Проектирование конструктивного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса"

Разделы: Школьная психологическая служба


Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Галилей

Цель: Создать условия для овладения практическими навыками проектирования и осуществления конструктивного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.

Не все проблемы человеческих отношений являются психологическими, а многие психологические проблемы порождаются совсем не психологическими причинами и при помощи психологии разрешены быть не могут. С другой стороны, никакая психологическая литература и новые знания не помогут нам усовершенствоваться, если у нас нет к этому настоящего внутреннего стремления. Часто его источником становится кризис, переживаемый личностью. Не стоит его дожидаться. Будем проектировать конструктивные взаимоотношения на нашем тренинге. Большой толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова объясняет слово проектирование как разработку плана постройки, сооружение чего-либо. Проектирование – предварительный предположительный текст какого-нибудь акта, документа и т.п. Проектирование – план, замысел. Проектирование – разработка, составление проекта предполагающим, собирающимся что-нибудь делать. Педагогическое проектирование можно рассматривать и как педагогическую технологию.

Технология педагогического проектирования – это способ освоения и преобразования образовательной среды, шире – действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Важной характеристикой современного учителя является его способность к проективной деятельности, т.е. к продуктивному воображению, свободному преобразованию реальности на основе модели необходимого результата. Проективная деятельность предполагает преобразование реальности. Проектирование – способ решения проблем в различных сферах и видах деятельности, в том числе и педагогической (В.А. Чернобытов).  Педагогическое проектирование в широком смысле можно определить как вид профессиональной деятельности педагога (или совокупность деятельностей), направленный на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование, программирование и другие.

Особенностью педагогического проектирования является последовательность конкретных проектировочных действий (шагов, этапов). Выделяют шесть этапов проектирования – ориентационный, аналитический, моделирование, конструирование, практический и оценочный (Махотин Д.А.).

1. Принятие правил тренинга участниками

Упражнения тренинга:

2. Упражнение : “Презентация”.

Цель: Организация психологического контакта с группой.

Участники группы образуют круг, и, начиная с ведущего по очереди представляются группе. Психолог говорит: “Попробуйте в одной-двух фразах, помогая себе жестами и мимикой, представить себя группе: каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы вас воспринимала группа”. После этих слов психолог сам представляется группе. Далее по кругу сами участники представляют себя.

После того как круг презентаций завершен, предлагается их обсудить. Психолог задает такие вопросы: “Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?”; “Какое представление было для вас самым оригинальным и неожиданным?”; “Представление, какого участника группы было для вас таким, что вы сразу почувствовали близкого вам человека (по настроению, характеру)?”; “Чье представление показалось вам непонятным или вызвало удивление? Возможно, вы хотели задать вопросы этому человеку?”.

Упражнение “Дипломатический прием”.

Цель: Создать эмоционально теплую, располагающую к открытости и доверию психологическую атмосферу в общении.

Психолог призывает участников стать в круг и рассчитаться: “Первый-второй и т.п. Все первые номера приобретают в игре статус “иностранных гостей”, вторые номера – “дипломатические работники”. Задается такой сценарий: “Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно в центре внимания и заботы”.

Фиксируя время, члены группы разбиваются на пары, и в каждой паре начинается разговор. По истечении пяти минут в группе обсуждаются такие вопросы: “Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее и теплое внимание?”; “О чем вы говорили?”; “В разговоре вы чувствовали себя свободно или вы были смущены?” и т.д.

Разминка заканчивается, если психолог видит, что участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, у них потеплели глаза, а в группе возникла дружелюбная атмосфера.

Упражнение: “Моя профессиональная роль”.

Цель: поиск группой эффективных средств общения с классом и внутренней позиции, с которой учитель должен взаимодействовать с учащимся.

Группа садится в круг, и каждому участнику психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется иметь следующий набор карточек: “Помощник”, “Мама”, “Воспитатель”, “Лидер”, “Авторитет”, “Информатор”, “Идеал”, “Самый-самый…”, “Добряк”, “Наблюдатель”, “Посредник между учеником и родителем”, “Интеллектуал”, “Урокодатель”, “Предметник”, “Оценщик”, “Сухарь”, “Судья”, “Друг”, “Игрок”, “Товарищ”.

Каждый из участников группы получает свою карточку, где обозначена позиция-роль. Он читает карточку и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет. При активном несогласии с обозначенной позицией-ролью, учитель может назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовывать при общении с младшими школьниками.

Участники высказываются по кругу или в той очередности, которую сами предпочтут. При групповом обсуждении психолог стремится акцентировать внимание учителей на поиске каждым учителем собственной внутренней позиции-роли, проявлении учителями положительного отношения к детям, стремлении транслировать ученикам добро и теплоту.

Педагогические приемы расположения к себе людей в общении.

Понимание ученика – шаг к его расположению. Соблюдение простых правил: быть вежливым всегда и со всеми, регулировать эмоции и уметь адекватно их выражать, не судить и не оценивать там, где этого не требуется, оценивать беспристрастно и по заслугам. Выражение лица учителя, манера одеваться, вести себя – все это факторы расположения к себе. Хмурые неулыбчивые лица отталкивают, вызывают настороженность. Жесты, выражающие нетерпение, неуверенность, недоверие также не способствуют расположению. Спокойное доброжелательное выражение лица, спокойные жесты, допустимы чуть театральные, эмоциональные, но не суетливые – вот портрет приятного человека. Возможно, такой портрет можно дополнить еще и другими чертами, но без вышеперечисленных не обойтись. Ваша занятость и нервозность обстановки в школе задачу приобретения умения располагать к себе людей делает более сложной, но возможно и более желанной, привлекательной. А необходимость чаще смотреть на себя в зеркало и тренировать различные выражения лица, осваивать новые манеры поведения может стать интересным и полезным занятием не только для профессиональной, но и для личной жизни педагога.

И все же главный способ располагать к себе заключается во внутренней позиции учителя. Именно она определяет стиль общения учителя и класса. Эрик Берн выделил четыре основные позиции, которые занимают люди в общении. Они основаны на том, как человек относится к самому себе и собеседнику.

Первая позиция: Я плохой, ты – хороший”. Она характерна для детей, которые очень мало знают и почти ничего не умеют, но видят, что их родители много знают и умеют. Взрослый человек, имеющий такую позицию, чувствует себя неполноценным, отрицательно относится к себе, своим заслугам, личности, умениям. Больше полагается на мнение окружающих, чем на свое, испытывает огромную потребность в признании и похвале. Он не может оценить сам, что делает хорошо, а что плохо, постоянно ждет признания, стремится угодить другим и обижается, если его за это не ценят.

Вторая позиция: “Я – плохой, ты – плохой”. Ребенок приобретает знания и умения и вместе с тем замечает, что взрослые люди тоже многого не знают и не умеют. Взрослый человек с такой позицией не верит в интерес к себе со стороны других, становится замкнутым недоверчивым, аутичным.

Третья позиция: “Я – хороший, ты – плохой”. Ребенок, лишенный достаточного внимания взрослых, начинает хвалить себя сам. Он не любит всех, кто плохо к нему относится. Если таких людей большинство, то все вокруг оказываются “плохими”. Взрослый не может заглянуть внутрь себя, потому что заранее знает, что во всем виноваты окружающие. Такой человек лишен самокритики, но преуспевает в критике окружающих и в первую очередь детей. Если учитель имеет такую позицию в общении, у него будут подхалимы и любимчики. Именно такие учителя постоянно ждут подвоха со стороны учеников и находятся в позиции обороны или нападения.

Четвертая позиция: “Я – хороший, ты – хороший”. Она качественно отличается от первых трех тем, что формируется путем осознанных решений и упражнений. В ней отражены потенциальные возможности человека, она – результат размышлений, веры и желания действовать. В этой позиции человека характеризует автономность, которую необходимо понимать как способность личности к самоопределению на основе собственного законодательства. Внимание этих людей обращено на имеющееся и на то, как его лучше использовать. Они не бояться задумываться о себе и анализировать себя. Люди с такой позицией в общении знают, что умеют и не бояться признаться другим, если чего-то не знают. Они могут ошибаться и терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. Так же они поступают и по отношению к детям и всем, кто их окружает. Они способны не делить человека на “черную” и “белую” половины, стремятся научить ребят использовать все свои качества. Они стремятся научить детей проявлять свои чувства и доверять им; находить свои достоинства и опираться на них в личностном росте, реализовывать свои права и уважать права других; не решать проблемы за других людей и принимать ответственность на себя; жить в настоящем, помнить и извлекать уроки из прошлого и смело смотреть в будущее; делать то к чему лежит душа, и дисциплинировать себя в выполнении неприятных дел.

Упражнение: группа разбивается на четыре микрогруппы по количеству позиций, которые занимают люди в общении. Каждой группе “дается” позиция, которую она будет анализировать (по выбору или путем жеребьевки).

Задание микрогруппам: вспомните основные особенности той или иной позиции, которая дана вам для анализа. В каких словах, действиях, особенностях поведения людей она проявляется? Напишите как можно более полный список того, что вы вспомнили, попробуйте классифицировать выделенные особенности и объяснить их, привести примеры из практики. Примеры из практики необходимо проанализировать по схеме:

  1. Описание ситуации .
  2. Оценка ситуации.
  3. Прогноз ее развития.
  4. Решение.

Для выполнения задания 10-15 мин. Затем обсуждение.

Рефлексия тренинга:

Представьте, что в середине нашей комнаты стоит сундучок педагогической мудрости. В него каждому из нас необходимо “положить” самые важные мысли и чувства, пережитые в процессе сегодняшнего общения.

Конструктивное общение учителя с учеником во многом определяет успешность обучения , развития, состояние здоровья ребенка, подростка, юноши. Проектируя и осуществляя конструктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса, учитель будет более эффективен как профессионал, получит большее удовлетворение от работы и жизни в целом.

Литература:

  1. Гатальская Г.В. Крыленко А.В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя.- 2-е изд., перераб. И доп.- Мн.: Амалфея, 2000
  2. Касаткин С.Ф. Мастер общения. Советы практического психолога.- Спб.: Питер , 2002
  3. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
  4. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001