Дискуссионный клуб "Педагогическая этика"

Разделы: Администрирование школы


Цели:

  • рассмотреть вопросы педагогической этики, определить понятие, рассмотреть нравственный фундамент педагогической этики, помочь воспитателям изменить себя с помощью изучения педагогического общения с коллегами, друзьями, знакомыми;
  • дать рекомендации воспитателям по изучаемому вопросу с помощью анкетирования; сообщить необходимые теоретические знания в организации практики общения;
  • формировать интеллектуальную, нравственную, эстетическую готовность к эффекту общения.

Материал к занятию:

Блок-схема нравственного воспитания; блок-схема по изучаемому вопросу.

Межпредметные связи:

Вовлечь в разговор психолога и дать рекомендации по изучаемому вопросу.

Ход занятия

Сегодня, мы с вами собрались для того, чтобы поговорить на очень важную, новую, я бы сказала "деликатную" тему о педагогической этике. Почему я выбрала именно эту тему? Потому что считаю, что самым главным в жизни воспитателя является его личность. А личность, как сказал замечательный советский психолог А. Н. Леонтьев "… это то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Человек утверждает свою личность в повседневных делах, в общении с людьми, которым он передает частицу себя…"

Запишите: "ЭТИКА – это реализация педагогом в своей деятельности специальных нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношениях с коллегами, так и с другими людьми".

Обращаю внимание на блок – схему по нравственному воспитанию, объясняю, как этой схемой пользоваться в работе.

Давайте с вами поиграем в игру и разберем, какие же нравственные требования вы больше всего цените в людях:

  • честность;
  • порядочность;
  • доброта;
  • сопереживание;
  • корректность;
  • отстаивание своих взглядов, учитывая интересы других.

Каким образом появляется нравственный фундамент, то есть все перечисленные нами требования?

  • в нашем мышлении (как)?
  • в наших действиях (каким образом)?
  • в педагогическом общении (каким образом)?

Сейчас, я зачитаю вам небольшую притчу из книги В.А. Сухомлинского "Хрестоматия по этике", послушайте ее: "Как-то однажды пришли дети к старой бабушке, чтобы помочь ей. Спросили у нее, что нужно сделать? Она ответила им, что вот на эти деньги нужно купить что-нибудь из продуктов. Дети принесли ей грецких орехов. Взяла их бабушка, сложила в передник и сидит играет ими, как камушками. А сама смотрит на каждого: кто-то засмеялся, увидев как бабушка играет, кто-то отвернулся, кто-то спрятал глаза…" Конца у этой притчи нет. Почему? Чтобы каждый читатель смог определить действия детей.

А. В. Сухомлинский, читая притчу, внимательно смотрел детям в глаза, он искал в маленьких детях корешки большого зла, оно таилось в тех детях, кто засмеялся. Вот и Вы придете сегодня к детям и расскажете эту притчу, что-то изменив, добавив, и вы узнаете, каковы ваши дети, и какое лекарство для души им необходимо.

Чтобы лучше узнать вас самих, я предложила нашему психологу, врачевателю и наших, и детских душ, провести среди вас анкетирование, для того, чтобы узнать (при условии, что вы были предельно чисты совестью, когда отвечали на вопросы) каковы же мы сами в педагогическом общении, в педагогическом мышлении и в педагогических действиях, потому что мы оцениваем друг друга именно с этих позиций.

Слово предоставляется психологу Герасимовой Т.В.:

"Подводя итог сказанному, я хочу сказать, чтобы Вы записали каждый для себя черты творческого работника в любой сфере деятельности:

  • мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;
  • постоянный поиск оптимальных путей деятельности;
  • четко выраженный рефлекс цели;
  • постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;
  • идеальное – в перспективе;
  • причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы;
  • высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;
  • умение общаться."

Несколько слов о педагогическом общении. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.

А теперь – мгновенный тест.

Ответьте:

  1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
  2. Всегда ли найдете тему для разговора с незнакомым человеком?
  3. Всегда ли внимательно слушаете собеседника?
  4. Любите ли давать советы?
  5. Если тема разговора вам неинтересна, показываете ли вы это собеседнику?
  6. Раздражаетесь ли вы, если вас не слушают?
  7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
  8. Если тема разговора вам незнакома, будете ли ее развивать?
  9. Любите ли вы быть центром внимания?
  10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
  11. Вы хороший оратор?

Ваша педагогическая этика проявляется во всем, даже в том, насколько искренне вы ответили на вопросы этого теста.

Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

Теперь, давайте рассуждать, что же такое ОБЩЕНИЕ и КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ?

В заключении, я хотела бы еще раз обратиться к книге В.А. Сухомлинского "Хрестоматия об этике": "Отсутствие общей культуры у человека умного, склонного к творчеству, может привести к неумеренному честолюбию, жажде престижа, к расчету, стремлению утвердиться любой ценой, даже за счет намеренного умаления достоинств и порядочности своих коллег!" Эти слова являются итогом всего, о чем мы с вами говорили. Все, что связано с педагогической этикой, можно прочитать в журнале начальное образование № 5, 1990. В этом журнале есть статья "10 советов директора школы молодому учителю."

Подводя черту сказанному сегодня, разрешите вам дать несколько советов: БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ! БУДЬТЕ ОПТИМИСТАМИ! ВЕРЬТЕ В ХОРОШЕЕ И ПУСТЬ ВСЕГДА С ВАМИ БУДЕТ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!