Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Необходимо уметь понимать свои чувства, поступки, мотивы поведения: любить себя, знать себя, заботиться о себе, здоровом или больном. А научить детей быть счастливыми, должны мы – взрослые.

Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность.

Но даже нормально развивающийся ребёнок часто находится под влиянием переполняющих его чувств. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы малыш научился свои переживания, понимать эмоции других людей.

У детей с задержкой психического развития часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки, неадекватность поведения. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребёнком. В работе нужно адекватно оценивать его реальный “эмоциональный” возраст, который может быть значительно меньше реального биологического возраста, то есть наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребёнка. Специалистами (К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др.) подчёркивается необходимость ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, одной из составляющих которой является формирование эмоционально- личностной сферы ребёнка, проводимое систематически, терпеливо, и постепенно.

Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей с ЗПР может быть различной и в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Р. Рубинштейн, “эмоциине развиваются сами по себе,… основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема”.

То, что дети с ЗПР дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели воспитатели и использовали их в повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

Наш педагогический коллектив работает по Программе коррекционно развивающего обучения дошкольников с ЗПР, в частности по разделу “Здоровье” Екжановой Е.А.

Врач- психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула такую идею: “Здоровье человека можно представить в виде круга состоящего из 4-х составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность, главная задача сбалансироват