызов, примите его.
Жизнь – долг, исполните его.
Жизнь – игра, сыграйте в него.
Жизнь – богатство, дорожите им.
Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею.
Жизнь – тайна, изучайте её.
Жизнь – шанс, воспользуйтесь им.
Жизнь – горе, превозмогите его.
Жизнь – борьба, выдержите его.
Жизнь – приключение, решитесь на него.
Жизнь – трагедия, проделайте её.
Жизнь – счастье, сотворите его.
Жизнь слишком прекрасна, не губите её; жизнь это жизнь. Боритесь за неё. (Мать Тереза)

9. Мысли вслух после просмотра видеозаписи “Закат солнца”.

Есенин писал очень много о природе. Любимый поэтический образ Есенина – русская береза:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И её золотистые косы
И холщовый её сарафан.

Можно открыть наугад любую страницу есенинских книг и встретить русскую природу в узнаваемом, но каждый раз по-особому, зорким взглядом поэта замеченном облике:

Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот.

Или:

Выткался на озере алый свет зари

У Есенина есть строки про женщину:

… была
На закат розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла

Предлагаем вашему вниманию видеозапись заката солнца, снятую группой учащихся.

Попробуем понять красоту есенинского сравнения.

Ответы учащихся:

- Закат солнца – очень красивое зрелище, поэтому Есенин сравнивает женщину с этим явлением.

- Закат солнца навевает на человека тоску. Есенин много любил, но рядом с ним не было любимой женщины.

- Женщина, источник поэтического вдохновения поэта, уйдет из его жизни так же красиво, как закат солнца.

- Есенин мечтал о семейном уюте, о женской любви, но все его любимые женщины исчезали из его жизни, превращаясь в вечное нежное воспоминание.

10. Общие выводы по уроку.

Итак, вернемся к эпиграфу урока. (На слайде эпиграф урока)

Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.

11. Домашнее задание:

Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю …)

Готовить материалы к сочинению “Мой Есенин”

Использованная литература

1. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – М.,: “Первое сентября ”, “Русский язык” №19 2005, с. 10-15

Приложение