Дневник наблюдений – помощник классного руководителя в изучении личности учащихся

Разделы: Классное руководство


Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, детских организаций, родителей и общественности.

Чтобы правильно воспитывать учеников, надо хорошо их знать, глубоко проникнуть во внутренний мир, понимать их переживания и мотивы поведения. Изучить то, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенности воли, черты характера, темперамент. А это, значит, найти более верный путь к сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Одним из наиболее распространенных методов изучения школьников является педагогическое наблюдение. Оно направлено на систематическое их изучение в обычных условиях жизни и деятельности. При проведении наблюдения надо отмечать только наиболее типичные, характерные черты личности, при оценке поступков важно выявлять их причины.

В процессе наблюдения следует не просто констатировать факты, а выявлять причины того или иного поведения и намечать пути наиболее эффективного воздействия на каждого ученика с учетом его особенностей. Большие трудности представляют наблюдения за учениками замкнутыми, отверженными от коллектива они стараются держаться в стороне, не высказывают свое мнение. Необходимо им давать интересные поручения, вовлекать в коллективную деятельность, где наиболее полно раскрывается характер, обнаруживаются склонности, навыки и привычки. [1]

Классный руководитель проводит наблюдения, прежде всего на своих уроках. Здесь можно определить уровень развития учащихся, их кругозор, выявить интерес к различным учебным предметам, волевые качества.

Ценный материал, характеризующий отдельных школьников, дает общественно – полезный труд. Некоторые ученики проявляют торопливость, неорганизованность, разбросанность, другие работают ритмично, без спешки, выполняют порученное дело тщательно и аккуратно. Одни трудятся с большим интересом и желанием, другие – неохотно. Все это важно знать для того, чтобы правильно понять ученика, найти пути его воспитания, а иногда и перевоспитания.

Более благоприятно наблюдать над учащимися во время внеклассной работы. В совместной деятельности во внеурочное время ученики полнее раскрывают свои интересы, склонности, черты характера.

Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за поведением вне школы и в семье. Некоторые ученики за стенами школы ведут себя по-иному. В классе они не нарушают дисциплину и порядок, а на улице ведут себя негативно, проявляют, не уважение к старшим. Не зная этого, трудно оказать серьезные воздействия на таких учеников.

В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении того или иного ученика, чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Эти наблюдения можно внести в дневник, изучить их и наметить пути индивидуальной дальнейшей работы с учащимися.

Если учителю поручают классное руководство в новом для него классе, он приступает к предварительному знакомству с учащимися еще до начала учебного года. А именно знакомится и изучает :

  1. Личное дело
  2. Классный журнал
  3. Проводит беседу с бывшим классным руководителем
  4. (с воспитателями детского сада)
  5. Информацию от директора, завуча
  6. Проводит совещание с учеником
  7. Проводит беседу с родителями

Классный руководитель, впервые приняв класс, собирает сведения об учениках. (Где живет, профессии его родителей, состав семьи, материальная обеспеченность, культурный уровень, взаимоотношения в семье, характер воспитания ребенка в семье. Режим, досуг, товарищи, есть ли условия быта, рабочее место, участие в домашнем труде. Друзья, знакомые вне школы, ближайшее окружение, кто положительно влияет, кто отрицательно влияет на ребенка. Выясняет состояние здоровья, что читает, интересы, таланты, способности.)

В процессе изучения у классного руководителя накапливается информация по вопросам общего развития школьников (культура речи, начитанность, регулярность чтения, широта и устойчивость читательских интересов, посещение в общественных местах и т.д.); идейной политической направленности (отношение к политическим событиям, участие в общественной жизни и работе класса и школы, какие газеты выписывает и читает, отношение к общественным поручениям, кому желает подражать, кумиры); отношения к учебному труду и успеваемости ученика (мотивы обучения, посещение учебных занятий, пропуски, опоздания без причин, внимательность на уроках, систематичность выполнения домашних заданий, самостоятельность выполнения учебного труда, успеваемость по различным предметам, какие предметы любит, какие предметы даются легко, а по каким затрудняется, причины неуспеваемости и т.д.); отношения школьника к физическому труду (самообслуживание, как выполняет общественные поручения, связанные с физическим трудом, какой труд предпочитает, проявления инициативы и самостоятельность в физическом труде, каким видом труда интересуется, посещение кружков, секций); уровня дисциплинированности ученика, правила для учащихся; культурного уровня поведения (организованность на уроках, вежливость в общении, опрятность, аккуратность, интересы и склонности в области искусства, науки, техники); широту и устойчивость интересов (какие кружки, организации, общества ученик посещает, какой профессией интересуется, связь его с выбором будущей профессии, прилежание и добросовестность).

Все эти данные можно внести в дневник наблюдения в отдельные графы. Можно эти данные записать в виде таблицы.

Чтобы хорошо знать школьника, можно составить программу изучения личности и программу изучения коллектива. Для наблюдения школьника классному руководителю следует проводить различные внеклассные мероприятия. Например, эксперимент, анкеты, сочинения учащихся, социометрические опросы. Установить симпатии, антипатии, безразличия друг к другу, установить, кто пользуется авторитетом, кто – меньше.

В средних классах можно провести мероприятия на темы: “Какой я?”, “Что узнаем о себе на уроках”, “Сходства и различия между людьми”, “Хорошее и плохое в человеке”, “Каким хотел бы я быть?”. Провести проверки на познание мира и себя на темы: “Память, типы памяти, как улучшить память”, “Мышления: логические, образные”, “Эмоции и чувства человека” (настроение и самочувствие, как ими управлять?), “Речь: дикция, образность, логичность” (можно вести элементы риторики – владение голосом, составление письменных, устных речей, жесты, мимика). Дальше можно провести мероприятия на индивидуальные особенности человека на темы:“Интересы, предпочтения склонности”, “Способности, одаренность, талант”, “Темперамент”, “Характер”, “Привычки (полезные и вредные)”, “Поведение человека. От чего он зависит”, “Самооценка, уверенность в себе, преодоление комплексов”, “Сложные жизненные ситуации”, “Планируем жизнь”, “Сочинение – мое представление о будущем”.

В старших классах можно провести мероприятия на темы: “Как научиться понимать других людей”, “Как строить отношения с людьми различного темперамента, характера, возраста?”, “Конфликты. Как их избежать или разрешить? Поведение в конфликте”, “Как обрести уверенность в себе (обаяние, привлекательность)”, “Взаимоотношение любимых супругов”.

Проведение таких мероприятий дает ученикам возможность самопознания, пробуждает желание самосовершенствоваться, помогает при самовоспитании и ориентированности в окружающем мире: что есть добро и зло, к чему следует стремиться в жизни, а от чего отказаться, как достичь взаимопонимания с другими людьми. Тут ребят необходимо нацелить на целостную сферу личности. Поэтому при отборе материала мероприятий (анкеты, опросы, беседы, диспуты, игры-уроки и др.) я стараюсь подготовить его таким образом, чтобы дети не только усваивали, но и откликнулись на него. А именно, самостоятельно осмыслили и оценили. Еще будет эффективным, если они соотнесут оцениваемые объекты друг с другом.

Например, я как учительница математики поведение человека сравниваю с обыкновенной дробью, излагая это мудрой мыслью великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: “Человек подобен дроби, где числитель – это то, что он собой действительно представляет, а знаменатель, то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь; если знаменатель – бесконечность, то дробь равна нулю”.

Можно это высказывание цитировать, для воспитательной цели, при прохождении в 5-м классе темы “Обыкновенная дробь”. Здесь можно детям объяснять суть дроби в поведенческом аспекте. Например, числитель – это ваши положительные поступки (добрые дела, хорошие отметки, доброжелательные отношения друг к другу и т.д.), а знаменатель – это ваши плохие отрицательные (негативные) поступки (плохие отметки, непослушание, невыполнение хороших дел и т.д.). И задавайтесь вопросом: “Дробь будет какой?”. Затем дать обобщение детям, если вы совершили что-то нехорошее (в знаменателе), чтобы его исправить, необходимо совершать хорошие дела. Для достижения поставленной цели в изучении личности помогут материалы которые несут познавательную и целостную информацию о человеке, его индивидуальных особенностях, возможностях, перспективах развития.

Мы часто просим ребят оценивать не только свои качества личности, но и личность других людей (их поведение, мысли, чувства, и не просто отметить “это – хорошо”, а “это – плохо”, а выявить их особенности, только им присущие черты характера, отметить, какие в нем есть привлекательные черты, а какие отрицательные). В таких заданиях дети обычно рефлекцируют,т.е. дают оценку собственным и другим поступкам, мыслям, чувствам.

Сейчас вошло в моду информировать астрологические, зодиакальные приметы поведения, черт характера человека по разным гороскопам. Такие сведения тоже необходимо учесть и дать на заметку.

В профориентационной работе можно провести дискуссию “Как ориентироваться в мире профессий?”, объяснить типы профессий по предмету труда (“Человек – человек”, “Человек – техника”, “Человек – знаковая система”, “Человек – художественный образ”, “Человек – природа”), классы профессий по характеру труда (исполнительные, творческие), выяснить творческий потенциал каждого ученика и связывать, кем ему быть по зодиаку. Все они в целом помогают конкретно определиться при выборе будущей профессии.

Для себя я сделала вывод, что учитель обязательно должен вести индивидуальный педагогический дневник, он является лучшим способом накопления знаний об ученике, базой данных о нем.

Результаты наблюдения я фиксирую в дневнике. Накопленные в дневнике наблюдения дают объемный материал для составления характеристик на каждого ученика, с их помощью не трудно составить объективные характеристики. Ведь не секрет, что нередко педагогические характеристики бывают поверхностными, бедными, однообразными, иногда пишутся наспех, ограничиваются несколькими общими предложениями. Иногда без достаточных оснований приписываются такие качества, которые на самом деле в детях нет.

Раздумья над пометками в страничках дневника, их анализ помогают осуществить индивидуальный подход, указать недостатки, принять меры для их устранения.

Дневник наблюдения очень удобный для учителя, он не требует много “писанины”, тем самым, сэкономит и так драгоценное, время учителя. Он является первым помощником классному руководителю в работе с учениками, родителями и общественностью.

Дневник наблюденийь (Приложение)

Использованная литература

  1. Н.И. Болдырев. Классный руководитель. –М.: Просвещение, 1978;
  2. Журналы “Классный руководитель”