Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Необходимо уметь понимать свои чувства, поступки, мотивы поведения: любить себя, знать себя, заботиться о себе, здоровом или больном. А научить детей быть счастливыми, должны мы – взрослые.

Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребёнка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы ребёнка, а также его деятельность.

Но даже нормально развивающийся ребёнок часто находится под влиянием переполняющих его чувств. Требуется достаточно времени и сил для того, чтобы малыш научился свои переживания, понимать эмоции других людей.

У детей с задержкой психического развития часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки, неадекватность поведения. Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребёнком. В работе нужно адекватно оценивать его реальный “эмоциональный” возраст, который может быть значительно меньше реального биологического возраста, то есть наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребёнка. Специалистами (К.С.Лебединской, О.С.Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др.) подчёркивается необходимость ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, одной из составляющих которой является формирование эмоционально- личностной сферы ребёнка, проводимое систематически, терпеливо, и постепенно.

Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей с ЗПР может быть различной и в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Р. Рубинштейн, “эмоциине развиваются сами по себе,… основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема”.

То, что дети с ЗПР дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели воспитатели и использовали их в повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

Наш педагогический коллектив работает по Программе коррекционно развивающего обучения дошкольников с ЗПР, в частности по разделу “Здоровье” Екжановой Е.А.

Врач- психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула такую идею: “Здоровье человека можно представить в виде круга состоящего из 4-х составляющих: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность, главная задача сбалансировать все аспекты вокруг здоровья”. Итак, эмоциональная сфера рассматривается как неотъемлемая часть здоровья.

Как грамотно построить работу воспитателя по коррекции социально-эмоциональных нарушений. Желательно пройти обучение по данной проблеме. Если нет возможности, то начать работу с изучения соответствующей литературы. Можно обратиться за консультацией к психологу ДОУ, к педагогам, углубленно работающим по данной проблеме.

Создать предметно-развивающую среду в группе в соответствие с возрастом детей и требованиями ДОУ. Социально-эмоциональный уголок выделяется отдельно, либо органично сочетается с уголком “ Здоровья”. В течение учебного года предметно-развивающая среда регулярно пополняется. (Прилагается примерное содержание социально-эмоционального уголка в соответствии с возрастом.)

В начале учебного года необходимо провести диагностическое обследование нарушений эмоционально волевой сферы у детей с ЗПР с привлечением дефектолога, психолога, врача – невролога. Результаты обследования зафиксировать в дневнике наблюдения за ребёнком, поставленные задачи необходимо отразить в индивидуально-ориентированной программе. Педагог должен знать, каким проблемам ребёнка необходимо уделить больше времени и внимания.

Вся, проводимая работа с детьми, должна отражаться педагогами в планировании, как в перспективном, так и в календарном.

Большую помощь в организации работы с детьми с ЗПР по социально-эмоциональному воспитанию и обучению детей может оказать программа “ Я, ты, мы.” Программа состоит из трёх основных разделов: “Уверенность в себе”, “Чувства, желания, взгляды.”, “Социальные навыки”. Реализация программы в каждом дошкольном учреждении может проходить по разному. Вместе с тем, программа “Я, ты, мы”, в силу её особой значимости для развития личности ребёнка, требует строгого соблюдения следующих основных принципов. Системность. Работа по программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять её в течение дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Нерегламентированная деятельность детей осуществляется как до обеда, так и во второй половине дня. Интеграция программного содержания. Программа может использоваться как самостоятельная парциальная программа и в то же время выступать составной частью какой-либо комплексной программы. Главное, чтобы программа естественно и органично входила в целостный педагогический процесс. Интеграция целесообразна с содержанием занятий по изобразительной и театрализованной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, экологическому и физическому воспитанию, а также игровой деятельности. Координация деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и узких специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определённые темы. Преемственность взаимодействия с ребёнком в д/с и в семье. Очень важно объяснить родителям цели и задачи программы, как её реализация поможет их ребёнку и что родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Каждый педагог должен осуществлять творческий подход к решению проблем по социально-эмоциональному воспитанию детей с ЗПР и коррекции их развития. Предлагается использовать в работе следующие методы и приёмы. Перед каждым видом деятельности дать установку на терпение, взаимоуважение, внимание. Ввести ритуалы начала занятия. Его можно менять, но не часто. “Волшебный клубочек”, “Улыбнись другу”, “Солнечные лучики” и другие. Вместо вопроса “Что понравилось?” спросите: “За кого ты порадовался?”, “Что тебя огорчило?”, можно спеть песню о дружбе, сказать в заключение: “Всем большое спасибо!” и